Алексий, Дородницын Анемподист Яковлевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Алексий, Дородницын Анемподист Яковлевич

1859-1919

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Алексий (Дородницын)

Алексий (в миру Дородницын Анемподист Яковлевич), архиепископ Владимирский и Суздальский (2.11.1859—янв. 1919), духовный писатель, деятель монархического движения.

Родился в семье дьячка с. Успенское Славяносербского у. Екатеринославской губ. Закончил Екатеринославскую Духовную семинарию, затем в 1885 Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1896 преподаватель Херсонского Духовного училища, с июля 1890 назначен противоштундистским миссионером в г. Херсоне. В 1891 защитил диссертацию на степень магистра, после чего в 1892 стал помощником смотрителя Бахмутского Духовного училища, а с сент. 1894 — Екатеринославским епархиальным миссионером. В сент. 1901 переведен в Чернигов преподавателем Духовной семинарии. Овдовев, в марте 1902 принял постриг и рукоположен во иеромонаха. В авг. назначен инспектором Ставропольской Духовной семинарии, в сент. 1903 — возведен в сан архимандрита и назначен ректором Литовской Духовной семинарии. 30 мая 1904 хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии. С июля 1905 — епископ Елисаветградский, викарий Херсонской епархии, с авг. — епископ Чистопольский, первый викарий Казанской епархии и ректор Казанской Духовной академии. За сочинение «Материал для истории религиозно-рационалистического движения на юге России во 2-й пол. XIX столетия» в марте 1910 ему была присвоена степень доктора церковной истории. В янв. 1912 назначен на самостоятельную кафедру — епископом Саратовским и Царицинским, где повел борьбу с лжеучением иеромонаха Илиодора (Труфанова). 30 июля 1914 переведен на Владимирскую и Суздальскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Особую заботу проявлял о призрении вдов и сирот духовенства.

В 1913 опубликовал одну из самых известных своих работ «Мораль Талмуда», которая сделала его имя весьма уважаемым в среде русских патриотов. Беспристрастным языком академического ученого с использованием подлинных источников он проанализировал моральные нормы Талмуда, показав его фундаментальную антихристианскую направленность. Приветствовал Нижегородское Всероссийское Совещание уполномоченных монархических организаций и правых деятелей 26—28 нояб. 1915 (Нижегородское совещание) и прислал на него свой доклад. В телеграмме в адрес совещания владыка писал: «Посылаю мой привет и благожелания монархическому съезду и буду молить Бога, чтобы Он благословил успехом занятия съезда во славу Св. Церкви, на благо Родины и на радость нашему Возлюбленному Монарху».

Весной 1917 съездом духовенства епархии снят за «деспотическое управление» епархией и «дерзкое обращение с духовенством» (обычная мотивировка удаления консервативных архиереев). Из-за близости к Г. Е. Распутину его даже не пытались защитить члены Св. Синода, никакую другую кафедру ему не предложили. И в 1918 он уехал на родину в Екатеринославскую епархию. Затем перебрался в Киев, поселился в Киево-Печерской лавре и начал борьбу против митр. Владимира (Богоявленского), претендуя на Киевскую кафедру. За эти действия уже после мученической кончины митр. Владимира был запрещен. Однако борьбы не прекратил. Как писал митр. Мануил (Лемешевский), «имел попытку захватить церковную власть на Украине и объявить автокефалию, но интрига не удалась». Митропиолитом Киевским был избран Антоний (Храповицкий). Скончался от паралича сердца в маленьком монастыре в Новороссийске, примирившись с Матерью-Церковью и приобщившись Св. Таин. Отпевал его еп. Евлогий (Георгиевский), который в своих воспоминаниях описал обстоятельства похорон.

Степанов А.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Алексий (Дородницын Анемподист Яковлевич) (2 нояб. 1859, с. Успенск славяно-сербского у. Екатеринославской губ.,- 1919, Новороссийск). Род. в семье дьячка. Окончил Екатеринослав. духовную семинарию и Моск. духовную академию (1885) со степенью канд. богословия. С 1886 преподаватель Херсонского духовного уч-ща и одноврем. с 1890 миссионер Херсонской епархии. С 1891 магистр богословия. С 1892 в Екатеринослав. епархии. В 1902 пострижен в монашество, назначен инспектором Ставропольской духовной семинарии. В 1903 ректор Литов. духовной семинарии в сане архимандрита. В 1904 епископ Сумской, в 1905 - Елисаветградский: в том же году перемещен на кафедру епископа Чистопольского и одноврем. назначен ректором Казан, духовной академии. В 1910 утвержден в степени доктора церк. истории. С 1912 епископ Саратовский и Царицынский, с 1914 - Владимирский и одноврем. возведён в звание архиепископа.

После Февр. рев-ции 1917 Алексий опубликовал 18 марта в газ. "Новое Время" заметку с возражениями против отнесения его к поклонникам Г.Е. Распутина: "Распутина я никогда не видел и лично не был с ним знаком, никогда ни с какой просьбой к нему не обращался ни письменно, ни через третьих лиц. Но сам Распутин упорно домогался знакомства со мной, выступая предо мною ходатаем за разных лиц... Распутна и распутинство я всегда ненавидел и несколько лет боролся с ним". В мае опубликовано его обращение "Спасайте отечество от голода": "„.нужно принимать все меры к тому, чтобы землевладельцы могли прежде всего спокойно приступить к посеву своих полей, в твёрдой уверенности, что они не понесут при этом никаких убытков от возможной национализации их собственности. Верьте, братия, что зем. вопрос будет разрешен согласно воле народа в Учред. Собр., мирно, законодат. путём. Поэтому национализация зем. собственности в то время, когда требуется всеобщее напряжение земледельч. сил для победы над врагом, должно считаться изменой Родине. Спасите же, братия, отечество от голода!" ("Тамбовские Епархиальные Ведомости", 1917, № 18, 6 мая, с 427-28).

8 мая Чрезв. съезд духовенства и мирян Владимирской епархии единогласно постановил: "Удалить архиепископа Алексия из Владимирской епархии... как члена "Союза рус. народа" и связанного с Распутиным, за деспотич. управление и дерзкое обращение с духовенством... Архиепископ Алексий настраивает против нового пр-ва, читая свои проповеди, в к-рых называет новое пр-во проклятым, оно создано не от Бога, а от самого сатаны" (ЦГИА, ф. 796, оп. 204, 1917. 5 ст., 1 от., N" 102, л. 20). В мае же Алексий писал в Синод: "Когда начались аграраные движения и возникли случаи насилия над зем. собственностью частных лиц, я указывал духовенству выступить против этих явлений нар. жизни... Ко мне стали поступать просьбы от частных лиц обратиться к народу с воззванием по поводу агр. беспорядков, и я немедленно отозвался на этот призыв своим воззванием "Спасите Россию от голода"... Вскоре возникли во Владимирской епархии насилия мирян над приходскими священниками - изгнание их из приходов, запрещение служить и прочее" (там же, лл. 59, 59 об.).

Участник Св. Собора Правосл. Рос. Церкви (авг. 1917-1918). Осенью в Киеве стал во главе т.н. "Всеукр. Церк. Рады", препятствовавшей возвращению в Киев митрополита Владимира. В дек. объявил себя "украинцем" и выступил в газ' "Киевлянин" с открытым письмом: "Когда горит дом, когда пламя охватило его со всех сторон, когда мы видим, что спасти его мы не можем, то мы тогда спасаем то, что есть в доме самое дорогое для нас. Для меня в "этом доме" самым дорогим является моя родина - Украина, и её счастью я решил отдать остаток своей жизни. ...обвиняют меня в несочувственном отношении к деятельности Всерос. Собора. Я этого не скрываю и открыто говорю, что теперь не время заниматься изобретением пышных нарядов для нашей церкви. В самом деле, в чём протекают самые важные моменты соборной деятельности? В восстановлении патриаршества, "надевании белых клобуков", на одном из к-рых, не погрешив против истины, можно было сделать надпись: "На память от Керенского". И так бесцветно, безыдейно, бессодержательно деятельность Собора протекает тогда, когда кругом льётся кровь, когда по городам и сёлам, по деревням идёт грабёж, насилие убийства..." ("Всеукр. Церковно-Обществ. Вестник", 1917, № 157, 3 дек., с. 3). Скончался на покое в Новороссийском монастыре.

Использованы материалы статьи M.E. Голостенова в кн.: Политические деятели России 1917.  биографический словарь. Москва,  1993


Алексий (Дородницын, 22.11.1859 -1919), архиепископ Владимирский и Суздальский, - родился в с. Успенское Славяносербского уезда, Екатерин ославской епархии, в семье дьячка. Окончил Екатеринославскую духовную семинарию и Московскую духовную академию (1885) со степенью кандидата богословия. Учитель Херсонского ду­ховного училища (1886), боролся против распространения штундизма в Херсоне (с июня 1890), магистр богословия (1891, за сочинение "Церковно-законодательная деятельность Карла Великого"). Помощник строителя Бахмутского духовного училища (1892), епархиальный миссионер Екатеринославской епархии (1894), преподаватель обличительного богословия Черниговской духовной семинарии. Пострижен в монахи (1902), посвящен во иеромонаха. Инспектор Ставро­польской духовной семинарии (1902), ректор Литовской духовной семинарии (1903). Хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии (30.5.1904). Епископ Елисаветградский, викарий Херсонской епархии (1905) и одновременно ректор Казанской духовной академии, доктор церковной истории (март 1910). Епископ Саратовский и Царицынский (январь 1912), архиепископ Владимирский и Суздальский (июль 1914 - весна 1917). В 1918 уехал в Екатеринославскую епархию, где организовал группу, настроенную против митрополита Киевского Владимира, за что был запрещен в служении. Пытался захватить церковную власть на Украине и объявить автокефалию. Скончался примиренный с Матерью-Церковью.

Примечания из книги митрополита Нестора Моя Камчатка


Сочинения:

Церковно-законодательная деятельность Карла Великого. (Магист. дисс.). М., 1889; Шалопутская община. М., 1891; Опыт православного противоштундистского катехизиса. Екатеринослав, 1899; Изд. 3-е. Казань, 1912; Южнорусский необаптизм, известный под именем штунды. Ставрополь, 1903; Византийские церковные мистики XIV в. (прп. Григорий Палама, Николай Кавасила и прп. Григорий Синаит). Казань, 1906; Материал для истории религиозно-рационалистического движения на юге России во 2-й пол. XIX столетия. Казань, 1909; Христианство и коммунизм. Казань, 1909; О любви к Отечеству. Речь на молебне. Казань, 1910; Аскетическое богословие. Казань, 1911; Послание к царицынской пастве… по поводу лжеучения иеромонаха Илиодора. Саратов, 1912; Самовоспитание и его средства: Очерк Христианской педагогики. Саратов, 1913; Полн. собр. соч. Т. 1: Ст. богословско-философского и церковно-исторического содержания. Саратов, 1913; Т. 2: Слова и речи. Саратов, 1914; Мораль Талмуда // Голос Церкви. 1913. Дек.; Прибавление к «Церковным ведомостям». 1913. № 44. Пг., 1915; Воинствующий ислам. М., 1914; Антихрист. М., 1914; Саратов, 1914; Придет ли Антихрист? М., 1999.

Литература:

Состав Св. Правительствующего Всерос. Синода и Рос. церк. иерархии на 1917 г., Пг., 1917;

Червинская ЛД..Из восп. о патриархе Алексии, 'Возрождение', 1971. N 232;

Manuil [Lemeserekij] Die Russischen Orthodoxen Bisdiofe von 1893 bis 1965. Toil 1. Erlangen, 1979;

Русская эмиграция. Журналы и сборники на русском языке. 1920-1980. Сводный указатель статей, Париж, 1988.

Далее читайте:

Черносотенцы в лицах (биографический указатель).

Правые организации в России. Начало XX века.

Вадим Кожинов "Россия век XX" Кто такие черносотенцы?

Погромы еврейские, организация которых приписывается черносотенцам.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС