Ханна Арендт
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Ханна Арендт

1906-1975

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Ханна Арендт

Фотография с сайта http://www.liveinternet.ru/

Арендт, Ханна (англ. Hannah Arendt) (14.04.1906, Линден, ныне пригород Ганновера — 04.12.1975, Нью-Йорк) — немецко-американский политический философ. Родилась в еврейской семье, детство провела в Кенигсберге и Берлине. В 1922- 923 изучала классические науки и христианскую теологию в Берлинском университете, в 1924-1926 — философ, в Марбургском университете у М. Хайдеггера. Его экзистенциалистские и феноменологические идеи оказали большое влияние на воззрения Арендт. Позднее продолжила изучение философии у К. Ясперса в Гейдельберге, где написала диссертацию о концепции любви у св. Августина. С 1926 года принимала активное участие в еврейском и сионистском движении. В начале 1930-х годов занималась исследованием проблем антисемитизма. После прихода нацистов к власти в Германии в 1933 году эмигрировала в Париж, где сблизилась с философом В. Беньямином, занималась организацией помощи еврейским беженцам и эмигрантам. После начала Второй мировой войны в 1939 году Арендт была заключена в лагерь, как немка, однако ей удалось бежать, а в 1941 получить убежище в США. В 1941-1945 годы, находясь в Нью-Йорке, активно участвовала в жизни немецко-еврейской общины, сотрудничала в немецкоязычной еврейской газетой «Ауфбау», руководила исследовательской работой Комиссии по культурному возрождению европейских евреев. С 1944 года Арендт работала над книгой «Истоки тоталитаризма». В этой работе она исследовала рост антисемитизма, национализма, расизма и империализма с XIX века, связав эти явления с развитием капитализма и национального государства, с разложением устоявшихся общественных связей, социальной атомизацией и становлением «массового общества». Результатом этих процессов Арендт считала установление тоталитарных режимов, классическими проявлениями которых явились германский национал-социализм и советский сталинизм.

Продолжая работу над философскими проблемами, Арендт написала работы «Что такое экзистенциальная философия» (1946), лекции о политической философии Канта. После Второй мировой войны жила в Германии и США, поддерживала связи с философом К. Ясперсом, преподавала в университетах Беркли, Принстонском и Северо-западном, в Новой школе в Нью-Йорке, сотрудничала с Йельским университетом (США). Основными темами исследований Арендт оставались судьбы современного общества и демократии. В работе «Ситуация человека», она подвергла резкой критике «современную жизнь», отчуждение и авторитарные тенденции в государстве и обществе, противопоставляя им цельное человеческое существование, самореализацию в труде и общественное самоуправление по типу древнегреческого полиса, Парижской коммуны, движений за гражданские права и Венгерской революции 1956. Вопросам социального преобразования посвящены ее работы «Между прошлым и будущим» (1961), «О революции» (1963), «О насилии» (1970), «Гражданское неповиновение», «Кризисы республики». В сборнике эссе «Люди в темные времена» (1968), представила интеллектуальные биографии видных деятелей XX века: В. Беньямина, К. Ясперса, Р. Люксембург, Броха, папы Иоанна XXIII и И. Динесена. Большое внимание Арендт уделяла проблемам антисемитизма («Эйхман в Иерусалиме», 1963).

В. В. Домье.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 603-604.

Сочинения: Истоки тоталитаризма. М., 1996; Vita activa или о деятельной жизни. СПб, 2000; Люди в темные времена. М., 2003;. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме. М., 2008; Скрытая традиция. М., 2008.

Литература: Мишкинене А. Б. Арендт и Хайдеггер: попытка сравнительного анализа фундаментальной онтологии человека и онтологии политики. М., 1990; Сморгунова Е. Ю. Гносеологические проблемы политической философии: Гносеологический потенциал политики: Ханна Арендт об истине и политике. СПб, 1997; Хейфец М. Р. Ханна Арендт судит XX век. М.-Иерусалим, 2003; Ямпольский М. Б. Сообщество одиночек: Арендт, Беньямин, Шолем, Кафка. М., 2004; Benhabib S. The Reluctant Modernism of Hannah Arendt. Lanham etc., 2003; Heuer W. Hannah Arendt. Reinbek, 2004; Birmingham P. Hannah Arendt and Human Rights. Bloomington, 2006; Ettinger E. Hannah Arendt // Martin Heidegger. New Haven, 1997; Kristeva J. Hannah Arendt. New York, 2001; d Entreuves M. P. The Political Philosophy of Hannah Arendt. London, 1994; Young-Bruehl E. Hannah Arendt. Leben, Werk und Zeit. Frankfurt a. M., 2004; Villa D. Politics, Philosophy, Terror: Essays on the Though of Hannah Arendt. Princeton, 1999.

Вернуться на главную страницу Арендт

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС