Алексеев Николай Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Алексеев Николай Николаевич

1879–1964

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Николай Николаевич Алексеев

Алексеев Николай Николаевич (1879 – 1964) – русский правовед, философ, идеолог евразийства. Труды: «На путях к будущей России: Советский строй и его политические возможности» (1928), «Теория государства. Теоретическое государствоведение, государственное устройство, государственный идеал» (1931), «Идея государства: Очерки по истории политической мысли» (1955) и др. Разработал политико-правовую доктрину евразийского учения. Считал важнейшей чертой общественной мысли России духовную пропасть между народом и образованными классами. По Алексееву русский народ обладал особым интуитивным восприятием политического мира, отличающимся от понятий как западных, так и восточных народов. Учение Алексеева о государстве создавалось как внепартийное («евразийское»), разрабатывалось в противовес воззрениям на государство марксизма и либерализма, соединялось с обоснованием позитивно-прогрессивного развития и отвергало консервативную направленность.

Использованы материалы кн.: Политическая мысль Новейшего времени. Персоналии, идеи, концепции: Краткий справочник / Сост. Михайлова Е.М. – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010, с. 4.


Алексеев Николай (1879-1964) - юрист, философ, эмигрант. Окончил Московский университет. В 1908-1910 гг. стажировался в университетах Берлина, Гейдельберга, Парижа. Преподавал в Московском университете и Коммерческом институте. С 1916 года профессор юридического факультета Московского университета. С 1915 года член Всероссийского Земского союза; в 1916-1917 гг. одни из руководителей по снабжению русской армии в Иране. С 1920 года в эмиграции в Константинополе. Затем в Праге. В Праге Алексеев работал секретарём юридического факультета Карлового университета. Активный участник евразийского движения. В 1931 году выехал в Берлин, с 1931 по 1940 г. жил и работал в Страсбурге. В дальнейшем жил в Белграде и Женеве. Автор книг: "Науки общественные и естественные в историческом взаимодействии их методов. Очерки по истории и методологии общественных наук" (Москва, 1911); "Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки" (Москва, 1919); "Основы философии права" (Прага, 1924); "Идея государства. Очерки по истории политической мысли" и др.

Использован материал с сайта "Русское зарубежье" - http://russians.rin.ru


АЛЕКСЕЕВ Николай Николаевич (1 мая 1879, Москва — 2 марта 1964, Женева) — русский правовед, исследователь философии права. После окончания Московского университета (1906) оставлен в нем для подготовки к профессорскому званию. С 1908 — преподаватель на кафедре философии. В 1908—10 в зарубежной командировке. В 1911 выходит его книга «Науки общественные и естественные в историческом взаимодействии их методов. Очерки по истории и методологии общественных наук». С 1916 профессор юридического факультета Московского университета. В 1918 выпускает книгу «Введение в изучение права», где обсуждает проблемы теории права.

В 1918 выезжает в Германию, в октябре 1918 возвращается в Россию — в Крым, становится профессором кафедры государственного права Таврического университета. Становится редактором газет «За единую Россию», «Великая Россия». Вступил в Добровольческую армию, участвовал в боях. Эвакуировался в Константинополь, затем вновь вернулся в Крым, заняв место начальника информационной части в штабе генерала Врангеля. Вновь эмигрировал в Константинополь, затем в Прагу, став секретарем юридического факультета Кардовского университета (1922), преподавал в Берлине (до 1931), затем в Страсбурге (до 1940), Белграде (1940—48), Женеве (1948). Основные усилия Алексеева сосредоточены на анализе проблем истории философии права, теории государства, религиозного обоснования нравственности, права и государства. Принимал активное участие в движении евразийцев, в разработке его программных документов «Евразийство. Опыт систематического изложения»

(1926)   и в таких публикациях, как «Собственность и социализм. Опыт обоснования социально-экономической программы евразийцев» (Париж, 1928), «На путях к будущей России (Советский строй и его политические возможности)» (Берлин, 1927), разработал социально-экономическую и политическую программу евразийского движения. Советский строй рассматривал как власть идеократического государства, тотально подчинившего себе всю жизнь общества. Подчеркивая важность государства для России, он пытался связать аристократизм и демократизм, поскольку правящий слой специалистов в новом государстве формируется путем отбора из народа и образует нечто вроде «духовного ордена». Правовое устройство будущего государства он строил на основе понятия «правды», понятой как справедливость, как единство прав и обязанностей, как установленное право, коренящееся в противовес объективному праву западноевропейских стран в религиозном сознании и самосознании. Идеализируя федералистское устройство Советской России, он полагал, что будущая Россия также будет строиться на началах Федерализма. После победы национал-социализма в Германии и краха евразийского соблазна он противопоставляет им идею демократического государства, которое призвано обеспечить гарантии участия специалистов в управлении обществом. Гарантийное и демократическое государство, являясь также идеократическим, основывается на утверждении идей и ценностей православия, в котором он видел силу, спасающую Россию. Религиозное обоснование права дается им в таких работах, как «Религия, право и нравственность» (1937), «Идея «Земного Града» в христианском вероучении» (1926), «Русский народ и государство» (1927), «Христианство и идея монархии» (1937), «Христианство и социализм» (1931) и др. Участник экуменического движения.

А. П. Огурцов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 83-84.


Алексеев Николай Николаевич (1(13).05.1879, Москва - 2.03.1964, Женева) - философ права, один из идеологов евразийства. В 1906 году окончил Московский университет, 1908-1910 годы стажировался в Берлине, Гейдельберге и Париже. В 1917-1918 годы состоял членом редакционного комитета журнала «Народоправство». В 1918 году переезжает в Киев. Избирается профессором Таврического университета в г. Симферополе. Принимал участие в Гражданской войне. После эвакуации Добровольческой армии год прожил в Константинополе. С 1922 года - профессор русского юридического факультета в Праге. В середине 20-х годов присоединяется к движению евразийцев. В 1931 году переезжает в Берлин и преподает в Русском научном институте. После прихода к власти нацистов уезжает во Францию, где читает юридические дисциплины в Страсбурге Париже. В 40-х годы проживал в Белграде, где работал профессором университета. С 1950 года - в Женеве. Алексеев сыграл ведущую роль разработке государственно-правового учения евразийцев, создании евразийской модели государственного устройства России. Он исходил из убеждения, что на огромной территории России-Евразии длительной устойчивостью может обладать только хорошо организованное государство, для этого необходима детально разработанная идея, способная овладеть как правящим слоем, так и широкими массами. Принцип государственного устройства должен гармонически объединять начала аристократизма и демократизма, т. е. политику, осуществляемую сознательным и высококультурным меньшинством в интересах масс («Евразийцы и государство»). Правящий слой в таком государстве формируется путем специального «отбор из народа, и он вырабатывает государственный идеал, выражает единую волю нации или групп наций, являя собой подобие «духовного ордена», главной функцией которого должно быть моральное руководство обществом и выработка высшей религиозно-философской истины. Право в системе взглядов Алексеева трактуется прежде всего как «правомочие» т. е. как возможность осуществления тех или иных действий, в отличие от правовых систем, в которых на первый план выдвигаются понятия «обязанность» и «долг». 3ападным моделям государственного устройства, опиравшим на теорию естественного права, Алексеев противопоставлял древнерусский идеал «государства - правды», в котором государство подчинено «началу вечности» и на основе понятия «правда», включающего в себя и субъективное право и нормы справедливости, достигается синтез права и нравственности, единство прав и обязанностей граждан. Философия права Алексеева предполагала преодоление нормативного «объективного права» и замену его так называемым «установленным правом», основывающимся на религиозно-нравственных идеях и вытекающим из общенародного правосознания. В государстве с такой правовой системой индивид не может существовать иначе, как воплощая в себе общественное целое, в чем Алексеев видел цель, долг и право гражданина (К учению об «объективном праве» // Тридцатые года. Париж, 1931. С. 221- 254). Алексеев принял активное участие в разработке социально-экономической программы евразийства, стержнем которой была идея «государственно-частной системы хозяйствования». С ней связывалась надежда на ликвидацию расслоения общества на чрезмерно богатых и бедных, характерного для частнособственнической экономики. Социализм, считал Алексеев, не в состоянии решить данной проблемы, т. к. он лишь устраняет большое число субъектов собственности, не меняя при этом ее структуры. Алексеев полагал, что необходимо новое, «функциональное» понимание института собственности, в соответствии с которым государство налагает на собственников определенные обязанности и обеспечивает согласование деятельности экономических субъектов с интересами общества. Он предложил и модель межнациональных отношений евразийского сообщества народов, исходя из идеализированного опыта советского государственного строительства. Правда, последний был им подвергнут критике за выдвижение в качестве основы связи народов идеи интернациональной солидарности пролетариата перед лицом предполагаемой угрозы со стороны классовых врагов. Между тем, считал Алексеев, необходим федеративный принцип устройства России-Евразии, очищенный от коммунистической идеологии и основанный на осознании общей исторической судьбы народов евразийского мира (Советский федерализм // Евразийский временник. Париж, 1927. Кн. 5. С. 240-261).

В. П. Кошарный

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 16-17.

Сочинения: Основы философии права. Прага, 1924; Спб., 1999; На путях к будущей России (Советский строй и его политические возможности). Париж, 1927; Собственность и социализм. Опыт обоснования социально-экономической программы евразийства. Париж, 1928; Религия, право и нравственность. Париж, 1930; Теория государства. Теоретическое государствоведение, государственное устройство, государственный идеал. Париж, 1931; Пути и судьбы марксизма. От Маркса и Энгельса к Ленину и Сталину. Берлин, 1936; Русский народ и государство. М„ 1998.

Литература: Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 2, ч. 2. С. 129\ Дугин А. Теория евразийского государства// Алексеев Н. Н. Русский народ и государство. М., 1998; Дефорж И. Философия права Н. Н. Алексеева. М., 2006.


Далее читайте:

Алексеев Н.Н. Русский народ и государство.

Алексеев Н.Н. Духовные предпосылки евразийской культуры.

Алексеев Н.Н. Евразийцы и государство.

Алексеев Н.Н. На путях к будущей России (советский строй и его политические возможности).

Философы, любители мудрости (биографический справочник).

Сочинения:

Основы философии права. Прага, 1924, переиздание. СПб, 1999;

В бурные годы (из воспоминаний Алексеева). — Архив русской революции, 1926, вып. 17;

Русский народ и государство. — Путь, 1927, № 8;

На путях к будущей России (Советский строй и его политические возможности). Париж, 1927;

Советский федерализм. — Евразийский Временник. Париж, 1925, Кн. 5;

Собственность и социализм. Опыт обоснования социально-экономической программы евразийства. Париж, 1928;

Религия, право и нравственность. Париж, 1930;

Теория государства. Теоретическое государствоведение, государственное устройство, государственный идеал. Париж, 1931;

К учению об «объективном праве». — В кн.: Тридцатые годы. Париж, 1931;

Пути и судьбы марксизма. От Маркса и Энгельса к Ленину и Сталину. Берлин, 1936.

Литература:

Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 2, ч. 2. С. 129

Дугин А. Теория евразийского государства// Алексеев Н. Н. Русский народ и государство. М., 1998;

Дефорж И. Философия права Н. Н. Алексеева. М., 2006.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС