Аршинов Петр Андреевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Аршинов Петр Андреевич

1886-1938

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Петр Андреевич Аршинов

Аршинов Петр Андреевич (партийный псевдоним - Петр Марин) (1886, Екатеринослав - 1938). Анархист. Из мещан. Образование начальное. Слесарь.

В 1904-1906 руководил организацией РСДРП на станции Кизил-Арват в Средней Азии; редактор нелегальной большевистской газеты "Молот". Скрываясь от полиции, в конце 1906 вернулся на родину, поступил рабочим на завод Шодуар. "Разочаровавшись в минимализме программы и нерешительности большевиков", осенью 1906 примкнул к анархистам-коммунистам. В декабре 1906 объединил уцелевших после осеннего разгрома екатеринославских анархистов-боевиков в террористическую группу. Организовал взрыв полицейского участка в рабочем поселке Амур (23.12.1906) и ряд других актов.

Весной 1907 выехал в Александровск, где 7.4.1907 на глазах у десятков рабочих застрелил начальника железнодорожных мастерских Василенко, увольнявшего стачечников. Арестован на месте покушения, 10.4.1907 приговорен военно-полевым судом к смертной казни 22.4.1907 бежал из тюрьмы с группой заключенных, уничтожив охрану во время ночного пасхального молебна в тюремной церкви. Эмигрировал во Францию, присоединился к группе "Буревестник".

С осени 1909 нелегально находился в России, входил в Брянскую группу анархистов-коммунистов, вел агитационно-пропагандистскую работу среди рабочих и крестьян Брянска и ближайших сел. В конце 1909 арестован, но сумел бежать.

В мае - июле 1910 участвовал в экспроприациях казенных винных лавок в Костромской и Смоленской губерниях, организованных московскими анархистами. В августе 1910 выехал во Францию, на обратном пути в Россию арестован австрийскими властями при нелегальном переходе границы с грузом оружия и литературы. Около года провел в Тернопольской тюрьме (Австро-Венгрия), 12.5.1911 выдан России. По процессу "Организации анархистов-коммунистов-юнцов" Московской судебной палатой 25.10.1911 приговорен к 11 годам каторги (отбывал в каторжном отделении Бутырской тюрьмы). Неформальный лидер заключенных анархистов Бутырской тюрьмы, участник акций протеста, за что неоднократно помещался в карцер. Тогда же познакомился с Н. И. Махно, считавшим его своим учителем. Освобожден 2.3.1917. Один из организаторов Лефортовской группы анархистов, а затем Федерации анархических групп Москвы; секретарь Федерации (до января 1918), лектор, постоянный автор газеты "Анархия". Участник октябрьского восстания 1917 в Москве.

В начале 1918 по приглашению Бюро анархистов Донбасса выступал с лекциями в городах Украины и Юга России, редактор газеты "Голос Анархиста" (Екатеринослав, март - апрель 1918). После апрельского разгрома Федерации анархических групп Москвы большевиками выступил одним из основателей "Московского союза идейной пропаганды анархизма". В 1918 секретарь Союза, организовывал лекции по теории и истории анархизма, издавал анархическую литературу (в т. ч. готовил к выпуску полное собрание сочинений П. А. Кропоткина, хотя эта работа не была завершена). Одновременно участвовал в профсоюзной работе как член ЦК Всероссийского союза текстильщиков и заведующий транспортным отделом Центротекстиля. В феврале - марте 1919 получил приглашение Н. И. Махно присоединиться к украинскому повстанчеству (основной задачей А., по мысли Махно, была организация анархической газеты для повстанцев и рабоче-крестьянских масс), в апреле 1919 он приехал в Гуляй-Поле. Избран председателем культурно-просветительного отдела Военно-революционного совета и штаба бригады Махно, назначен редактором газеты "Путь к свободе"; с весны 1919 - один из основных идеологов махновского движения. С начала мятежа атамана Н. А. Григорьева считал необходимым начать борьбу с ним, соавтор воззвания махновцев "Кто такой Григорьев".

В начале июня 1919 (момент разрыва союза с советской властью) А. настоял на отказе от открытой вооруженной борьбы с большевиками, мотивируя это необходимостью организовать отпор наступавшим деникинцам, и на уходе анархистов и повстанцев в подполье для противодействия белым. Около 8-9.6.1919 выехал из контролируемого махновцами района в Харьков (?), участвовал в нелегальной работе Конфедерации Анархистов Украины (КАУ) "Набат". К сентябрю 1919 вернулся в махновское движение, вошел в культпросветотдел Военно-Революционного Совета (ВРС), заведовал отделом печати. Под руководством А. налажен выпуск анархических газет в ряде занятых махновцами городов и сел (Бердянск, Никополь, Орехово, Гуляй-Поле, Мелитополь), на контролируемой белыми территории КАУ и ВРС издавали нелегальные газеты "Набат" (Киев, Харьков, Одесса, Полтава, Миргород, Севастополь, Симферополь, Елизаветград, Волчанск, Кременчуг) и листовки. Возобновил газету ВРС "Путь к Свободе" (был ее главным редактором), которая издавалась в Александровске в октябре - ноябре и в Екатеринославе в ноябре - декабре 1919, вышло 50 номеров. Участвовал в выпуске газеты "Повстанец" при штабах корпусов Революционной Повстанческой Армии Украины (РПАУ). Основные темы статей А. этого периода - мобилизация сил на борьбу с А. И. Деникиным, строительство анархо-коммунистического общества и синдикального строя на освобожденных махновцами территориях. С приходом на Украину Красной Армии и распадом РПАУ, А. в начале января 1920 поселился в Екатеринославе, руководил местной группой "Набат". Весной 1920 группа подверглась репрессиям, ее члены ушли в подполье, и 13.6.1920 А. с товарищами вновь присоединился к РПАУ.

Летом-осенью 1920 редактировал газету "Повстанец", участвовал в рейдах махновцев по тылам красных. В сентябре 1920 избран в ВРС РПАУ, с 11.11.1920 заведующий культпросветотделом ВРС. Выступая с официальными комментариями к последнему соглашению с большевиками (статья "Повстанцы-махновцы и Советская власть", газета "Голос махновца" от 1.11.1920), А. подчеркивал, что махновцы не отказываются ни от одного из своих лозунгов или требований, но готовы на время прекратить вооруженную борьбу с советской властью ради победы над контрреволюцией. В октябре - ноябре 1920 организовал агитационно-литературные группы анархистов, которые направлял во все регионы Украины для постановки печати и пропаганды анархизма в легальных условиях. Один из составителей "Положения о вольных Советах" (программы махновского движения). После 26.11.1920 участвовал в последней кампании РПАУ - рейдах по Украине. По решению ВРС 22 или 25.1.1921 оставил повстанческое движение для подготовки и издания книги по его истории. Некоторое время участвовал в подпольной работе в Харькове и Москве, осенью 1921 оказался в Берлине.

В мае 1923 издана книга А. "История махновского движения". При работе над ней А. стремился дать максимально точную и сжатую истории повстанчества, осветить отношение движения ко всем враждебным ему силам (белая и "красная" контрреволюция, украинский национализм). А. впервые удалось показать, что махновское движение была не "своеобразным военным эпизодом" в истории Гражданской войны, а самостоятельным движением широких трудовых масс Украины, проявившемся в самых разных формах - от культурной и просветительской работы до социально-экономической организации общества.

К 1923 считал бюрократию и интеллигенцию новым эксплуататорским классом в СССР, национализацию хозяйства - формой эксплуатации рабочего класса, а появление новой буржуазии ("нэпманы") - следствием немногочисленности господствующего класса, вынужденного создавать опору для своего режима. Появление "Истории махновского движения" окончательно закрепило репутацию А. как одного из самых авторитетных лидеров российского анархизма. В начале 1920-х гг. А. участвовал в создании "Группы русских анархистов в Германии", редактировал журнал "Анархический вестник" (1923-1924). К 1924 внутри группы развернулась острая дискуссия о формах анархической организации. В противоположность "единому анархизму" В. М. Волина (объединение всех революционных анархистов разных направлений), А. выступал за создание организации с четкой анархо-коммунистической идеологией, действующей исключительно в рабочем движении (в форме анархо-синдикализма). Разногласия привели к распаду группы.

К началу 1925 А. переехал в Париж, где вместе с Махно создал новую анархическую организацию и журнал "Дело труда" (с июня 1925), задуманный редакторами как массовый пропагандистский орган, значение которого особенно усиливалось в связи с тем, что удалось наладить его нелегальную доставку в СССР. В начале 1926 А. при участии Махно и др. сторонников разработал проект "Организационной платформы Всеобщего союза анархистов", состоявшей из трех частей. В "Общей части" с позиций теории классовой борьбы обосновывалась необходимость насильственной социальной революции, которая разрушит государственно-капиталистическую систему и заменит ее "свободным безгосударственным обществом самоуправляющихся тружеников". Базой такого общества должны стать социализация всех средств и орудий производства, построение органов народного хозяйства на основе равенства и самоуправления, "принцип равноценности и равноправия каждой личности". Платформа намечала конкретные формы деятельности анархистов и анархической организации для подготовки к революции; сутью предложенных форм являлось идейное и практическое руководство анархистов массами, что противоречило традиционному для русского анархизма расчету исключительно на самодеятельность народа. В частности, одной из важнейших задач анархической организации Платформа называла участие в синдикалистской деятельности с целью идейного руководства революционным профсоюзным движением рабочих и крестьян. А. объявлял искусственным, "лишенным всякого основания и смысла" противопоставление анархо-коммунизма и синдикализма, видя в синдикализме лишь конкретную форму анархической работы: "фабрично-заводские анархические группы, работающие над созданием анархических синдикатов, ведущие борьбу в революционных синдикатах за преобладание анархической идеологии в синдикализме и за идейное руководство им, направляемые в своей деятельности общей анархической организацией, к которой принадлежат".

В "Конструктивной части" Платформы намечались пути решения конкретных социально-экономических задач, которые возникнут перед обществом в "первый день социальной революции", т. е. непосредственно после социального переворота. Суть предложений А. сводилась к "разрушению государственной машины капиталистического общества, лишению буржуазии и вообще всех социально-привилегированных элементов власти и повсеместному утверждению воли восставшего труда". Платформа предполагала передачу организаторских функций в промышленности органам рабочего самоуправления (советы, фабзавкомы и др.), организованным снизу вверх в масштабах города, области и всей страны; отказ от давления извне на крестьянство в вопросах землепользования и обработки земли при одновременной пропаганде коммунистических форм сельского хозяйствования. В этой же части Платформы рассматривались практические вопросы: об обеспечении городов продовольствием и продуктообмене города и деревни, о вооруженной защите революции и создании добровольческой революционной армии и др.

В "Организационной части" обоснована необходимость создания дисциплинированной анархической организации (партии) с единой (обязательной для всех членов) программой, идеологией и тактикой. Платформа решительно отмежевывалась от индивидуалистического анархизма и от сторонников других неконструктивных псевдо-анархических теорий (характеризуемых А. как "хаоты"). Платформа вызвала оживленную дискуссию в среде российских и западных анархистов: большинство эмигрантов и западных анархистов критиковали А. и "Дело Труда" за стремление к "централизации". Основной идейный противник Платформы В. М. Волин обнаружил в документе обоснование идеи "переходного периода" между капиталистическим и анархическим обществом (сам А. отрицал наличие таких идей) и обвинил А. в стремлении "сохранить государственность". Однако большинство участников махновского движения, находившихся в эмиграции, и значительная часть анархистов в СССР Платформу поддержали.

В 1926-1930 А. написал множество статей с обоснованием своих взглядов, вел работу по сплочению единомышленников, организовывал отправку агентов в СССР для создания подпольных групп, рекомендуя своим сторонникам заявлять о разрыве с анархизмом и даже о присоединении к большевикам с тем, чтобы облегчить легальное возвращение и дальнейшую подпольную деятельность. Защищая Платформы от критики со стороны приверженцев традиционных форм организации и методов деятельности анархистов, А. написал брошюру "Новое в анархизме. (К чему призывает Организационная Платформа)" (1929), в которой отмечал: "Единственный путь к преодолению хаоса и оздоровлению анархического движения, это идеологическое и организационное расслоение нашей среды, это ее дифференциация, это отбор ядра активных работников на почве однородной теоретической и практической программы. К этому расслоению и отбору Организационная Платформа и призвала всех анархистов, желающих серьезно служить анархическому движению". 6.4.1929 при участии А. организована Парижская международная конференция сторонников Платформы. Полиция арестовала всех ее участников (в т. ч. и А.), но вскоре освободила их.

В январе 1930 А. вновь арестован и депортирован в Бельгию, а журнал "Дело труда" закрыт французскими властями (к следующему году издание возобновлено в США, но уже без участия А. и Махно). В начале 1930-х гг. федерация "Дела труда" распалась вследствие преследований ее сторонников в СССР и Европе и изоляции со стороны других анархистов; А. постепенно эволюционировал к примирению с советской властью. Уже в 1930 в связи с "Шахтинским делом" (процесс "инженеров-вредителей") он сделал вывод о действительном наличии заговора интеллигенции против революционных завоеваний рабочих и крестьян, оставшихся от революции 1917-1921, и заявил о необходимости защиты этих завоеваний, в т. ч. и со стороны анархистов. В 1931, списавшись с Г. К. Орджоникидзе (бывшим сокамерником по Бутырской тюрьме), А. пытался добиться разрешения на возвращение в СССР. По совету Орджоникидзе, он тайно обратился с письмом в ЦК ВКП(б), признавая свое анархическое прошлое ошибочным и заявляя о "приближении к идеологии марксизма-ленинизма". В ответ ЦК потребовал от А. доказать эту идейную перемену делом.

В октябре 1931 А. выступил с докладом "Анархизм и диктатура пролетариата", в котором предложил анархистам-коммунистам признать эту диктатуру (в ленинском варианте 1917, изложенном в работе "Государство и революция") как метод социальной революции, выступил за тесный контакт анархистов с СССР и, в частности, рекомендовал испанским анархо-синдикалистам руководствоваться тактикой большевиков 1917 в условиях начавшейся Испанской революции. Доклад опубликован в том же году, изложенные в нем идеи получили дальнейшее развитие в брошюре "Анархизм и наша эпоха" (вышла в январе 1933). После этих выступлений от А. отмежевались даже его бывшие коллеги по редакции "Дела труда". А. был окончательно "отлучен" от движения европейскими анархистами, а со смертью Махно оказался практически в полной изоляции. В конце 1934 с разрешения ЦК ВКП(б) А. вернулся в СССР (в решении ЦК отмечено, что в течении последних трех лет он вел работу в направлении и духе Коминтерна), пытался вступить во Всесоюзное общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев, но 21.4.1935 Центральный совет общества отказал А. в приеме "как участнику махновского движения".

30.6.1935 в газете "Известия" опубликовано обращение А. "Крах анархизма", где он впервые открыто заявил о своем окончательном разрыве с анархизмом и переходе на позиции сталинского государственного "социализма". В духе времени он писал: "Благодаря гениальному руководству Коммунистической Партии во главе с В. И. Лениным... от капитализма в России не осталось камня на камне. Под неослабевающим руководством ВКП(б) во главе с ее общепризнанным вождем т. Сталиным социализм в СССР строится, идет вперед семимильными шагами. Это столь очевидная... истина, что непонятным делается, как можно было не видеть ее с самого начала". Разрывая со своим прошлым, А. характеризовал махновщину как "здоровое поначалу партизанское движение", переродившееся в "трагикомический фарс", "контрреволюционное" и "кулацкое" движение. Говоря о банкротстве анархизма, А. фактически повторял прежние обвинения Платформы в адрес "хаотических анархистов", подчеркивая отсутствие у них единой организации, стратегии и тактики. В начале 1938 А. арестован по обвинению в создании и руководстве подпольной анархической шпионско-террористической организации и расстрелян. Видное положение А. в российском и международном движении и неожиданность его ренегатства вызвали появление двух противоположных версий. В соответствии с одной из них, сформулированной и поддерживаемой некоторыми постсоветскими историками (напр., А. Л. Никитин), А. с конца 1920-х гг. (или даже со времен Гражданской войны) являлся штатным агентом ОГПУ. Подтверждение этому находят в борьбе, которую он вел против идейных противников в 1920-х гг., прежде всего, против "мистических анархистов". 2-я версия, которой придерживается часть историков-анархистов (А. Скирда и др.): разрыв А. с анархизмом после 1931 был фиктивным и предпринят ради возможности легально приехать в СССР для организации подпольной работы. А. Скирда ссылается при этом на воспоминания личных друзей А., встречавшихся с ним непосредственно перед возвращением в СССР.

Использованы материалы сайта http://www.makhno.ru/ 


Здесь читайте:

Махно Нестор Иванович (1888-1934), анархист-практик.

Махно и махновцы (биографический указатель).

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС