Акбар
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Акбар

1542-1605

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Джалал уд-дин Мухаммад Акбар

Правитель Могольской империи в Индии

Акбар Джелаль-ад-дин (1542-1605) - правитель Могольской империи в Индии с 1556 года. Упрочил власть Могольской династии и расширил путем завоеваний пределы государства так, что они охватывали территорию от Балха на Севере до реки Годавари на Юге (включая Кашмир и нынешний Афганистан) и от моря на Западе до моря на Востоке. Династическими браками Акбар укрепил связи с раджпутскими княжествами, конница раджпутов стала основой армии Акбара. В борьбе с сепаратизмом крупных феодалов провел ряд мер, ограничивших самовластие крупных джагирдаров, предпринял в 1574 году попытку ликвидировать систему джагиров и вместо раздачи земли крупным военачальникам выплачивать им жалованье из казны, а сбор налога со всех земель поручить государственным чиновникам. Эта политика Акбара вызывала сопротивление мусульманских феодалов-джагирдаров. Стремясь достичь согласия между своими подданными в религиозной сфере, Акбар, в отличие от предыдущих мусульманских правителей, стал выдвигать индусов на важные государственные посты. Акбар ввел новую религию "дин-и илахи" ("божественную веру"), являвшуюся эклектической смесью верований и обрядов, почерпнутых в основном из ислама, индуизма, парсизма и джайнизма. Главой новой религии признавался Акбар, соединивший в своем лице светскую и религиозную власть. Последователи этой веры пользовались благоволением Акбара, а после его смерти стали небольшой религиозной сектой. Акбар был выдающимся государственным деятелем, любознательным (хотя и неграмотным) человеком, обладавшим блестящей памятью, смелым, способным военачальником.

К. А. Антонова. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.

Литература: Антонова К. A., Очерки обществ. отношений и политич. строй Могольской Индии времен Акбара (1556-1605 гг.), М., 1952; Smith V. A., Akbar, the Great Mogul,


Великий могол из последней мохаммеданской династии Баберидов

Акбар - император (великий могол) Индостана, из последней мохаммеданской (монгольской) династии Баберидов, царствовавшей с 1526 г., назывался собственно Джель-аль-еддин Мохаммед, родился 14 окт. 1542 г. в Амаркоте, в долине Инда, и был сыном императора Гумайуна. Едва достигнув 13-и летнего возраста, он унаследовал трон своего отца (15 февраля 1556 г.), управляя сперва под опекой своего визиря, туркмена Берам-Хана. Вскоре однако ж А. взял сам железной рукой бразды правления, покорил бунтовщиков, к которым принадлежал его собственный брат Гаким (1579) и в продолжительных войнах распространил свою власть на весь северный Индостан, включительно с Кашмиром, Гузератом и землями Инда. В то же время он направил все свои усилия к укреплению внутреннего могущества, организации управления расширенных владений и действительно привел их в такое цветущее состояние, какого не было никогда, ни до, ни после. Первым его делом было примирить и заставить слиться воедино разнородные элементы народонаселения, для чего он одинаково доброжелательно относился к индусам и мохаммеданам, и даже персам и христианам разрешил свободное исповедание их религий. Кроме того он ознаменовал себя как поощритель земледелия и торговли, которую завязал даже с Европейцами, и как друг наук и искусств. Историю его царствования, а равно и результаты всех по его побуждению предпринятых исследований собрал и описал его знаменитый визирь и друг Абул-Фасл (ум. 1602) в "Akbarnameh", третья часть которой, под заглавием "Ayini-Akbari" переведена Глядвином с персидского на английский язык (3 т., Калькутта, 1783 - 1786; Лондон 1800). А. умер 1605 г.; близ деревни Сикандра, недалеко от Агры, которую он сделал своей резиденцией, воздвигнут ему роскошный надгробный памятник. Ему наследовал сын его Седим, с прозвищем Джигангир. Ср. Неймана "Geschichte des engl. Reichsin Asien" (2 т., Лейпциг, 1857 г.); Ф. Ноер, "Kaiser А". (Лейден, 1881 г.).

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь.

Oxf., 1917.


Третий император из династии Великих Моголов

Акбар Джалал уд-дин Мухаммад Акбар (15.11.1542–25.11.1605) — третий император из династии Великих Моголов (с 1556), сын императора Хумаюна и Хамиды Бану Бегам, дочери первого из афганских ханов. Родился во время скитаний по Синду своего свергнутого с престола отца, первые годы жизни провел у дяди. В историографии, начиная с мемуаров его сына Джахангира, сложилась традиция считать Акбара Джалала, несмотря на его феноменальную память и общепризнанно высокий интеллект, неграмотным: некоторые исследователи сомневаются в данной версии, считая, что либо Джахангир намеренно оклеветал отца, либо имел в виду недостаток его классического образования и неспособность к каллиграфии; другие предполагают у Акбара дислексию, третьи полагают, что версия о «неграмотности» Акбара возникла в соответствии с его фольклорным образом царя — святого и мудреца, постигающего истину не из книг, а мистическим путем.

Реформы Акбара

 А. Д. осуществил ряд реформ, призванных создать сильное централизованное государство: разбил империю на провинции во главе с наместниками, которым подчинялся административно-налоговый и судебный аппарат, ввел единую для всей империи систему мер и весов, а также календарь, основанный на новейших достижениях астрономии, в том числе на таблицах Улугбека. Несмотря на протесты придворных-мусульман, Акбар Джалал назначил своим диваном (министром финансов) купца-индуса Тодара Мала, по инициативе которого были проведены земельный кадастр и перевод натурального поземельного налога в денежную форму, что способствовало развитию товарно-денежных отношений в империи. Акбар Джалал установил «табель о рангах», согласно которому каждому феодалу, держателю военного лена (джагира), присваивался определенный военный ранг (мансаб), обозначавшийся цифрами — от 20 до 10 тыс. (ранг принцев крови и первых эмиров) — формально эти цифры обозначали количество всадников, которых данный феодал должен был содержать на средства от своего лена и приводить в императорское войско под своей командой. Реально же звание, которое присваивалось феодалу (зат) было меньше, чем соответствовавшее ему количество воинов (савар). Акбар Джалал унифицировал и упорядочил денежное обращение в стране, создав целую сеть монетных дворов. Покровительствуя торговле и ремеслам, он отменил целый ряд пошлин с купцов и ремесленников.

Религиозная политика

 Наибольшую славу принесла А. Д. его религиозная политика, запечатлевшая его в исторической памяти индийцев как мудрого и справедливого государя. Акбар Джалал осуществил ряд мер, призванных убедить его индусских подданных в том, что власть Моголов больше не является ни чужеземной, ни иноверной. Вопреки всем установлениям исламского права, он отменил налог с немусульман — джизию. Впервые в истории всего средневекового мира А. Д. отказался делить религии на «истинную» и «ложную», а подданных и вообще людей — на «истинно верующих» и «неверных». Целью политики государства было объявлено не благо мусульман, а «мир для всех». А. Д. объявил полную свободу вероисповедания и запретил насильственное обращение в любую религию; при дворе стали отмечаться на равных индусские и мусульманские праздники. В учрежденном им «Доме молитв», своеобразном дискуссионном клубе, в присутствии императора ученые и священнослужители различных религий обсуждали проблемы бытия и веры. Эти диспуты, часто перераставшие в ссоры и драки, навеки отвратили А. Д., по свидетельству Абу-л Фазла, от формальной религии с ее догматизмом и схоластикой, склонили его к обществу «просвещенных философов». Участвуя в диспутах, «просвещенные философы» отстаивали рационализм, критическое отношение к религиозным догмам и свободомыслие. Одним из интересных экспериментов А. Д. и «просвещенных философов» стала так называемая «дин-и иллахи» («божественная вера») — попытка создать учение, объединяющее все известные в ту пору индийской религии. Последователи «божественной веры» составили элитарное сообщество, члены которого обязались верить в единого бога-абсолюта и отречься от «догматической веры отцов», противостоять религиозному фанатизму, изучать естественные науки, историю и философию в противовес богословию и религиозной догматике, относиться с уважением к последователям всех религий, избегать полигамии и детских браков. А. Д. покровительствовал искусствам, особенно миниатюрной живописи: пригласив мастеров из Ирана и местных художников, индусов и мусульман, он положил начало школе могольской книжной миниатюры. При дворе А. Д. учредил «Палату переводов», в которой литературные, философские и научные сочинения индусов переводились на понятный всем образованным мусульманам персидский язык.

Реформы Акбара Джалала и его религиозная политика не могли не восприниматься враждебно высшим мусульманским духовенством и крупными феодалами-мусульманами, которые открыто обвиняли императора в отступничестве от ислама, устраивали заговоры и восстания, восстановили против А. Д. любимого сына-наследника Джахангира и спровоцировали убийство его верного сподвижника Абу-л Фазла Аллами, что, по мнению современников, ускорило смерть А. В государственной идеологии современной Индии А. Д. входит в ряд национальных героев; народная память хранит о нем множество легенд и анекдотов, которые популярны и в наши дни.

Е. Ю. Ванина.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 209-210.


Укрепил власть Моголов

Правление Акбара

Среди афганских феодалов вновь разгорелась борьба за престол. Власть захватил младший сын Шер-шаха, он правил до 1554 года. После его смерти начались ожесточенные схватки между четырьмя претендентами на трон. Этим воспользовался Хумаюн, пришедший из Ирана с разноплеменной армией, состоявшей из тюрок, персов, афганцев, туркмен и узбеков. Он разбил войска претендентов и занял Дели в 1555 году. Однако он правил недолго: через несколько месяцев, упав с мраморной лестницы, разбился насмерть. Туркмен Байрам-хан, наставник 13-летнего престолонаследника Акбара, поспешил возвести его на трон, оставшись при нем регентом.

Владения Моголов в это время не простирались дальше Двуречья Ганга — Джамны (связи с Пенджабом и афганскими землями на севере были прерваны). Основным противником Моголов был Хему, главнокомандующий армией одного из Суров. Несмотря на свое «низкое» происхождение (из торговцев-индусов), Хему выдвинулся как талантливый полководец. Он овладел Дели и провозгласил себя правителем под именем раджи Викрамадитья. В решающем сражении с Моголами на Панипатском поле в 1556 году Хему удалось смять фланги более многочисленной армии Акбара, но случайной стрелой он был ранен в глаз и упал со слона. Не видя больше своего полководца, его воины (как это обычно бывало с наемным войском в Индии при смерти военачальника, от которого зависела уплата жалованья) разбежались, и Акбар выиграл битву. Тут же, на поле боя, он, наставляемый Байрам-ханом, стал раздавать своим военачальникам земельные пожалования и почетные титулы.

В течение почти полувекового правления Акбара (1556— 1605 гг.) в Северной Индии укрепилась власть Моголов. Своей столицей Акбар сделал Агру на реке Джамне.

Завоевания Акбара

Первоначально государством фактически правил регент Акбара Байрам-хан. Он отнял Аджмир и крепость Гвалиур у раджпутов и упрочил за Моголами Пенджаб. Однако, будучи шиитом, он раздавал государственные посты своим единоверцам, чем восстановил против себя придворных-суннитов. В 1560 г. власть захватила другая дворцовая группа. Байрам-хан был отправлен в почетную ссылку в Мекку, но по пути, в Гуджарате, был убит.

Какое-то время государством управляла узбекская клика родственников кормилицы Акбара. Ими была присоединена к могольским владениям Мальва. Правитель Мальвы Баз Бахадур бежал из своей страны, позднее поступив на службу к Акбару. Его возлюбленная, танцовщица Рупмати, предпочла смерть плену и покончила с собой. Любовь Баз Бахадура и Рупмати стала темой ряда индийских баллад.

Вскоре, отстранив временщиков, Акбар стал править самостоятельно. К этому времени ему исполнилось 18 лет. Это был умный, сильный, смелый юноша, любивший охоту, обладавший феноменальной памятью, но, несмотря на все усилия своих воспитателей, не желавший ни читать, ни писать. Уже в раннем возрасте он понял, что править Индией можно, лишь опираясь как на мусульман, так и на индусов. Первым долгом он решил заручиться поддержкой воинственных раджпутов и заключил с ними союзы, скрепленные его браком с раджпутскими княжнами. В могольскую армию влилась раджпутская конница, возглавляемая Ман Сингхом, талантливым полководцем, приемным сыном правителя Амбера. Переход раджпутов на службу к мусульманскому правителю вызвал протесты ортодоксальных раджпутских кругов, считавших, что пребыванием при дворе индусы оскверняют себя.

С помощью союзников-раджпутов Акбар покорил сопротивлявшиеся раджпутские княжества, присоединив Читор в 1568 году, Рантхамбхор в 1569 году и подавляющую часть Раджпутаны. Лишь раджа Мевара Партаб Сингх ушел в горы с горсткой последователей и почти четверть века вел борьбу с Акбаром.

Полководец Акбара Асаф-хан овладел обширным княжеством Гондвана, которым правила рани (правительница) Дургавати. Княгиня мужественно сражалась и, потерпев поражение, заколола себя кинжалом. Завоевав богатое владение и ограбив казну прежних правителей, Асаф-хан счел себя достаточно сильным, чтобы стать независимым государем. Он примкнул к восстанию в Пенджабе, начавшемуся в 1563 году и возглавленному другими сепаратистски настроенными военачальниками Акбара. Мятежники взяли Лахор, провозгласив правителем малолетнего брата Акбара, жившего в Кабуле. К восставшим присоединились также влиятельные военачальники-узбеки из Самбхалы, так называемые мирзы. Все они были противниками выдвижения при дворе Акбара раджпутских князей-индусов. К счастью для Акбара, восставшие не смогли установить связь между собой, и в 1567 году этот мятеж феодалов был подавлен. «Мирзы» бежали в Гуджарат.

В Гуджарате после предательского убийства в 1537 г. Бахадур-шаха португальцами боролись за власть различные феодальные клики, объединенные по признаку землячества,— тюрки, афганцы, абиссинцы и т. д. «Мирзы» тоже включились в борьбу, претендуя на власть. Против них в Гуджарат были посланы войска Акбара, и в 1572 г. Гуджаратское государство было завоевано Моголами. Однако, как только могольская армия вернулась в Агру, «мирзы» снова восстали, и Гуджарат пришлось Моголам отвоевывать вторично.

На покорение Бенгалии, мусульманский правитель которой (считавшийся вассалом Акбара) объявил себя независимым, ушло больше двух лет. На этом завоевания временно прекратились. На передний план выдвинулись вопросы внутреннего устройства огромной империи.

...

Реформы Акбара

Еще в 1569 году Акбар отдал приказ построить новый город в Сикри, примерно в 20 км от Агры, где Бабур победил Рану Сангу. По приказу падишаха за несколько лет придворные Акбара выстроили себе на пустынном месте дворцы-павильоны. Возник красивый город из красного песчаника, ставший столицей Акбара и названный Фатхпур-Сикри (т. е. Сикри — город победы). На месте кельи шейха Салима Чишти, предсказавшего Акбару рождение сына, было построено здание. Много позднее его сделали из белого мрамора, и оно стало прообразом последующих беломраморных дворцов и мавзолеев Моголов. Когда город разросся, оказалось, что в нем не хватает воды. Поэтому в 80-х годах двор Акбара покинул Фатхпур-Сикри, который не заселен и в настоящее время. Являясь ценным памятником архитектуры, он служит местом паломничества туристов.

Встав во главе огромного государства, Акбар решил, что настало время упорядочить всю систему управления. Мероприятия Акбара были направлены на то, чтобы упрочить господство его династии и мусульманских феодалов в Индии. При этом он хотел заручиться поддержкой индусского населения, ослабив религиозный гнет. С этой целью он с помощью своего друга и советника Абу-л Фазла провозгласил политику «всеобщего мира» (солх-и-кулл), т. е. отказался от преследований инаковерующих. Абу-л Фазл, основываясь на длительном процессе развития суфийской идеологии, признавал, что есть не один, а много разных путей познания бога (т. е. истины) и потому не следует подавлять тех, кто избирает иной способ приближения к богу, чем тот, что властью считается правильным. Абу-л Фазл утверждал, что некоторые верования индусов нелепы (например, вера в аватары Вишну, особенно когда бог превратился в вепря, т. е. дикую свинью — нечистое животное для мусульманина), но не следует индусов за эти верования карать, если они готовы быть верными подданными государства. Такая политика резко отличалась от издавна сложившейся в мусульманских государствах Индии политики религиозной нетерпимости, когда единственно верным считалось то религиозное направление, которого придерживался двор (суннизм или шиизм), а все другие верования следовало активно искоренять как ложные, преследуя их приверженцев. Естественно, что эта новая политика Акбара вызвала сопротивление тех мусульманских джагирдаров и шейхов, которые стремились властвовать, жестоко подавляя всех недовольных. Однако именно эта политика веротерпимости является ныне наиболее ценимым наследием Акбара в стране, где множество верований, национальностей и каст.

В 1574 году Акбар, стремясь упорядочить взаимоотношения внутри феодального класса, ввел иерархию должностей (мансабов), раздавая военачальникам джагиры сообразно их чину (зату). Однако джагирдары находили способы обойти постановления и тратили на содержание отрядов меньше установленного властями. Пришлось это узаконить и ввести новую градацию (савар). Зат оставался чином, а савар показывал, сколько всадников должен был в действительности содержать военачальник (например, тысячник мог содержать и тысячу, и пятьсот, и даже четыреста всадников). Величина джагира стала зависеть от зата и савара. В результате увеличились пожалования и стал сокращаться фонд государственных земель — халиса.

Тогда Акбар задумал ликвидацию джагиров. В 1574 году он приказал на три пробных года, как сообщают хроники, «перевести земли всего государства в халиса, а военачальникам назначил жалованье деньгами». Поземельный налог должны были собирать чиновники — курурии, предварительно вносившие крупный залог. Эта мера вызвала сильное сопротивление джагирдаров, лишившихся своих земельных владений, и привела к разорению крестьян, с которых курурии, назначаемые на три года, брали все, что могли, чтобы покрыть залог и получить большие прибыли. Реформу пришлось отменить.

Религиозная реформа Акбара

Религиозная реформа Акбара преследовала те же цели что и другие его преобразования, — расширение социальной базы его власти. Акбар понимал, что индусы будут верно служить ему лишь тогда, когда он будет уважать их религиозные обычаи. Поэтому в 1563 г. он отменил налог на индусов-паломников, а через год ликвидировал и джизию. Эти налоги были, по-видимому, восстановлены под влиянием мусульманских джагирдаров, но вновь отменены в начале 80-х годов XVI века.

Сопротивление правоверных мусульманских сановников новому религиозному курсу заставило Акбара усомниться в правильности догматов ортодоксального ислама. В 1575 году в Фатхпур- Сикри был построен молитвенный дом (специально для обсуждения религиозных вопросов). Яростные споры при обсуждениях привели к тому, что Акбар стал все дальше отходить от мусульманской ортодоксии. Советником и другом Акбара, в том числе в религиозной политике, был Абу-л Фазл. Его отец, шейх Мубарак, был преследуем за махдизм, и Абу-л Фазлу пришлось в ранней юности скитаться с отцом в изгнании. Сам Абу-л Фазл исповедовал весьма терпимую форму суфизма и выступал против официального духовенства, считая, что все дороги ведут к богу и в каждой религии есть что-то истинное. Абу-л Фазл пробудил в Акбаре интерес как к немусульманским религиям, так и к разным «еретическим» учениям, бывшим в то время знаменем народной антифеодальной оппозиции.

Акбар, проявляя искренний интерес к различным религиям, стал знакомиться с верованиями индусов, парсов, джайнов и христиан. По его просьбе к нему были присланы из Гоа три миссии иезуитов; руководитель одной из них, Монсеррате, оставил ценные для историков записки. При своем дворе Акбар начал вводить обычаи индусов и парсов.

Это вызвало в 1580 г. широкое и опасное для Акбара восстание, возглавляемое шейхами, издавшими фетву (религиозное предписание) о его низвержении как «еретика». Центрами восстания были Бенгалия и Пенджаб, где недовольные феодалы выдвинули претендентом на могольский трон наместника Акбара в Кабуле, младшего сына Хумаюна от другой жены. Это восстание Акбару удалось с трудом подавить. Вернувшись в Агру победителем, Акбар стал насаждать при дворе новую религию, названную им «дин-и-илахи» (божественная вера), в которой должны были слиться разумные, по его мнению, элементы основных религий Индии, в то время как нелепые, в его глазах, обряды как индуизма, так отчасти и ислама подвергались осмеянию. При этом Акбар возвеличивался как «справедливый правитель» в духе махдистов.

Эта искусственно сконструированная религия нашла последователей главным образом среди народа, в то время как Акбар рассчитывал на привлечение именно придворных кругов. Хотя до бунта дело не дошло, но оппозиция нетерпимых мусульман к религиозной политике Акбара продолжалась. Поэтому в последние годы своей жизни Акбар стал принимать репрессивные меры против мусульманского духовенства, ссылая на окраины выступающих против него шейхов, закрывая отдельные мечети и т. п. «Дин-и-илахи» после смерти Акбара сохранялась еще полвека, исповедуемая небольшой сектой. Однако сам дух религиозной веротерпимости, политика не противопоставления двух основных религий Индии, а поисков их слияния и некоего синтеза оказали глубокое влияние на индийское общество. И сейчас в Индии, когда происходят индо-мусульманские разногласия и столкновения, вспоминают положительный опыт Акбара.

Цитируется по изд.: К.А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. История Индии. Издание второе исправленное и дополненное. М., 1979, с. 213-220.


Век Акбара

До своей смерти Хумаюн так и не успел установить прочную власть, и после него положение Моголов оставалось почти столь же ненадежным, как и тридцать лет назад, когда Бабур впервые завоевал Агру. Если бы не гений Акбара (1542-1605 гг.), все, что было сделано Бабуром и Хумаю ном, могло обратиться в ничто.

Взойдя на трон в тринадцатилетнем возрасте, Акбар обязан жизнью отеческой заботе военачальника своего отца Байрам Хана. Искусный военный, умный политик и глубоко преданный сподвижник Хумаюна, Байрам Хан учил и направлял Акбара, помогая решать первые сложные задачи управления страной. Укреплению новой власти послужила победа на вошедшем потом в историю поле при Панипате в 1556 году. Там Байрам Хан и Акбар одержали победу над еще одним претендентом на трон, Хему, индийским военачальником, узурпировавшим власть над Дели и Агрой. В момент смерти Хумаюна Байрам Хан с Акбаром находились в далеком Пенджабе. Когда Хему захватил Дели, придворные советники рекомендовали Байрам Хану и его юному протеже вернуться в Кабул. Но те не дали себя запугать и решительно выступили навстречу Хему. Это был отважный шаг, задавший тон всему дальнейшему правлению Акбара. В течение четырех следующих лет Акбар позволял Байрам Хану руководить собой, что мало-помалу привело к укреплению власти Моголов в Северной Индии. Однако в 1560 году, когда ему исполнилось восемнадцать, становившийся все более властным Акбар сместил Байрам Хана и взял все рычаги власти в свои руки.

Правление Акбара — один из самых важных и решающих этапов в истории Индии. В это время империя Моголов владела более чем половиной территории Индии, и в значительной степени это произошло благодаря Акбару, которого вместе с Ашокой можно назвать величайшим царем в индийской истории. При этом Акбар был не только выдающейся личностью, но и одной из самых сложных и противоречивых натур. Хотя его никогда не учили читать или писать, он обладал удивительной памятью и острым умом. Понимая, как ограничивает его собственная неграмотность, он заставлял читать ему вслух книги по философии, теологии, истории, а также поэзию. Благородный и человечный по натуре, он был человеком действия, большой физической силы и личной отваги. Совершенный политик и воин, он обладал безграничной энергией и огромным честолюбием; часто он спал всего по три часа в сутки. По многочисленным жизнеописаниям, Акбар предстает энергичным, властным и в то же время чувствительным и благородным человеком. Возможно, откровеннее всего воспоминания его сына Джахангира, который на склоне лет с горечью писал: «Будучи неграмотным, отец отлично разбирался в делах благодаря постоянному общению с людьми образованными и мудрыми, причем из бесед с ним никто никогда не догадывался о его неграмотности. Он столь хорошо знал поэзию и прозу, что его невежество оставалось тайной. Он бодрствовал ночи напролет и лишь немного спал днем... Он считал, что эти бессонные ночи очень много ему дали. При этом его мужество и отвага были столь велики, что он мог вскочить на впавшего в ярость слона; так он привел к повиновению многих смертельно опасных животных».

ЗАВОЕВАНИЯ АКБАРА

Акбар сумел добиться того, что Моголы из династии чужеземных захватчиков превратились в неотъемлемую составляющую жизни страны. Первым поворотным событием в этом направлении стала война с раджпутами (1568-1569 гг.). Тогда, как и теперь, Раджастхан с его пустынными просторами и крепостями на вершинах скал был самым сердцем индуистской части страны. Действительно, если не считать южной оконечности субконтинента, Раджастхан был единственной частью Индии, населенной исключительно индусами. Хотя после столкновения с Бабуром их военные амбиции несколько уменьшились, раджпуты по-прежнему представляли постоянную угрозу для Могольской империи.

Главные силы раджпутов были сосредоточены в княжестве Мевар. Его правитель Удай Сингх (годы правления 1537-1572) с презрением отвергал любые попытки установить отношения с новыми правителями Дели. В 1568 году Акбар осадил столицу Мевара Читор — крепость, стоявшую на горном утесе посреди пустыни. После жестокой битвы крепость была захвачена, но людей в ней уже не было. Согласно своим правилам, раджпуты предпочли смерть позору. По страшному обычаю джаухар женщины и дети бросались в пламя огромного погребального костра, в то время как мужчины стояли насмерть на стенах. Как и полагалось, практически все они погибли в бою. Тех же, кто уцелел, около 30 тысяч человек, Акбар приказал казнить в назидание остальным раджпутам. Урок не прошел даром. Главные крепости раджпутов Рантхамбор и Калинджар на следующий год сдались без боя, и почти весь Раджастхан признал власть Моголов. Читор, свидетель отваги и героизма раджпутов на протяжении почти тысячи лет, остался необитаемым. Его развалины и сегодня выглядят устрашающе; это один из лучших сохранившихся образцов средневековых крепостей, построенных индусами, его стены вздымаются почти на 500 футов над окружающей равниной. Тишина, как застывшая память о кровавом прошлом, повисла над его стенами, разрушенными домами и руинами храмов.

Следующее завоевание Акбара, богатая провинция Гуджарат, обеспечило Моголам выход к Аравийскому морю. Эта победа была достигнута с поразительной быстротой. Услышав, что в столице провинции Ахмадабаде вспыхнул мятеж, Акбар бросился туда с трехтысячным отрядом конницы. Они покрыли 600 миль за девять дней, на одиннадцатый день победили не успевшую прийти в себя от удивления армию повстанцев и за месяц вернулись назад в столицу. Следующей целью Акбара была Бенгалия, богатейшая провинция на севере Индии, которую он завоевал в 1576 году. В течение следующих лет он постоянно увеличивал свои владения, покоряя одну область за другой: Кашмир в 1586 году, Ориссу в 1592 году, Синд и Белуджистан в 1590-1595 годах. К 1590 году Акбар был полным хозяином Северной Индии и начал обращать взор на юг, на мусульманские княжества Декана. Его наступление в этом направлении не привело к большим завоеваниям, хотя несколько успешных набегов он все же совершил.

Однако существовал враг, который продолжал сопротивляться Акбару. Это был Удай Сингх из Мевара, который дал торжественную клятву, что никогда не прибудет в Дели, пока там правят чужестранцы. Только после достижения Индией независимости в 1947 году наследник этой династии согласился посетить столицу. Вместо Читора Удай Сингх построил новую столицу, Удайпур. Окруженный кольцом коричневых гор, украшенный подернутыми легкой рябью искусственными озерами и сказочными дворцами, это один из самых прекрасных городов Индии. Сердце города — Джаг Нивас, «Озерный дворец» (1754 год) — фантастическое мраморное здание, возвышающееся среди сверкающих на солнце бирюзовых вод. Он до сих пор принадлежит потомкам Удай Сингха, только теперь там находится один из самых романтичных отелей в мире.

Цитируется по изд.: С. Таммита-Дельгода. Индия. История страны. М., 2007, с. 155-159.


Литература:

Алаев Л. Б. Средневековая Индия. СПб, Алетейя, 2003; Антонова К. А. Очерки общественных отношений и политического строя Могольской Индии времен Акбара (1556–1605). М.: Издательство Академии наук СССР, 1952; Ванина Е. Ю. Идеи и общества в Индии XVI–XVIII вв. М.: Восточная литература, 1993; Abu-l Fazl Allami. Ain-i Akbari. Vols. I (tr. by H. Blochmann), II& III (tr. by H. S. Jarrett). Delhi: Munshiram Manoharlal, reprint, 1977–1978; Abu-l Fazl Allami. Akbar Nama. Tr. by H. Beveridge. Vol. I–III. Delhi: Ess Publications, 1979; Akbar and the Jesuits: an Account of the Jesuit missions to the Court of Akbar. Tr. by Pierre du Jarric. London: Curzon Press, 1996; Akbar and His India. Ed. by Irfan Habib. Delhi: Oxford University Press, 1997, 1997; Badauni Abd al-Qadir. Muntakhab ut-tawarikh. Vol. I–II. Tr. by G. S. A. Ranking. Vol. III. Tr. by W. Haig. Calcutta: Bibliotheca Indica, 1898–1900; Eraly A. Emperors of the Peacock Throne. The Saga of the Great Mughals. London: Penguin Books, 1997; Mukhia H. The Mughals of India. Malden US — Oxford UK: Blackwell Publishing, 2004; Richards John F. The Mughal Empire. The New Cambridge History of India. Delhi: Foundation Books, Cambridge University Press, 2000; Streusand D. S. The Formation of the Mughal Empire. Delhi: Oxford University Press, 1989.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС