Андрей Юрьевич Боголюбский
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Андрей Юрьевич Боголюбский

1111-1175

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Андрей Боголюбский

Андрей Боголюбский.
Реконструкция антрополога Герасимова по реальному черепу из захоронения.
Киевский исторический музей. Зал "Киевская Русь".

Андрей Боголюбский (ок. 1111-1174) - кн. владимиро-суздальский с 1157 года, сын Юрия Долгорукого. В юности участвовал в походах отца, был князем в Вышгороде под Киевом. В 1155 году ушел в Ростово-Суздальский край, где родился, вырос и имел крепкие связи; обосновался во Владимире. Содействуя развитию феодальных отношений, опирался на дружину, а также на владимирских горожан; был связан с торгово-ремесленными кругами Ростова и Суздаля. После смерти отца стал также князем ростовским и суздальским, вопреки воле Юрия Долгорукого, завещавшего Ростов и Суздаль младшим сыновьям - Мстиславу и Михалку. В 1162 году Андрею Боголюбскому удалил их вместе с двумя племянниками Ростиславичами и многими отцовскими боярами. Являясь самым могущественным князем на Руси, Андрей Боголюбский пытался объединить под своей властью русские земли. С 1159 года упорно боролся за подчинение Новгорода своей власти и вел сложную военную и дипломатическую игру в Южной Руси. В 1169 году войска Андрея Боголюбского взяли Киев. Андрей Боголюбский добился права получать дань с населения Двинской земли. Став "самовластцем всей Суздальской земли", Андрей Боголюбский перенес столицу во Владимир, укрепил его и построил великолепный Успенский собор и другие церкви и монастыри. В это же время под Владимиром вырос укрепленный княжеский замок Боголюбово - любимая резиденция Андрея Боголюбского, по названию которой он и получил прозвище. Для усиления своей власти Андрей Боголюбский перенес из Южной Руси особо чтимую икону богородицы, распорядился составить сказание о ее "чудесах", победоносном походе на волжских болгар в 1164 году, которому было придано значение всемирно-исторические события, связанного с общим походом христианского мира против "неверных". В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси. Усиление княжеской власти и конфликт с видными боярами вызвали заговор против Андрея Боголюбского, в результате которого он в ночь с 28 на 29 июня 1174 года был убит.

И. У. Будовнуц. Москва.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.


АНДРЕЙ I ЮРЬЕВИЧ Боголюбский (колено 9)

Из рода Владимиро-Суздальских вел. кн. Сын Юрия I Владимировича Долгорукого и половецкой кн., дочери хана Аепы Осекевича.

Родился ок. 1110 г.

Кн. Вышгородский в 1149, 1156 гг. Кн. Туровский, Пинский и Дорогобужский в 1150-1151 гг.. Кн. Суздальский и Ростовский в 1155-1169 гг. Вел. кн. Владимирский в 1169-1175 гг.

Жена: с 1148 г. дочь боярина Степана Ивановича Кучки, Улита (+ 1175 г.).

+ 29 июня 1175 г.

+ + +

В 1149 году, овладев Киевом, Юрий посадил Андрея на княжение в Вышгороде. В том же году, в походе против Изяслава II Мстиславича Андрей проявил удивительную доблесть, которой от него, кажется, никто не ожидал. Вместе с братьями он подступил к Луцку, где затворился брат Изяславов, Владимир. Когда они приблизились к городу, то из ворот его выступил отряд пехоты и начал с ними перестреливаться; остальные Юрьевичи никак не думали, что Андрей захочет ударить по этой пехоте, потому что и стяг его не был поднят; не величав был Андрей на ратный чин, говорит летописец, искал он похвалы от одного Бога; и вот он въехал прежде всех в неприятельское войско, дружина его за ним, и началась жаркая схватка. Андрей преломил копье свое и подвергся величайшей опасности: неприятельские ратники окружили его со всех сторон; лошадь под ним была ранена двумя копьями, третье попало в седло, а со стен городских сыпались на лего камни, как дождь; уже один немец хотел проткнуть его рогатиной, но Бог спас его. Отец, дядя и все братья обрадовались, увидев его живым, а бояре отцовские осыпали его похвалами, потому что он дрался храбрее всех в этом бою. Конь его, сильно раненный, только успел вынести своего господина и пал; Андрей велел погрести его над рекой Стрыем. Позже, в Руцкой битве, лишь только с обоих сторон стали сходиться для битвы, Андрей, схватив копье, поехал вперед и прежде всех столкнулся с неприятелем; копье его было изломано, щит сорван, шлем спал с головы, конь, раненный в ноздри, начал метаться под ним в разные стороны.

+ + +

Помогая отцу во всех его походах, Андрей, как можно думать, не одобрял его настойчивого желания овладеть Южной Русью. В 1156 году он бросил свой Вышгород и без отцовского позволения уехал в Суздальскую волость. Из Выштородского женского монастыря он увез с собой знаменитую икону св. Богородицы, которая впоследствии стала почитаться как величайшая русская святыня. Как гласит легенда, путь иконы на север сопровождался многими чудесами, а неподалеку от Владимира кони под иконой вдруг встали. Князь велел здесь заночевать. Ночью Божья Матерь явилась ему во сне и запретила вести икону в Ростов, как он прежде собирался (или делал вид, что собирался), а велела оставить ее во Владимире. Андрей так и поступил, на месте видения построил село, названное Боголюбовом. Позже Андрей построил там богатую каменную церковь и терем. Со временем Боголюбове сделалось его любимым местопребыванием.

Татищев так описывает внешность и характер Андрея: "Сей князь роста был не вельми великого, но широк плечами и крепок, яко лук едва кто подтянуть мог, .лицом красен, волосы кудрявы, мужественен был в брани, любитель правды, храбрости его ради все князья его боялись и почитали, хотя часто и с женами и дружиной веселился, но жены и вино им не обладали. Он всегда к расправе и распорядку был готов, для того мало спал, но много книг читал, и в советах и в расправе земской с вельможи упражнялся, и детей своих прилежно тому учил, сказуя им, что честь и польза состоит в правосудии, расправе и храбрости".

В мае 1157 года Юрий умер в Киеве. Андрей принял власть в Суздале и Ростове, но не поехал в эти старые города, а сделал стольным городом Владимир. Этот прежде незначительный молодой городок он украсил великолепными сооружениями, придавшими ему невиданные на северо-востоке Руси пышность и великолепие. Современники видели в Андрее набожного и благочестивого человека. Его часто можно было встретить в храме на молитве со слезами умиления на глазах. Нередко по ночам он входил в храм, сам зажигал свечи и долго молился перед образом. При этом он оставался человеком жестким и самовластным. В методах его правления было много нового, прежде на Руси невиданного. Со своими братьями Андрей обошелся как истый самовластец. Никому из них он не дал волости в Суздальской земле, а в 1162 году вовсе выгнал из княжества свою мачеху, греческую царевну Ольгу, вторую жену Юрьеву, вместе с ее детьми Мстиславом, Васильком и восьмилетним Всеволодом, потом удалил и племянников, двух сыновей Ростислава Юрьевича. С боярами Андрей также жил не по-товарищески, не советовался с ними, к чему привыкли бояре старой Руси. Многих Юрьевых бояр он выгнал, других заключил в темницу. По многим причинам он может считаться первым подлинным великорусским государем. Следуя в дальнейшем его примеру, владимирские князья постепенно превратили северную окраину Древней Руси в центр великого государства нового времени.

'Уже при Андрее северо-восточная Русь начинает оказывать все более возрастающее влияние на жизнь окружающих земель. В 1164 году Андрей с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием удачно воевал с камскими болгарами, перебил у них много народу и взял знамена. Князь болгарский с малой дружиной едва успел убежать в Великий город (Булгар). После этой победы Андрей взял болгарский город Бряхимов и пожег три других города. Но главной и постоянной целью Андрея было унизить значение Киева, лишить его древнего старшинства над русскими городами, перенести это старшинство на Владимир, а вместе с тем подчинить себе вольный и богатый Новгород. Он добивался того, чтобы по своему желанию отдавать эти два важных города с их землями в княжение тем из князей, которых он захочет посадить и которые, в благодарность за это, будут признавать его старейшинство.

Однако чрезмерная крутость помешала ему достичь желаемого. В 1158 году Андрей послал сказать новгородцам: "Будь вам ведомо: хочу искать Новгорода и добром и лихом". Новгородцы смутились, на первый раз уступили требованию Андрея и прогнали от себя Давида и Святослава Мстиславичей, а на их место взяли от Андрея его племянника Мстислава Ростиславича. Но потом Андрей вдруг переменил свое решение, отозвал Мстислава и велел новгородцам взять обратно Святослава. С немалой досадой новгородцы согласились опять на Святослава, но мира с этим князем у них быть не могло. Споры и бурные веча переросли в настоящую войну. . Святослав, изгнанный из Новгорода, сжег Новый Торг и Луки. Новгородцы несколько раз просили Андрея сменить князя, но тот неизменно отвечал: "Нет вам другого князя, кроме Святослава". Упорство Андрея наконец ожесточило новгородцев: в 1168 году они перебили сторонников Святослава и взяли себе в князья Романа Мстиславича, сына ненавистного Андрею Мстислава Изяславича. Это было знаком открытого неповиновения, и зимой 1169 года владимирский князь отправил на Новгород огромно? войско во главе со своим сыном Мстиславом. Страшно опустошив окрестности Новгорода, Андреева рать должна была отступить, ничего не добившись. Однако в Новгороде начался голод. Подвоза хлеба не было ниоткуда, и горожане сдались, показали Роману путь (то есть прогнали от себя) и послали к Андрею за миром, и Андрей направил к ним Рюрика Ростиславича, а после того, как поссорился с Ростиславичами, сына Юрия.

Сходным образом складывались отношения с Киевом. В 1168 году, по смерти Ростислава Мстиславича, в Киеве сел старый враг Андреев, Мстислав Изяславич. Андрей ждал только повода, .чтобы начать против него войну, и повод вскоре нашелся - в том же году, как уже говорилось, Мстислав, вопреки воле Андрея, посадил в Новгороде сына Романа. Тогда Андрей отправил на юг сына Мстислава с ростовцами, владимирцами и суздальцами. После трехдневной осады войско ворвалось в Киев и впервые в истории взяло его "на щит": два дня победители грабили город, не щадя никого и ничего: жгли церкви и грабили жителей, одних били, других хватали, жен разлучали с мужьями и уводили в плен. Половцы зажгли было и монастырь Печерский, но монахам удалось потушить пожар; были в Киеве тогда, говорит летописец, во всех людях стон и тоска, печаль неутешная и слезы непрестанные. Андрей достиг своей цели. Древний Киев потерял свое вековое старейшинство. Некогда город богатый, заслуживавший .от посещавших его иностранцев название второго Константинополя, он уже и прежде постепенно утрачивал свой блеск из-за междоусобий, а теперь был ограблен, сожжен, лишен значительного числа жителей, перебитых или уведенных в неволю, поруган и посрамлен от других русских земель. Андрей посадил в нем своего брата Глеба с намерением и впредь сажать там такого князя, какого ему угодно будет.

По смерти Глеба в 1171 году Андрей отправил в Киев Романа Ростиславича. Но вскоре владимирскому князю дали знать, что Глеб Юрьевич умер не своей смертью. Андрей прислал сказать братьям Ростиславичам: "Выдайте мне Григория Хотовича, Степанца и Олек-су Святославича - это враги всем нам, они уморили брата моего Глеба". Ростиславичи, считая, как видно, донос на бояр неосновательным, не послушались Андрея, но только отпустили от себя Григория Хотовича. Тогда Андрей послал сказать Роману: "Не ходишь в моей воле с братьями своими, так ступай вон из Киева, Давыд из Вышгорода, Мстислав - из Белгорода; ступайте все в Смоленск и делитесь там, как хотите". Рюрик, Давыд и Мстислав Ростиславичи послали сказать Андрею: "Брат! Мы назвали тебя отцом себе, крест тебе целовали и стоим в крестном целовании, хотим тебе добра, но вот теперь брата нашего Романа ты вывел из Киева и нам путь кажешь из Русской земли без нашей вины, так пусть рассудит нас Бог и сила крестная". Дальше пошло еще круче. Андрей, как говорит летописец, исполнился высокоумия, сильно рассердился, надеясь на силу, огородившись множеством войска, разжегся гневом, призвал мечника своего Михна и наказал ему: "Поезжай к Ростиславичам и скажи им: не ходите в моей воле, так ступайте же: ты, Рюрик, в Смоленск, к брату, в свою отчину; Давыду скажи: ты ступай в Берлад, в Русской земле не велю тебе быть; а Мстиславу молви: ты всему делу зачинщик, не велю тебе быть в Русской земле". Мстислав велел остричь Андрееву послу голову и бороду и отослал его назад к Андрею с такими словами: "Мы до сих пор почитали тебя, как отца, по любви, но если ты прислал к нам с такими речами не как к князю, но как к подручнику и простому человеку, то делай, что замыслил, а Бог нас рассудит". Андрей опал в лице, когда услышал от Михна ответ Мстиславов, и велел тотчас же собирать войско: собрались ростовцы, суздальцы, владимирцы, переяславцы, белозерцы, муромцы, новгородцы и рязанцы. Андрей счел их и нашел 50 000; он послал с ними сына своего Юрия с таким наказом: "Рюрика и Давыда выгоните из моей отчины, а Мстислава схватите и, не делая ему ничего, приведите ко мне". По пути на юг к войску присоединилось еще много князей, всего их набралось более двадцати. Впервые за много лет под одними знаменами собрались полоцкие, туровские, пинские, городненские, рязанские, черниговские, северские, смоленские, переяславские князья. Но этот грандиозный поход, как и тот, что был затеян в предыдущем году против Новгорода, закончился ничем. Девять недель войско стояло против Вышгорода, где засел Мстислав Ростиславич, но так и не смогло его взять. А едва к Киеву подступил союзник Ростиславичей Ярослав. Изяславич Луцкий, все оно в беспорядке вдруг бросилось бежать Мстислав из Вышгорода гнался за ними, многих перебил и пленил. "Так-то, - говорит летописец, - князь Андрей какой был умник во всех делах, а погубил разум свой невоздержанием". И в самом деле, современники хорошо видели,, что неудачи Андрея под Новгородом и Киевом произошли не из-за недостатка материальных средств, а из-за упрямого нежелания вести гибкую политику. При всем своем уме и изворотливости Андрей не установил прочного порядка в русских землях. Современники считали, что единственным побуждением всей его деятельности было властолюбие. Прошло немало лет, прежде чем семена посеянной им политики уже в новых исторических условиях дали обильные всходы и привели к сплочению Русской земли вокруг Москвы. Пока же непреклонная суровость Андрея во всех вызывала трепет и ненависть, и окружавшие его бояре не были тут исключением.

Однажды Андрей казнил одного из ближайших родственников своей жены, Кучковича. Тогда брат казненного Яким Кучкович вместе с зятем своим Петром и некоторыми другими княжескими слугами решил избавиться от своего господина. К заговору вскоре пристали домашние слуги князя - некий яс (осетин) по имени Анбал и еще какой-то иноземец по имени Ефрем Моизич. Всего же заговорщиков было двадцать человек; они говорили: "Нынче казнил он Кучковича, а завтра казнит и нас, так помыслим об этом князе!" Кроме злобы и опасения за свою участь заговорщиков побуждала и зависть к любимцу Андрееву, какому-то Прокопию. 28 июня 1175 года, в пятницу, в обеденную пору, в селе Боголюбове, где обыкновенно жил Андрей, собрались они в доме Кучкова зятя Петра и порешили убить князя на другой день, 29-го ночью. В условленный час заговорщики вооружились и пошли к Андреевой спальне, но ужас напал на них, они бросились бежать из сеней; зашли в погреб, напились вина и, пьяные, пошли опять к сеням. Подошедши к дверям спальни, один из них начал звать князя: "Господин! Господин!", чтоб узнать тут ли Андрей. Тот, услышав голос, спросил: "Кто там?" Ему отвечали: "Прокопий". "Мальчик, - сказал тогда Андрей спавшему в его комнате слуге, - ведь это не Прокопий?" Между тем убийцы, услыхавши голос Андрея, начали стучать в двери и выломали их. Андрей вскочил, хотел схватить меч, который был всегда при нем (тот меч принадлежал прежде св. Борису), но меча не было. Ключник Анбал украл его днем из спальни. В то время, когда Андрей искал меч, двое убийц вскочили в спальню и бросились на него, но Андрей был силен и уже успел одного повалить, как вбежали остальные и, не различив сперва впотьмах, ранили своего, который лежал на полу, потом бросились на Андрея; тот долго отбивался, несмотря на то, что со всех сторон секли его мечами, саблями, кололи копьями. "Нечестивцы, - кричал он им. - Зачем хотите сделать то же, что Горясер (убийца св. Глеба. - К. P.)? Какое я вам зло сделал? Если прольете кровь мою на земле, то Бог отметит вам за мой хлеб". Наконец Андрей упал под ударами; убийцы, думая, что дело кончено, взяли своего раненого и пошли вон из спальни, дрожа всем телом, но, как скоро они вышли, Андрей поднялся на ноги и пошел под сени, громко стеная; убийцы услыхали стоны и возвратились назад, один из них говорил: "Я сам видел, как князь сошел с сеней". "Ну так пойдемте искать его," - отвечали другие; войдя в спальню и видя, что его тут нет, начали говорить: "Погибли мы теперь! Станем искать поскорее". Зажгли свечи и нашли князя по кровавому следу: Андрей сидел за лестничным столпом; на этот раз борьба не могла быть продолжительной: Петр отсек князю руку, другие прикончили его.

Похоронен в построенной им церкви Богородицы (Успенском соборе) во Владимире.

Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. Константин Рыжов. Москва, 1999 г.

Боголюбово, Лестничная башня замка 1158-1165 г.

Боголюбово, лестничная башня замка, место убийства князя.

Лестничная башня замка, в составе более поздней реконструкции
(древняя часть, собственно башня, небеленая).
Фото Юрия Паршинцева.


Е. Пергаменщик. Смерть Андрея Боголюбского.
Рисунок с сайта www.sgu.ru

АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ, святой (ок. 1110-1174), внук Владимира Мономаха, второй сын Юрия Долгорукого. Когда умер его дед, Андрею было около пятнадцати лет, и он, несмотря на то что жил большей частью в Ростово-Суздальских краях, вполне мог слышать наставления Мономаха или читать их. Отношение к власти как к личной религиозной обязанности утверждалось трудно, взламывая многовековую привычку князей глядеть на Русскую землю как на совместное владение всего княжеского рода Рюриковичей.

При таком порядке старший в роде одновременно являлся вел. князем и сидел на старшем — Киевском — столе. Остальные владели княжествами менее значительными в зависимости от степени своего старшинства. Внутри княжеского рода при этом не было места государственным отношениям — они принимали чисто семейный характер. Князь никак не был связан со своими временными подданными. Он знал: умрет Киевский вел. князь — его достоинство вместе с престолом перейдет к следующему за ним по старшинству члену рода, и это вызовет перемещение остальных князей в те уделы, которые теперь соответствуют степени их старшинства. Новое положение будет сохраняться до тех пор, пока жив новый глава рода. Затем — новая передвижка. Такой порядок был неудобен и сложен из-за вечных споров по поводу старшинства и попыток не в очередь занять тот или иной стол.

Так, молодость св. Андрея омрачилась спорами отца его, Юрия, со своим братом Мстиславом за великое Киевское княжение. Св. Мстислав был старшим и имел все права на него, но честолюбие и неуживчивый нрав Юрия толкали его к распре, тем более что кротость брата он принимал за слабость или робость.

Св. Андрей Боголюбский видел настоятельную необходимость сломать, упразднить этот родовой строй с тем, чтобы расчистить место единому Русскому государству. Смолоду известный набожностью, умом и боевой удалью, он на собственном опыте убедился в гибельности родственных княжеских споров и несогласий. Не желая участвовать в междоусобице родичей, в 1115 Андрей ушел на север, где ростовцы и суздальцы признали его своим князем. Там он основал новое великое княжение Владимирское, которому Промысл Божий предназначил стать почти на два столетия сердцем Русского государства.

На великокняжеском столе св. Андрей вел себя не как старший родич, но как полновластный государь, дающий ответ в своих попечениях о стране и народе единому Богу. Его княжение было ознаменовано многочисленными чудесами, память о которых доселе сохраняется Церковью в празднестве Всемилостивому Спасу (1 августа), благословившему князя на его державное служение. Тогда же был установлен и праздник в честь Покрова Божией Матери, ставший любимым церковным праздником русского народа.

Чувствуя, что Россия гибнет от разделения власти, св. Андрей в своих стараниях ввести единодержавие особо рассчитывал на покров и заступление Пресвятой Богородицы. Уходя в северные земли, он взял с собой чудотворную икону, писанную, по преданию, святым евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовал в дни своей юности Сам Спаситель со Своей Матерью и св. Иосифом Обручником. Увидев эту икону, Пресвятая Богородица сказала: “Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя да будет с сей иконой!”

Дважды утром икону находили сошедшей со своего места в Вышгородском соборе и стоящей на воздухе, как бы приглашая князя в путь, благословение на который он испрашивал у Пречистой в своих усердных молитвах. Когда св. Андрей миновал Владимир, бывший в то время незначительным ремесленным городком, то кони, везшие икону, остановились и не могли сдвинуться с места. Князь назвал это место Боголюбовом, потому что в происшедшем усмотрел знамение Божие, а Владимир сделал столицей княжества. Многочисленные чудеса, явленные впоследствии Пресвятой Богородицей, побудили князя установить церковное празднование Покрова Божией Матери, явленного над Россией во всем течении ее истории. Праздник этот чтится в России не менее двунадесятых. Показательно, что только Русская Церковь столь торжественно отмечает его, несмотря на то что событие, вспоминаемое в этот день (видение покрова над собором молящихся), произошло в Византии.

Столь ревностное стремление к объединению народа не могло остаться без противления со стороны антиправославных сил. Знаменательна, с этой точки зрения, мученическая кончина князя в 1174. Летопись недвусмысленно подчеркивает религиозный характер кончины св. Андрея. Главное лицо среди “начальников убийства” — ключник Анбал Ясин — иудей. Совет злоумышленников летописец уподобляет совещанию “Иуды с жидами” перед предательством Спасителя.

Летопись приводит и непосредственную причину преступления — это активная просветительская деятельность князя среди иноверных купцов, в результате которой увеличилось число иудеев, принимавших Православие. Оплакивая своего господина, верный слуга Кузьма говорит: “Бывало, придет гость какой из Царьграда... или латынин... даже поганин какой если придет, князь сейчас скажет: поведите его в церковь, в ризницу, пусть видят истинное христианство и крестятся; так и случалось: болгары и жиды и всякая погань, видя славу Божию и украшение церковное, крестились и теперь горько плачут по тебе...” Согласно воззрениям Талмуда, гой, “совративший” еврея в христианство, заслуживает безусловной смерти.

Узнав об убийстве князя, владимирцы взбунтовались, и лишь крестные ходы по улицам города с чудотворной иконой Богоматери Владимирской предотвратили дальнейшие кровопролития. Церковь, свидетельствуя богоугодность трудов великого киязя, прославила его святым. В памяти потомков он остался русским властителем, почувствовавшим себя не владельцем земли, а Божьим слугой, попытавшимся воплотить в жизнь идеал христианской государственности.

Митрополит Иоанн (Снычев)

Русское небо

Боголюбская (Боголюбивая), чудотворная икона Пресвятой Богородицы.
Иллюстрация с сайта http://www.cirota.ru/


АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ (ок. 1112 - 1174, с. Боголюбове) - владимиро-суздальский князь. Сын Юрия Долгорукого. В 1155 был посажен отцом на княжение в Вышгород. Незаурядный дипломат, опытный полководец, хорошо образованный и имевший тесные связи с церковью, Андрей вопреки отцовской воле ("без отне воле") ушел в захудалое Ростово-Суздальское княжество. В "Суждальской земле" он сделал столицей княжества Владимир, превратив маленькую крепость в богатый город с величественными соборами, многими церквами и неприступными крепостными стенами с Золотыми, Серебряными, Медными воротами, а в десяти верстах от Владимира заложил на р.Нерли "себе город камен, именем Боголюбый". Андрей завоевал огромный авторитет и после смерти отца стал проводить самостоятельную политику, стремясь подчинить себе враждующие между собой княжеские и боярские вотчины. За три года Андрей превратился в могущественного князя, сумевшего создать на сев.-вост. будущий полит, центр Руси. В 1164 совершил победоносный поход на волжских болгар, а в 1169 завоевал Киев и сжег его: "И бысть в Киеве на всих человецах стенание и туга, и скорбь неутишимая". Вступил в конфликт с ближними боярами, организовавшими заговор, и был ими убит. Антрополог М.М. Герасимов создал по черепу Андрея скульптурный портрет.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.


Андрей Боголюбский (ок. 1111 - 1174), князь владимиро-суздальский (с 1157), сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей г. Владимир. Убит боярами в своей резиденции с. Боголюбово.

АНДРЕЙ Юрьевич БОГОЛЮБСКИЙ (около 1111 - 29 июня 1174), князь владимиро-суздальский и великий князь киевский (с 1157). Старший сын Юрия Долгорукого и дочери половецкого хана Аепы. Женат первым браком на дочери первого владельца Москвы Стефана Ивановича Кучки, а вторым на пленнице, привезенной из похода 1164 года на Волжско-Камскую Булгарию. Детей, по-видимому, не имел.

Начало княжения В 1149 Андрей получил от отца в держание Вышгород, но через год был переведен в западнорусские земли, где держал города Туров, Пинск и Пересопницу. В 1151 он с согласия отца вернулся в родную суздальскую землю, где, видимо, имел удел (Владимир-на-Клязьме). В 1155 вновь был переведен в Вышгород, откуда вопреки отцовской воле бежал во Владимир-Залесский, увезя с собой икону Богородицы, написанную, по преданию, евангелистом Лукой (образ Владимирской Богоматери). После смерти Юрия Долгорукого в 1157 Андрей унаследовал киевский великокняжеский престол, но в Киев, несмотря на обычай, жить не поехал. Тогда же он был избран князем ростовским, суздальским и владимирским. Опираясь на своих «милостников» (слуг), в 1162 Андрей изгнал из пределов ростово-суздальской земли не только своих родственников, но и отцовскую дружину. Одновременно он перенес столицу из Суздаля во Владимир, а свою резиденцию - в Боголюбово-на-Нерли (по которому и получил свое прозвище).

Отношения с церковью Около 1160 Андрей предпринял первую в истории Руси попытку разделить русскую церковь на две митрополиии. Он обратился с просьбой к константинопольскому патриарху учредить во Владимире вторую митрополию, независимую от киевской, но просьба эта была отвергнута. В 1168 Андрей посылает суздальского игумена Феодора на большой собор в Киев с целью добиться смещения митрополита Константина. Не найдя поддержки у русских епископов, Феодор направился в Константинополь, надеясь уговорить патриарха назначить митрополитом себя, однако добился лишь поставления ростовским епископом. В 1169 у Андрея Боголюбского возник конфликт с неуживчивым и честолюбивым Феодором, который закончился тем, что князь выдал епископа на суд митрополита в Киев, где Феодор был казнен по обвинению в ереси.

Культура при Андрее Боголюбском В годы его правления во Владимире и пригородах развернулось широкое строительство: в 1164 были построены Золотые ворота (подобно киевским, константинопольским и иерусалимским), город-замок Боголюбово, а также ряд храмов, в т. ч. знаменитые Успенский собор (1158-61), Покрова-на-Нерли (1165), Рождества Богородицы в Боголюбове (1158-65).

По мнению ряда исследователей, Андрей Боголюбский стремился освободиться от византийского влияния на Руси. Он, в частности, приглашал для строительства владимирских храмов западноевропейских зодчих. Тенденция к большей культурной самостоятельности прослеживается и во введении им на Руси новых праздников, не принятых в Византии. По инициативе князя были учреждены праздники Спаса (1 августа) и Покрова пресвятой Богородицы (1 октября).

В ночь с 29 на 30 июня 1174 Андрей был убит в Боголюбове группой заговорщиков из своего ближайшего окружения. Первоначально был погребен во Владимирском храме Успения Богородицы; позднее останки неоднократно переносились. В 1934 погребение Андрея Боголюбского было обследовано и идентифицировано археологами и антропологами; по черепу найденному в захоронении, скульптору и антропологу М. М. Герасимову удалось воссоздать уникальный скульптурный портрет князя.


АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ (иначе Георгиевич, Гюргевич, Дюргевич) - великий князь владимирский, сын суздальского и великого князя киевского Юрия Владимировича Долгорукого от брака с дочерью половецкого хана Аепы. Род. ок. 1110 г. Летописи начинают упоминать об А. Ю. Б. во время войны его отца со своим племянником, великим князем киевским Изяславом Мстиславичем, занявшим киевский престол вопреки лествичному праву, когда были еще живы его дядья - Вячеслав и Юрий. В 1146 г. Изяслав сверг в Киеве великого князя Игоря Ольговича. Против этого восстал брат Игоря - Святослав Ольгович. К нему присоединился Юрий, двинувший войско на Киев В это время на суздальскую землю напал рязанский князь Ростислав Ярославич. Юрий послал против него своих сыновей - Ростислава и Андрея, которые разбили рязанцев и изгнали князя из его собственных владений. В 1149 г. Юрию Долгорукому удалось победить Изяслава и изгнать его из Киева. Утвердившись на великом столе, отец посадил А. Ю. Б. в Вышгороде. Чтобы окончательно обезопасить себя от всяких неожиданностей, Юрий решил лишить Изяслава его опоры на Волыни и двинулся в поход на Луцк, где его противник собирал новое войско. Ростислав и Андрей шли туда же по другой дороге, ведя с собой половцев, которые неожиданно покинули их у местечка Муравицы, что неподалеку от Дубны. А. Ю. Б. все же продолжил поход и соединился с основным войском в районе Луцка. Летописи отмечают в связи с этим его храбрость и личное мужество в сражениях. Так он, не предупредив отца и братьев, один решил сразиться с крупным отрядом противника, совершившим вылазку из города. Когда враги повернули назад к своим воротам и побежали, он в запальчивости далеко оторвался от своей дружины и один на один очутился в гуще неприятеля. А. Ю. Б. был ранен 2 копьями, какой-то «немчин» пытался достать его рогатиной, но князю удалось отбить удар мечом и вырваться из окружившей его толпы врагов. Едва успел он доскакать до своих, как пал его боевой израненный конь. А. Ю. Б. удостоился восхищения отцовских дружинников: «зане мужьскы створи, паче бывших всих ту». Вскоре после этого А. Ю. Б. выступил в роли миротворца между отцом и Изяславом, однако мир длился недолго. Уже на следующий год Изяслав изгнал Юрия из Киева и пошел на его сына Ростислава, княжившего в Переяславле Южном. А. Ю. Б. пришел на помощь брату, и они отстояли город. Через некоторое время Юрий, соединив свои войска с дружиной галицкого князя Владимирка Володаревича, изгнал Изяслава из Киева и посадил А. Ю. Б. на княжение в Пересопнице, которую он отнял у Волынского княжества. А. Ю. Б. и в этот раз собирался мирить Изяслава с отцом, даже принимал противника у себя в Пересопнице, куда Изяслав, по мнению летописца, приезжал с целью разведки. Но А. Ю. Б. потерпел неудачу, поскольку отец отказался от мира. Изяслав воспользовался этим и, призвав на помощь венгерского короля, изгнал Юрия из Киева. Андрей и Владимирко прибыли на помощь суздальскому владетелю, когда все уже было кончено. В 1551 г., в 3-й раз, Юрий возобновил военные действия в борьбе за великий стол. Войска сошлись под самым Киевом. В этом сражении А. Ю. Б. снова показывал чудеса храбрости. Переправившись со своими союзниками половцами за р. Лыбедь, он погнал неприятеля, опять увлекся, оказался один в гуще врагов и был бы захвачен в плен, если бы один из половцев не вывел его насильно из боя. Юрию на этот раз не повезло, Изяслав погнал его от Киева и настиг у р. Рута (нынешний Роток). Войска снова изготовились к бою. Полки отца расставлял Андрей. Сражение началось. А. Ю. Б. опять с копьем наперевес помчался на врага. Его ранили в бою. Изяслав тоже был ранен, но победил, т. к. в самый решительный момент половцы покинули Андрея. Началась паника, побежали сначала союзники Юрия, а затем и он сам. Добравшись до Переяславля, он вынужден был идти дальше, в небольшой Остерский Городок. Здесь А. Ю. Б. уговорил отца вернуться в Суздаль. Юрий осадил Чернигов, где сидел союзник Изяслава - Изяслав Давыдович. В течение 20 дней шли сражения под городом, в которых А. Ю. Б. снова отличился, но с появлением войск великого князя осаду пришлось прекратить. В 1154 г. Юрий совершил поход в муромскую землю на рязанского князя Ростислава Ярославича и изгнал его оттуда, передав Муромское княжество А. Ю. Б. Ростислав не смирился со своим поражением, отправился к половцам за помощью и в том же году неожиданно напал на А. Ю. Б., который «об одном сапоге» едва спасся бегством в Суздаль. Наконец, в 1155 г. Юрию, уже после смерти Изяслава, удалось вокняжиться в Киеве, где он сидел до самой смерти в 1157 г. А. Ю. Б. снова оказался в Вышгороде, но стал просить отца отпустить его в Суздаль. Не получив согласия, тайно ушел из Вышгорода, взяв с собой икону Божьей Матери. Впоследствии она получила имя «Владимирской» и превратилась в величайшую святыню Северо-Восточной Руси. Предание рассказывает, что, не доезжая 11 верст до Владимира, конь, на котором везли икону, остановился, что было принято за предзнаменование. Здесь А. Ю. Б. заложил село Боголюбово, в котором позднее построил город-замок - любимую свою резиденцию. В 1157 г., после смерти Юрия, ростовцы, суздальцы и владимирцы выбрали А. Ю. Б. своим князем, «занеже бе любим всеми за премногую его добродетель», чем нарушалось завещание Юрия, отказавшего суздальскую землю младшим детям - Михалку и Всеволоду. Их, а также племянников - детей Ростислава - А. Ю. Б. изгнал из суздальской земли, а с ними и «мужи отца своего переднии». Он поселился не в Суздале или Ростове, а во Владимире, вероятно, желая избежать влияния бояр старых городов. Свой стольный город он старался украсить: в 1158 г. заложил собор Успения Божьей Матери и дал ее духовенству село и десятину в своих стадах и торговых пошлинах; в 1160 г. церковь эта была достроена иноземными мастерами; расширил детинец (Владимирский кремль) и построил в городе, в подражание Киеву, двое ворот - золотые и серебряные. А. Ю. Б. хотел быть «самовластным», по выражению летописи, в ростовской земле, в делах церковных. Он изгнал епископа Леонтия, заспорившего с ним о числе постных дней; хотел учредить во Владимире особую митрополию, но уступил мнению патриарха. В первые 10 лет своего правления А. Ю. Б. почти не вмешивался в дела других русских областей. В это время уже выявилось его преобладание над князьями рязанскими, смоленскими и полоцкими, впоследствии участвовавшими в его походах; но сведений о том, как он этого достиг, не имеется. Он претендовал и на влияние в Новгороде. В 1160 г. А. Ю. Б. послал сказать новгородцам: «ведомо вам буди, что я хочу искать Новагорода добром и лихом, целуйте мне крест на том, чтоб иметь меня отцом себе, а мне желать вам добра». После того новгородцы в течение нескольких лет принимали к себе князей по его указанию. В 1164 г. он начал воевать с булгарами волжско-камскими, которые, хотя и не были ближайшими соседями суздальской земли (между ними простиралась мордовская земля), но находились с нею в торговых сношениях. А. Ю. Б. сам выступил в поход, взяв с собой икону Владимирской Божьей Матери. Булгары были разгромлены. А. Ю. Б. взял три их города, в т. ч. Бряхимов. В память об этой победе был установлен праздник 1 августа. В 1172 г. А. Ю. Б. снова посылал рать против булгар, но она потерпела неудачу. В 1167 г. новгородцы, прогнав поставленного у них Андреем Святослава Ростиславича, выбрали своим князем Романа Мстиславича Великого, тогда княжившего в Киеве и не любимого Андреем. Последний решил наказать своих врагов и начал с Мстислава. В конце 1168 г. он послал в Киев громадную рать под началом своего сына Мстислава Андреевича, к которому присоединилось 11 других князей; Киев был взят в марте 1169 г. «на щит» и отдан воинам на 2 дня на разграбление; в Киеве А. Ю. Б. посадил своего брата Глеба Юрьевича. Наступил черед и для Новгорода, который обидел А. Ю. Б. еще и тем, что новгородские сборщики дани избили в Двинской земле, на которую Боголюбский имел притязания, его людей. К Новгороду в 1170 г. была послана сильная рать под командой Мстислава Андреевича. Столица республики выдержала осаду; граждане приписывали свое спасение заступничеству образа Знамения Божьей Матери и учредили праздник этой иконы. Но А. Ю. Б. запретил подвоз хлеба к Новгороду из суздальской земли, и новгородцы снова стали принимать от него князей. В 1172 г. погиб в Киеве Глеб; А. Ю. Б. на киевский стол посадил Романа Ростиславича, но вскоре рассердился на Ростиславичей, т. к. поверил клеветникам, уверявшим, что они дали убежище убийце его брата Глеба. Ростиславичи отказались выдать обвиняемого и заняли Киев А. Ю. Б. послал сказать им, чтобы они вышли из Киевской волости. Мстислав Ростиславич, обрив голову и бороду послу, передал Андрею: «До сих пор мы любили тебя, как отца, но если ты прислал с такими речами не как к князю, а как к подручному и простому человеку, то делай, что задумал, и Бог нас рассудит». А. Ю. Б. стал готовить рать. Войско приблизительно в 50 тыс. чел. безуспешно осаждало Вышгород, где засел Мстислав Ростиславич. Осада продолжалась 9 недель, когда к городу подошел луцкий князь Ярослав Мстиславич и вступил в переговоры с Ростиславичами. Появление свежего войска заставило бежать рать Андрея. Князья скоро перессорились между собой, и Ростиславичи опять обратились к Андрею. «Подождите немного,- отвечал Андрей,- я послал к братии своей в Русь: как придет от них весть, то дам вам ответ». Однако 29 июня 1174 г. Андрей был убит своими приближенными. Ранее он велел казнить одного из братьев своей 1-й жены, Кучковича. Брат казненного Яким составил заговор против великого князя, в котором принимал участие его зять Петр Кучков и ключник Андрея Анбал Ясин. Заговорщиков было 20 чел. Ночью они подошли к спальне князя, но на пути, пораженные страхом, забрались в медушу (погреб) и, напившись там, вошли в сени. Когда они подошли к ложнице, один из заговорщиков постучался в дверь со словами: «Господине, господине!» Убийцы взломали дверь и ворвались в комнату. Князь вскочил и повалил одного из них; другие, не различая в темноте, напали было на упавшего, но потом, распознав князя, кинулись на него с мечами, саблями и копьями. Считая его убитым, заговорщики начали выносить того из них, который погиб в свалке. Андрей в это время успел уйти в сени и сошел с крыльца. Заговорщики бросились на его поиски и нашли вскоре истекавшего кровью. Поутру слуга Андрея, Кузьмище Киевлянин, обернув тело, принес его в церковь, но не смог достучаться. 2 дня пролежало тело великого князя на паперти. На третий день пришел Арсений, игумен монастыря Кузьмы и Дамиана, внес тело в церковь и положил в каменный гроб и отпел над ним панихиду. Граждане же боголюбские все это время продолжали грабить дворец, а также дома тиунов и посадников; то же было и во Владимире. Наконец волнение унялось. Владимирцы пошли с носилками в Боголюбов и перенесли тело. Андрея похоронили во владимирском Успенском соборе. Русская православная церковь канонизировала его. Есть предание, будто Всеволод Юрьевич Большое Гнездо велел зашить убийц Андрея в короба и бросить их в Плавучее озеро (в 3 верстах от Владимира; В. Н. Татищев назвал его Поганым), и будто до сих пор эти короба, обросшие мхом, показываются на поверхности озера и слышатся стоны. Есть известие, что в убийстве участвовала и 2-я жена Боголюбского, «родом из Яз» (осетинка). Из детей Андрея пережил отца только один Юрий, княживший в Новгороде. Татищев дает описание внешности и характера владимирского князя: «Сей благоверный и христолюбивый государь от младости возлюбил бога и душу свою всеми добродетели украсил, подобен был Соломону. Яко той созда храм господу богу, тако сей богоматери созда, паче всех церквей украсив множеством злата, сребра и камением драгоценным. Много же других узорочей во оную внес, яко всем приходящим было смотреть со удивлением... Град же Владимир разшири и умножи, всяких в нем жителей, яко купцов, хитрых рукодельников и ремеслеников разных населил. В воинстве был храбр, мало кто из князей подобный ему находился, но мир паче, нежели войну, и правду паче великаго приобретения любил. Ростом был невелик, но широк и силен вельми, власы чермные [рыжие], кудрявы, лоб высокий, очи велики и светлы.

Автор статьи для книги "Славянская энцкиклопедия. Киевская Русь - Московия" (изд. ОЛМА-ПРЕСС. 1201). Владимир Богуславский, vlbohuslavski@tula.net 


Андрей Боголюбский, святой (ок. 1110—1174), великий князь, один из первых идеологов русской государственности, внук Владимира Мономаха, второй сын Юрия Долгорукого. Когда умер его дед, Андрею было ок. 15 лет, и он, несмотря на то что жил большей частью в Ростово-Суздальских краях, вполне мог слышать наставления Мономаха или читать их. Отношение к власти как к личной религиозной обязанности утверждалось трудно, взламывая многовековую привычку князей глядеть на Русскую землю как на совместное владение всего княжеского рода Рюриковичей.

При таком порядке старший в роде одновременно являлся вел. князем и сидел на старшем — Киевском — столе. Остальные владели княжествами менее значительными в зависимости от степени своего старшинства. Внутри княжеского рода при этом не было места государственным отношениям — они принимали чисто семейный характер. Князь никак не был связан со своими временными подданными. Он знал: умрет Киевский вел. князь — его достоинство вместе с престолом перейдет к следующему за ним по старшинству члену рода, и это вызовет перемещение остальных князей в те уделы, которые теперь соответствуют степени их старшинства. Новое положение будет сохраняться до тех пор, пока жив новый глава рода. Затем — новая передвижка. Такой порядок был неудобен и сложен из-за вечных споров по поводу старшинства и попыток не в очередь занять тот или иной стол.

Так, молодость св. Андрея омрачилась спорами отца его, Юрия, со своим братом Мстиславом за великое княжение Киевское. Св. Мстислав был старшим и имел все права на него, но честолюбие и неуживчивый нрав Юрия толкали его к распре, тем более что кротость брата он принимал за слабость или робость.

Св. Андрей Боголюбский видел настоятельную необходимость сломать, упразднить этот родовой строй с тем, чтобы расчистить место единому Русскому государству. Смолоду известный набожностью, умом и боевой удалью, он на собственном опыте убедился в гибельности родственных княжеских споров и несогласий. Не желая участвовать в междоусобице родичей, в 1115 Андрей ушел на север, где ростовцы и суздальцы признали его своим князем. Там он основал новое великое княжение Владимирское, которому Промысл Божий предназначил стать почти на 2 столетия сердцем Русского государства.

На великокняжеском столе св. Андрей вел себя не как старший родич, но как полновластный государь, дающий ответ в своих попечениях о стране и народе единому Богу. Его княжение было ознаменовано многочисленными чудесами, память о которых доселе сохраняется Церковью в празднестве Всемилостивому Спасу (1 авг.), благословившему князя на его державное служение. Тогда же был установлен и праздник в честь Покрова Божией Матери, ставший любимым церковным праздником русского народа.

Чувствуя, что Россия гибнет от разделения власти, св. Андрей в своих стараниях ввести единодержавие особо рассчитывал на покров и заступление Пресвятой Богородицы. Уходя в северные земли, он взял с собой чудотворную икону, писанную, по преданию, св. евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовал в дни своей юности Сам Спаситель со Своей Матерью и св. Иосифом Обручником. Увидев эту икону, Пресвятая Богородица сказала: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя да будет с сей иконой!»

Дважды утром икону находили сошедшей со своего места в Вышгородском соборе и стоящей на воздухе, как бы приглашая князя в путь, благословение на который он испрашивал у Пречистой в своих усердных молитвах. Когда св. Андрей миновал Владимир, бывший в то время незначительным ремесленным городком, то кони, везшие икону, остановились и не могли сдвинуться с места. Князь назвал это место Боголюбовом, потому что в происшедшем усмотрел знамение Божие, а Владимир сделал столицей княжества. Многочисленные чудеса, явленные впоследствии Пресвятой Богородицей, побудили князя установить церковное празднование Покрова Божией Матери, явленного над Россией во всем течении ее истории. Праздник этот чтится в России не менее двунадесятых. Показательно, что только Русская церковь столь торжественно отмечает его, несмотря на то что событие, вспоминаемое в этот день (видение покрова над собором молящихся), произошло в Византии.

Столь ревностное стремление к объединению народа не могло остаться без противления со стороны антиправославных сил. Знаменательна, с этой точки зрения, мученическая кончина князя в 1174. Летопись недвусмысленно подчеркивает религиозный характер кончины св. Андрея. Главное лицо среди «начальников убийства» — ключник Анбал Ясин — иудей. Совет злоумышленников летописец уподобляет совещанию «Иуды с жидами» перед предательством Спасителя.

Летопись приводит и непосредственную причину преступления — это активная просветительская деятельность князя среди иноверных купцов, в результате которой увеличилось число иудеев, принимавших православие. Оплакивая своего господина, верный слуга Кузьма говорит: «Бывало, придет гость какой из Царьграда… или латынин… даже поганин какой если придет, князь сейчас скажет: поведите его в церковь, в ризницу, пусть видят истинное христианство и крестятся; так и случалось: болгары и жиды и всякая погань, видя славу Божию и украшение церковное, крестились и теперь горько плачут по тебе…» Согласно воззрениям Талмуда, гой, «совративший» еврея в христианство, заслуживает безусловной смерти.

Узнав об убийстве князя, владимирцы взбунтовались, и лишь крестные ходы по улицам города с чудотворной иконой Богоматери Владимирской предотвратили дальнейшие кровопролития. Церковь, свидетельствуя богоугодность трудов вел. князя, прославила его святым. В памяти потомков он остался русским властителем, почувствовавшим себя не владельцем земли, а Божьим слугой, попытавшимся воплотить в жизнь идеал христианской государственности.

Митр. Иоанн (Снычев)

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Далее читайте:

О роли Андрея Боголюбского в основании Москвы.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей Глава 5. Князь Андрей Боголюбский.

Рюриковичи (биографический указатель).

Боголюбово  (справочная статья).

Боголюбов Рождественский Богородицкий мужской монастырь, Владимирская еп., на р. Клязьме, при с. Боголюбове.

Боголюбская (Боголюбивая), чудотворная икона Пресвятой Богородицы.

Литература:

Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь: Очерки социально-политической истории. Л., 1987. С. 38 - 98.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС