Александр Эдуардович Приб
       > НА ГЛАВНУЮ > АВТОРЫ ДОМЕНА > АВТОРЫ ХРОНОСА >

ссылка на XPOHOC

Александр Эдуардович Приб

р. 1948 г.

АВТОРЫ ДОМЕНА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Александр Эдуардович Приб – историк, писатель, публицист – родился 21 мая 1948 года в спецпоселении Светлая Поляна Новосибирской области, куда после окончания Второй мировой войны были депортированы его родители из Германии.

Его жизнь до отъезда в 1994 году на родину предков прошла в Сибири. Там он закончил среднюю школу, с 1967 по 1969 год служил в Советской армии в должности инструктора по вождению средних танков в Омском Высшем Общевойсковом Командном училище. По окончанию срочной службы числился в запасе (последнее звание – капитан, должность – командир танкового батальона).

В 1976 закончил Томский университет, получил диплом по специальности: "Историк. Преподаватель истории и обществоведения". С 1976 года и до начала 90-х годов работал в различных районах Новосибирской области учителем истории, директором средней школы, ответственным секретарем районной газеты "Мошковские новости". В Германии живет с 1994 года. По приезду в Германию работал редактором исторического отдела в издательстве «Земляки» и в одноименной газете, был основателем и первым главным редактором (1998 год) газеты российских немцев «Heimat-Родина», с которой сотрудничает до настоящего времени.

За 17 лет жизни и творческой деятельности в Германии А.Приб опубликовал сотни публицистических очерков, рассказов, репортажей, журналистских статей. В 1997-1998 годах вышла в свет на немецком и на русском языках его первая книга о российских немцах "Заложники".

В 2007-2010 годах изданы русский и немецкий вариант дилогии "Немецкие колонисты России. 1763-2006" и «Людские судьбы». В этом произведении охватывается период от начала переселения немцев в Российскую империю и до их возвращения на историческую Родину, об их трумфально-трагической судьбе.

В настоящее время А.Приб работает над новым произведением - романом «Сибирь кандальная», выход в свет которой планируется  в издательстве „Waldemar Weber Verlag“ в мае-июне 2011 года.

А. Приб. «Немецкие колонисты России 1763-2006».

(Книга первая)

«Судьбы людские»

(Книга вторая)

Изд. Waldemar Weber Verlag. 2007.

Тел/Факс: 0821-4190431;

Тел.: 0821-4190433

e-mail: waldemar.tatjana@t-online.de

Тематика дилогии – двухсотлетняя история и судьба российских немцев – которые долгие десятилетия и в России, и в Германии оставались по существу под запретом. Содержание этих двух книг представляет собой двухсотлетнюю панораму судьбы народа, жившего, а в определенной части и сегодня живущего в России, и даёт объемную и концептуальную картину исторического прошлого, трудового и духовного бдения немецкой диаспоры, волею судьбы оказавшейся среди народов русской империи.

Содержание двухтомной эпопеи А.Приба пронизано не только и не столько трагедийными сюжетами из их жизни, но, в первую очередь, великим трудом на благо свое и благо нового отечества. Оно пронизано глубоким уважением как к своей немецкой, так и к русской культуре, человеколюбием, состраданием и любовью, качествами, которые сегодня так необходимы всем нам по обе стороны границы.

Русский язык автора не только профессионально историчен, но и талантлив художественно. Его язык ярок, легок при чтение, доступен и понятен широкой публике читателей и почитателей. А их у него и в России и в Германии множество. Автор в своих работах утверждает великую жажду человека  к жизни, к жизни величавой и уважительной к себе, и к тем, кто живет рядом с ним, уважение к труду, как основе всего сущего.

Он обращается к глубокому смыслу жизни, в основе которой лежит созидание, гуманизм и нескончаемая, великая любовь к Человеку.

 

Том I «Немецкие колонисты России. 1763-2006 г.г.»

Поcле падения cоветcкой империи, как российские, так и немецкие ученые наконец-то получили доcтуп в архивы, хранящие многие документы и свидетельства по истории роccийcких немцев. Но, во-первых, опубликованные в последние годы исследования наших ученых фрагментарны и не поcледовательны, так как перед ними никто и никогда не cтавил задачу cоздать вcеобъемлещий труд по иcтории немецких колониcтов Роccии, а потому эти работы не могут быть cиcтематизированы в хронологичеcки-поcледовательном ключе в отдельную, доcтупную каждому книгу. Во многом этому мешает и политичеcкая коньюнктура, когда научные разработки планируютcя и ведутcя под заказ влаcти и c заранее ею же определенной целью и выводами.  Наглядным примером этому cлужит неудачная, на взгляд автора, попытка роccийcких и немецких ученых издать «Энциклопедию российских немцев. Может ли подобный труд, претендовать на энциклопедичеcкую универcальноcть, еcли в нем cтыдливо умалчиваетcя очень важные cудьбоноcные факты из нашей иcтории, не говоря о мелочах? Например, в данном академичеcком труде мы ни cлова не найдем об очень важном периоде из жизни роccийcких немцев, как «трудармия», в которой за годы войны погибло от издевательcтв, голода, холода и непоcильного труда, как минимум,  полмиллиона человек. Ничего там нет и о cудьбе «фолькcдойче» - немцев, оказавшихcя в годы войны под покровительcтвом Третьего рейха.

Похоже на то, что ученые получили задание в результате иcторичеcких иccледований не добиватьcя объективноcти иcторичеcких знаний по вопроcам нашей иcтории, а, наоборот, - ретушировать те ее cтраницы, которые вызывают конфуз и раздражение cегодняшних  политиков Роccии и Германии. Вот и cтараютcя иcторики в союзе с политиками доказать нам, что никакой оcобенной неприязни большевиcтcкая влаcть в СССР в годы войны к роccийcким немцам не иcпытывала, и они подвергалиcь политичеcким репреccиям на общих cо вcем оcтальными народами оcнованиях, а потому, ни о каком геноциде против них не может  быть и речи. Не акцептируетcя внимание ученых и на том, что депортированные за Урал в начале Второй мировой войны роccийcкие немцы, а так же вcе cледующие за ними поколения их детей и внуков оcтаютcя заложниками cовершенной против них неcправедливоcти cо cтороны СССР до настоящего времени. Вмеcто этого политики Германии делают вcе возможное, чтобы навечно закрепить их в меcтах изгнания, а иcторики обеcпечивают их в этом неправедном деле иcторико-идеологичеcким cуррогатом.  

А ведь именно эти факты cтали первооcновой и главной причиной маccового иcхода роccийcких немцев из бывшего СССР в Германию в конце XX века, а не экономичеcкие, cоциально-бытовые  или какие-то другие причины. А ведь при уcловии официального признания этого факта, должны были бы в корне поменятьcя c негативных на позитивные акценты, каcающиеcя вcех издержек и поcледcтвий иcхода немцев на cвою иcторичеcкую родину, изменитьcя на лучшие уcловия их приема в cтарое отечеcтво. Привело бы это к лучшему и более гуманному к нам отношению, как cо cтороны влаcти, так и наcеления Германии.  

Беда же в том, что cегодня даже то немногое, что cделано учеными и могло бы быть отнеcено к разряду позитивных знаний по нашей иcтории, остается достоянием узкого круга историков-специалистов не доcтупных для широкого круга читателей.

Кроме того, иcторичеcкие публикации (в оcновном – это cборники научных cтатей, зачаcтую не cвязанных между cобой тематичеcки), которые вышли в cвет из под пера ученых-иcториков в поcледние два деcятилетия страдают отсутствием  концептуального подхода к проблеме, а, в cвязи c этим, объективным, концептуальным и иcчерпывающим оcвещением  исторической картины прошлого роccийcких немцев.

 

Том II «Людские судьбы»

Если прежде российские немцы страдали от большевистского насилия вместе со всем населением СССР и их горе было раз­делённым, а потому легче переносимым, то во время Второй мировой войны они были противопоставлены остальной «братской семье» народов и по существу объявлены вне за­кона. Они подверглись государственному террору, а кремлев­ский декрет от 28 августа 1941 года должен был придать запланированному геноциду правовую основу.

Главной подоплекой Указа о депортации немцев были не здравый смысл и не какой-то стратегический расчёт, а самая банальная месть режима, стоящего на грани политического и военного краха, месть беззащитному, ни в чём неповинному «малому» народу за то, что тот находился в кровном родстве с немцем Шикльгрубером. Злая ирония судьбы почему-то именно этот законо- и богопослушный немецкий этнос сделала «коз­лом отпущения» за преступления, к которым он не имел ника­кого отношения. Одна треть полуторамиллионной диаспоры российских немцев была в результате физически уничтожена в концентрационных лагерях (трудармиях), созданных специально для них.

Прямым следствием этого был последующий процесс: с по­литической карты СССР, а потом и России, исчезла, и теперь уже навсегда, этническая группа, имя котороой - российские немцы - германороссы. Была окончательно уничтожена их своеобычная культура.

Почти 70 лет минуло с той поры, но глаза российских нем­цев до сих пор вопрошают: «За что? Почему? За какие грехи?!» Ведь отличались они от других лишь большим трудолюбием, большей терпимостью и глубокой верой в высшую справедливость. Разве такие качества могут быть наказуемы? Поче­му именно им, российским немцам, в войне не участвовавшим, выпало на долю на протяжении десятилетий находиться на положение полонённого врага в стане победи­телей? Почему ещё и сегодня даже здесь, в Германии, не гово­ря уже о России, немцы-репатрианты являются объектом для спекуляций в конъюнктурных играх политиков?

Любой из граждан Германии в праве иметь свое мнение о германороссах и их проблемах, но очень хотелось бы, чтобы большинство из них осознало, что именно они - больше чем все другие народы СССР - пострадали от гитлеровских авантюр. Только комплексное знание судьбы своего народа оградит нас от причины всех бед - потери исто­рической памяти.

Государство, проявляющее искреннюю заботу о будущем своих граждан, стремится формировать мировоззрение граж­дан путем воспитания целостной духовной личности, сохра­няющей национальную культуру и помнящей историю своего рода, а не путем выведения безликих единиц мультикультурного стада.

Возвращение германороссов на родину предков - это, видимо, еще далеко не полное избавление от страданий и мук, выпавших на их долю.

Дай Бог, чтобы если не наши дети, то хотя бы внуки жили в полном согласии ума и сердца. Нам же ради их будущего предстоит пронести свой крест до конца.

 

Рецензии:

Приба знают. Приба читают. Приба слушают

Приба знают. Приба читают. Приба слушают. Но главное, пожалуй, в том, что Прибу – верят, как может быть, не верят уже никому в этом сложном и быстроменяющемся политическом мире.  Я лично не знаю в современных средствах массовой информации другого человека, кто бы так до самозабвения рьяно и последовательно отстаивал и защищал интересы российских немцев. При этом из года в год одинаково доходчиво объяснял бы сложные исторические вещи, как бывшим жителям российско-казахстанских глубинок, так и ученым историкам.

Что выделяет этого человека из многочисленной разноликой когорты публицистов, историков, ученых, писателей берущихся за тему переселенческой политики? Великолепное, до тонкостей и деталей, владение материалом. Правдивость в изложении, без оглядок на личности, степени, звания. И, наконец, любовь к соотечественникам, чьи судьбы автору никогда не были безразличны. Книга «Немецкие колонисты России…» – тому доказательство.

Написана она простым доступным языком, и как пишет сам автор, «знакомит читателя с ключевыми моментами исторического бытия немецких колонистов России, определяет круг вопросов, которые, по его мнению, являются наиболее важными для восприятия их судьбы». На самом деле, раскрывая социально-экономические предпосылки, автор до гениальности просто вскрывает их суть, вместе с тем опровергая веками складывающийся в исторической науке тезис о взаимосвязи переселенцев с Запада и немецкого происхождения императрицы Екатерины Великой. Развитие немецких колоний в Российской империи, как показал автор, было вызвано не добрым отношением императрицы к бывшим соплеменникам, а трудолюбием колонистов, их умением хозяйничать на земле и рачительно до педантичности распоряжаться ею.  Показывая главные этапы развития и становления колоний, А. Приб широко использует статистические и архивные материалы, что, как известно всегда лишь подчеркивает убедительность излагаемого материала.

Исторически сложившимися обстоятельствами объясняет автор переселение немцев на просторы России, но вместе с тем и наглядно доказывает, что появление такого феномена в экономике Российской империи, как немецкие колонии, не случайность, не лучшие земли и не «всемилостивая» политика царского двора, а в основе его лежит, прежде всего, человеческий фактор. Немецкие колонии, по утверждению автора, стали уникальным явлением для России еще и потому٫ что  были основаны на труде свободного человека на свободной земле. И с таким выводом нельзя не согласиться. 

Без натяжек и излишеств автором наглядно изображено, какими усилиями достигалось высокое экономическое положение хозяйств на осваиваемых территориях. И совсем не случайно, пишет он «среди первопроходцев в ходу была поговорка: «Удел первого поколения – смерть, второго – хлеб, третьего – богатство».

Внутренняя жизнь колонистов с сохранением лучших немецких земледельческих традиций на русской земле, культуры, языка, порождали зависть и злобу окружающих. В очередной и не последний раз, когда, казалось бы, экономически выгодным для России развитие немецких поселений, кормивших хлебом не только «великую империю», но и часть Европы, политика русского правительства во второй половине XIX века меняет курс. Согласно указам Александра II, пишет А. Приб, «колонисты были лишены главного условия, которое способствовало бурному расцвету колониального хозяйства: колониального статуса».

И далее автор, по известной схеме, своей событийностью близкой уже к нашему времени, когда в сознании и памяти нынешних переселенцев еще отголосками живут семейные предания, повествует как царское правительство, а затем и правительство советское целенаправленно борется в лице колонистов с экономическим благополучием государства. Загоняя, пожалуй, самое трудолюбивое население России в канву обстоятельств вынуждающих их покидать политые потом и кровью земли, так и не ставшие им родными. «Немцы больше не хотели быть изгоями общества, - пишет А. Приб, - они хотели гарантий безопасности для своих потомков, и они надеялись получить их в своем историческом отечестве».

Новая книга А. Приба – это не только возможность потомкам немецких колонистов в доступно-популярной форме ознакомится со своей историей, но выдержанная в исторической интерпретации ключевых моментов, книга объясняет и наглядно показывает суть парадоксальной политики русского государства приведшей к запуску миграционных процессов. И самое, пожалуй, важное, автору удалось восполнить пробел в истории «переселенцев» и создать труд, отвечающий на самый главный вопрос: кто мы и почему мы здесь?

Член Союза писателей Германии,

доктор истории Сергей Миллер

 

Историю своего народа надо знать

Историю своего народа надо знать, но даже мне, очень интересующегося историей немцев из России, было необыкновенно интересно читать и удивляться тем неизвестным и малоизвестным фактам, которые прекрасно изложены в книге Александра Приба «НЕМЕЦКИЕ КОЛОНИСТЫ РОССИИ» 1763 -2006 г. г.

В России мы ничего не знали о своём народе, о своей родословной, нас раскидали по углам, запугали, запрещали вспоминать прошлое и говорить на родном языке. Наши родители всегда выгоняли своих детей из комнаты, когда откровенничали между собой и вспоминали погибших в муках друзей и родственников. А мы, вступая в пионеры, торжественно клялись системе и гордились тем, что мы бедные, что у нас чудесное детство, что живём мы в замечательной стране, где всё справедливо распределяется по талонам - каждому по труду и впереди нас ждёт светлое будущее. Став взрослее, начали соображать и ставить вопросы: Почему именно для нас в этой жизни существует шлагбаум и ограничения? Почему мы, немцы, оказались в России? Сколько нас? Где живём? За что нас презирают? Чем мы виноваты? И будет ли у нас светлое будущее?

И только перебравшись в Германию, благодаря нашим неподкупным авторам, наконец-то стало всё проясняться и складываться в общую картину, но и сейчас ещё существует большой информационный дефицит, много белых пятен в истории и необходимых подробностей, но в душе каждого из нас уже существует миниатюрный портрет нашего народа.

История немцев России написана не чернилами, а кровью и потом наших предков, а след народа оставлен безымянными братскими могилами по всей Руси, его также можно поискать в секретных списках невиновно расстрелянных, осуждённых и разорённых кормильцев кровожадной диктатуры.

Считаю, что автор АЛЕКСАНДР ПРИБ за свой огромный исторический труд, как автор заслуживает от всех немцев России и немцев из России признания, известности, похвалы, благодарности и награды.

Особую благодарность хочется выразить издательству Вальдемара Вебера из Аугсбурга за выпуск в твёрдом переплёте этой замечательной книги на дух наших языках.

Очень прошу наше немое землячество «Немцы из России» занять справедливую гражданскую позицию по отношению к нашему народу, встать на защиту его интересов и наконец - то обрести голос!

За такие работы впредь поощрять нашу интеллектуальную элиту знаками народного признания, а также ходатайствовать перед правительством ФРГ о государственном награждении таких авторов, как  за заслуги перед немецким народом.

Всем общественным организациям переселенцев немедленно ходатайствовать перед властями, чтобы вместо искажённой информации в современных учебниках истории для 8 классов, порочащей авторитет «немцев России» в школьную программу страны включили правдивую историю НЕМЕЦКИХ КОЛОНИСТОВ РОССИИ.

Эту книгу необходимо изучать во всех школах, это же замечательный учебник истории нашего народа. То, что не смогли сделать коллективы специалистов, сделал один честный человек.

Каждый немец в России, немец - переселенец или местный, уважающий себя и свою принадлежность к немецкому народу, просто обязан прочитать эту книгу и пропагандировать её всюду!

Автору и издательству хорошо было бы выслать с дарственной надписью и с конкретными пожеланием эту книгу в подарок Анжеле Меркель и Дмитрию Медведеву.

Всем партийным руководителям немецких и российских партий. Всем главным редакторам ведущих СМИ ведущих стран. Соответствующим немецким и российским министерствам. Ответственным государственным чиновникам и так далее.

Настало время подать нашему народу свой голос! Нам нечего стыдиться, нами можно гордиться! На историческом пути мы себя ни в чём не замарали и мы не хотим жить в условиях вымышленного негатива. Нашу историю следует уважать за жертвы, возраст, труд и муки. Каждому немцу надо знать свою историю, историю своих предков и своего народа. Мы - единый народ!                                                                                                                       

Мы наконец-то хотим признания и равных прав в равных условиях. Своей историей потомки немецких колонистов просто заслужили счастья в этой современной, нелёгкой жизни. У нас обязательно должно быть светлое будущее!

Что хочется сказать автору?

АЛЕКСАНДР ПРИБ! ТЫ - МОЛОДЕЦ!!!

Снимаю шляпу и крепко жму твою руку!

Германия.

Писатель Райнгольд Шульц.

 

«Показать весь долгий трудный путь...»

В издательстве Waldemar Weber Verlag вышла из печати книга «Немецкие колонисты России», охватывающая период с 1763 до наших дней. Автор исторического очерка историк и публицист Александр Приб. Темы его публикаций - прошлое и настоящее российских немцев. Живя в Германии, куда он реэмигрировал в 1994 году, историк опубликовал на немецком и русском языках книгу «Заложники», имевшую очень большой успех у читателя, а также сотни статей в газетах и журналах. Новая книга автора написана в популярном стиле, что облегчает восприятие и делает доступным противоречивый исторический материал даже для малоподготовленного читателя. Впервые в краткой форме (в двадцати двух главах) изложена вся история российских немцев, 250 лет назад отважившихся отправиться в Россию по призыву манифеста Екатерины.

Полемизируя с известными историками, обходящими многие темы в угоду политкорректности, Александр Приб попытался рассказать в своей книге о тех моментах трагического бытия немецких колонистов России, которые, на его взгляд, являются ключевыми для понимания их судьбы. Повествование дается в хронологической последовательности. Названия глав: «Надлом», «Мышеловка», «Террор», «Геноцид», «Изгои», «Противостояние» говорят сами за себя. Особое место отведено причинам гибели колонистской земледельческой культуры и её катастрофическим последствиям, как для самих колонистов, так и для всей России. В первых главах книги «Германия», «Россия» рассказывается об экономических, политических, социальных и хозяйственных особенностях двух стран на рубеже восемнадцатого-девятнадцатого веков, подготовивших возникновение и становление немецких колоний на российской земле. При этом автор отмечает: «Перебираясь в Россию, немцы не знали, что окажутся в парадоксальной ситуации: на всех других земледельцев в России распространялась одна из самых жестоких в мире крепостнических систем, на всех – кроме них, колонистов. Им было даровано самоуправление и целый ряд свобод, которые русские крестьяне получили только сто лет спустя».

В главе «Вербовка» автор подробно останавливается на том, как в западных странах проходила агитация. «Вербовщики заполонили всю Европу, а особо предприимчивые из них нажили на этом деле целые состояния». На территории немецких государств возникало массовое переселенческое движение. Вера в собственные силы и в возможность найти им применение двигала людьми при эмиграции в далёкую Россию.

И в Германии, и в России таким образом частично решался земельный вопрос. В первой – происходила разрядка социальной напряжённости, связанной с нехваткой земельных угодий, во второй – земля, имеющаяся в изобилии и не знающая прежде плуга, получала заботливого и трудолюбивого хозяина. В книге Александра Приба названы и фамилии первопроходцев, находившихся в одной из первых партий переселенцев и основавших в 1765 году колонию Бальцер на Волге. Многие из их потомков возвратились на родину праотцов и живут теперь в современной Германии. Это семьи Бер, Михель, Эйхнер, Гропп, Гейль, Магель, Робертус, Тишлер, Бартули, Бендер, Бенгель, Берг, Борель, Вайсххайм, Гайст, Гаймбух, Гайценрёдер, Гефт, Допп, Идт, Кельм, Кэм, Кройтер, Май, Мюллер,Теле, Тироль, Фетч, Фольц, Шайдт, Шлейгер, Якель. В главе «Расцвет» содержатся интересные сведения о том, что в конце девятнадцатого века немецкие колонисты становятся самым экономически и социально активным населением России. Колонисты вкладывали свои капиталы в крупные коммерческие, кредитные и промышленные компании, многие из них были совладельцами различных черноморских судостроительных компаний, металлургических и железопроизводящих заводов. Перед Первой мировой войной немцам в Российской империи принадлежало 30 процентов финансового и промышленного капитала. Именно на примере немецких колонистов писал Ленин свою работу о развитии капитализма в России на селе. Далее Александр Приб описывает последствия государственного давления на немецкие колонии, к 70-ым годам девятнадцатого века лишенных главного условия, которое способствовало их бурному расцвету: колониального статуса. Колонии потеряли самоуправление и были переданы в ведение Министерству внутренних дел империи. Предписывалось всё делопроизводство вести исключительно на русском языке. Ненависть к «тевтонцам» набирала силу. Воплощалась в реальность обывательская присказка: «Немец хоть и добрый человек, а всё лучше повесить».

Согласно так называемым «Ликвидационным законам» 1915 года немецкое земледелие в 150-километровой полосе вдоль западной границы ликвидировалось. Всё имущество и земля экспроприировалось в пользу государства, а немецкие семьи выселялись на Урал и в оренбургские степи. Тысячи людей умерли или на пути в изгнание, или уже на месте от голода, холода и болезней. Будто предчувствуя надвигающиеся несчастья, многие немцы уже в конце XIX-го века и перед самой первой мировой войной массами стали покидать Россию, эмигрируя в Канаду и Америку.

Таким образом Манифест Екатерины Великой от 1763 года оказался миной замедленного действия, разорвавшейся со страшной силой через целое столетие, после того, как колонисты с честью выполнили возложенную на них задачу по хозяйственному освоению Поволжья и Новороссии. Мышеловка захлопнулась, наглядно показав, что безумием было ехать свободным людям Европы в крепостническую Россию, где в конце концов и они были превращены в материал, «людской ресурс», с которым никто не собирался церемониться. Завершается книга главой «Растерянность», повествующей о самых свежих событиях, связанных с возвращением немцев в Германию и сложностях, которыми этот процесс сопровождается.

В конце книги читатель найдёт фотоприложение. На фотографиях немцы, жившие в колониях, раскинувшихся на огромной территории – от Бессарабии до Сибири и Средней Азии, от Петербурга до Причерноморья и Поволжья. Как справедливо замечает автор, первое, что на этих фотографиях бросается в глаза, это – достоинство, самодостаточность и в выражении лиц, и в осанке, и в одежде. Такими были наши предки накануне катастрофы на рубеже двух веков – 19-го и 20-го. Книга «Немецкие колонисты России» долгожданная, ведь по большому счёту российские немцы свою историю не знают. Она даёт возможность понять, как и почему это произошло. Почему немцам было суждено стать в России жертвой вначале имперской, а позже большевистской гильотины, как удалось пережить все ужасы гонений, притеснений и беспощадного геноцида. Автор сделал выводы, вполне пригодные для интерпретации этнической истории, по сути написал книгу, которая может послужить учебником для изучения истории российских немцев. Она написана для того, кто с честью и достоинством хранит память о своих праотцах и горд тем, что он – немец. Александр Приб излагает исторический материал, что называется, кровью сердца, потому что он – один из нас. Наверняка это издание вызовет полемику, но то, что оно не останется незамеченным и будет прочитано каждым, кто не равнодушен к своей судьбе, можно сказать с уверенностью.

Германия

Писатель Надежда Рунде

 

Рецензия издательства

На наш взгляд, предcтавляемый на cуд читателей  дилогия иcторика, писателя, публициcта А.Приба «Немецкие колониcты Роccии», позволит не только cущеcтвенно раcширить фактологичеcкие знания, но и понять оcновные тенденции развития культуры роccийcких немцев и их отличие от тенденций коренных народов Роccии, позволит понять оcобенноcти нашей иcтории, которая по cвоей наcыщенноcти, противоречивоcти, и драматизму, пожалуй что, не имеет равных во вcемирной иcтории.

Наcтоящая  работа менее вcего претендует на иcторичеcкий труд. По замыcлу автора, в иcторичеcком плане очерк призван обриcовать лишь иcторичеcкий контур или абриc, дающий общие очертания предмета иccледования. В этой работе автор cхематично знакомит читателей c ключевыми фактами и тенденциями иcтории немецких колониcтов Роccии. Его работа в большей cтепени важна как жанр оcтрой иcторико-публициcтичеcкой прозы, напиcанной на фоне cегодняшнего возвращения в Отечеcтво и cвязанными c этим, в первую очередь, cоциальными проблемами роccийcких немцев. Она заcлуживает внимание тем, что в ней определен круг наиважнейших вопроcов, которые, cобcтвенно и определяют главное cодержание нашей иcтории и, которые являютcя ключом  к ее  цельному и крупномаcшатбному воcприятию.

Разумеетcя, эти вопроcы в будущем потребуют тщательного изучения и разрешения, и они еще ждут cвоего наcтоящего и непредвзятого  иccледователя, который непременно объявитcя, в недалеком будущем, когда вокруг нашего возвращения, наконец, утихнут политико-коньюнктурные cтраcти.

Взгляды автора на оcновные проблемы нашей иcтории, во многом отличаютcя от официально-тенденциозных, долгие годы навязываемых роccийcким немцам, как иcториками от политики, так и нашими cамозванными вождями.

Очерк напиcан в проблемно-хронологичеcком варианте, в котором cочетаютcя иcторичеcкая хронология  и cквозное оcвещение ряда важнейших проблем, оcобенно тех, на которые наложено неглаcное табу.

Оcобенноcтью очерка являетcя то, что в нем автор выявляет и четко прослеживает причинно-следственные связи на пути от одного этапа иcторичеcкого развития немецкой колониальной культуры к другому, начиная от времен переcеления немцев из Германии в Роccию и до cегодняшних дней их возвращения на cвою иcторичеcкую родину. Оcобое меcто в работе отведено причинам краха немецкой земледельчеcкой культры и его  поcледcтвиям, которые привели наш народ к cегодняшней cитуации.

„Waldemar Weber Verlag“

 

Читать – не рекомендуется

А. Приб «Немецкие колонисты России». Людские судьбы». (Книга вторая) Изд. Вальдемар Вебер. 2010.

Я бы не рекомендовал читать вышедшую в издательстве В. Вебера книгу А. Приба людям с безразличием относящихся к судьбам российских немцев, к собственной судьбе, к судьбе родных и близких. Кому все действительно равно происходившее и происходящее, кому не ведомы боль утрат, и наплевать на могилы предков развеянных на великих просторах бывшей родины; чья совесть беспробудно спит убаюканная колбасой и пивом, а будущее детей и внуков не волнует не на йоту - эта книга не для вас.

Но для тех, у кого есть душа и сердце, кто помнит из рассказов и пережил сам, то беспредельное время агонии российских немцев, для которых закончилась война не в 1945 году, как ошибочно считают многие и на Западе и на Востоке, а лишь с переездом на историческую родину. А для сотен и сотен тысяч оставшихся Там «русланд-дойче» продолжается она до сих пор.

«Людские судьбы» - так называется вторая книга продолжающая тему «Немецкие колонисты России». И если в первой изложена в целом краткая история российских немцев, ее анализ в хронологической последовательности отражающей основные этапы становления, развития и уничтожения немецкой диаспоры. То вторая книга – это истории живых свидетелей переживших катастрофу уничтожения колонистской культуры, ужас депортации, «концлагерей-трудармий», прошедших все круги ада искусно созданных большевистской репрессивной машиной.

Рассказы очевидцев поражают своим откровением и парадоксальностью: «… Нас затолкали в закрытые вагоны, по 60 человек в каждый, и наглухо закрыли двери, заперев их снаружи на замки. – Рассказывает в «Волчьей яме» Эрих Полинский. – Ни нар, ни лавок для сиденья, ни печки-буржуйки в вагонах не было. Только дырка в полу для того, чтобы мы могли справить нужду. Ехали мы стоя, греясь телами друг друга. За четырнадцать дней пути мы не разу не получили пищи…». «… Смерть в сравнении с бедствием, свалившимся на немцев, - констатирует Пауль Крюгер в «В вечном долгу у ГУЛАГа», - зачастую была желанным благом, избавляющим людей от адских мучений…». И так далее, почти на каждой странице книги реалии пережитого с трудом воспринимаемые сознанием.

Как не старалась власть «сражаться» с немцами России, всех уничтожить ей не удалось, часть их, изуродованных физически и морально, все же выжила в нескончаемом кошмаре советской действительности и с тех пор в их сердца и души закралась вначале потаенная, а потом и открытая неизбывная мечта о возвращении на историческую родину:  «Германия… Die Heimat meiner Vorfaren… Через десятилетия, через всю свою тяжкую жизнь пронесла я мечту о тебе. Сегодня в твоей воле понять меня и принять такой, какая я есть, или отвергнуть. – Рассказывает в «Исповеди» Гельда Гельман. – То, что я скажу тебе сейчас, важнее, чем немецкое гражданство, которым ты меня наградило, важнее, чем все материальные блага мира. Для меня, отверженной, жившей без отечества и вдруг обретшей его, куда важнее благополучия – духовное единение с тобой»… 

Реальность тогда происходившего сознание отказывается воспринимать. И чтение выходит не из легких, хотя казалось бы и тема не новая, и слышали и читали не раз подобное, но каждая проходящая перед глазами история человеческой жизни, представленная автором в книге, взрывает память, возвращая тебя с пронизывающей сознание, сердце и душу болью в историю собственной семьи. Эта книга никого не может оставить равнодушным, и мало того, поможет еще лучше понять всю сложность и парадоксальность трагических событий ушедшего века. На мой взгляд, автору удалось через своих героев, через разнородность их судеб и обстоятельств, в которых они оказались в недалеком прошлом, представить концептуальную карину трагической судьбы российских немцев и через отображение реальных людских судеб на фоне грозных исторических событий и фактов, выполнить сложную общественно значимую задачу, успешное решение которой – редкость.

 Член Союза писателей Германии,

доктор истории Сергей Миллер

Далее читайте:

Приб А.Э. Сибиряки поневоле. 20.02.2012

Приб А.Э. «Божиею милостию...» К 250-летию Манифеста Екатерины Великой.

Приб А.Э. Мечта о конфедерации славянских народов и мировая война. Точка зрения немца.

Приб А.Э. Альянс Германии с Россией – альтернатива слабеющему ЕС.

Приб А.Э. Причины русской трагедии 1941 года.

Приб А.Э. Версальский мирный договор – предтеча новой мировой войны.

Приб А.Э. Действие порождает противодействие.

Приб А.Э. Смирительная рубашка для диктатора (Очерк о будущем США).

Приб А.Э. Раскается ли Господь, что создал Человека?

Приб А.Э. Великая иллюзия – немецкая автономия на Волге. 11.03.2011

Приб А.Э. Панславизм и немцы России. 05.02.2011

Приб А.Э. О неграх и линчевании, о евреях и антиcемитизме. 22.01.2011

Приб А.Э. Германия в плену исторических мифов. 22.12.2010

Приб А.Э. Кто же чужой на этом празднике жизни? 09.12.2010

Приб А.Э. Советские евреи против российских немцев. Ба, знакомые все лица! 03.12.2010

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС