Ас-Сухраварди
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Ас-Сухраварди

1155-1191

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Ас-Сухраварди, Шихаб ад-дин Йахйа ал-Мактул

Ас-Сухраварди, Шихаб ад-дин Йахйа ал-Мактул (1155, Сухравард, ок. Зенджана, — 1191, Халеб) — иранский суфий, философ-мистик, создатель учения «об озарении» («ишрак»), написал около 20 сочинений на арабском и персидском языках. Имел почетные титулы «Шейх ал-ишрак» («учитель озарения») и «ал-Мактул» («убиенный»). Последнее прозвище он получил потому, что был обвинен в вольнодумстве, прошиитской пропаганде и прочих «заблуждениях» и казнен по приказу Салах-ад-Дина (Саладина). Последователи ас-Сухраварди именовали его также «мучеником за веру» (аш-шахид). Он получил хорошее образование, изучил философию Ибн-Сины и его последователей, испытал сильное влияние зороастризма и широко применял его символику и ангеологию. Для обозначения световых эманаций различного уровня пользовался образами, взятыми из Авесты. Так, высшая световая эманация, в терминологии Авиценны — «перворазум», у ас-Сухраварди носило имя зороастрийского архангела Бахмана. Бытие он рассматривал как совокупность световых эманаций разной интенсивности. В своем учении он, полемизируя с Ибн-Синой и другими восточными перипатетиками, отстаивал преимущества мистической интуиции (заук) и божественного откровения (кашф) и в то же время высоко оценивал значение философских наук, рассматривая их как необходимую ступень к достижению «озарения». Его философская система является оригинальным синкретическим учением, в котором соединены идеи неоплатонизма, исмаилизма (одно из направлений шиизма), зороастрий- ской мифологии, восточного перипатетизма и С. Необходимо отметить, что он не был практикующим суфием. В основе этого синкретизма лежала идея о том, что во все времена в мире пребывала некая высшая мудрость, единая для всех религий и народов. Ас-Сухраварди отказывал в исключительности какой-либо одной религии. «Ишракитская» (иллюминационистская) доктрина ас-Сухраварди знаменовала собой поворот классической мусульманской философии от последовательного рационализма к такой форме философствования, в которой доминировала эпистемология и аскетическая практика, т.е. духовное очищение и аскетизм объявлялись обязательным условием философских рассуждений и постижения истины. Это был новый подход. Философия озарения, разработанная ас-Сухраварди и его школой, оказала большое влияние на традиционную мудрость Ирана (особенно на так называемую «Исфаханскую» школу). Его учение сыграло большую роль в формировании философских взглядов Садр ад-Дин аш-Ширази (муллы Садра) (ум. 1640). Влияние теософии ас-Сухраварди в Индии достигло своего апогея в правление Акбара. Его идеи нашли своих последователей в Турции и Сирии.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 562-563.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический справочник).

Литература:

Афифи А. Ал-Маламатийа ва-с-суфийа ва ахл ал-футувва. Каир, 1945;

Хилал Ибрахим. Ат-Тасаввуф ал-исламибайна-д-дин ва-л-фалсафа. Миср, 1975;

Nicholson R.A. The mistics of Islam. L., 1914;

Arberry. Sufism: An Account oftheMistics of Islam. L., 1963;

Крымский А.Е. Почерк развития суфизма до конца III в. Гижры. СПб., 1995;

Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература. 1965;

Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М., 1987;

Смирнов А. В. Великий шейх суфизма. Опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби. М., 1993.

 

 

Во времена Ас-Сухраварди время текло медленнее. То есть сегодня быстрее течет не объективное время существования реальных предметов, а имманентное время сознания... Ну, короче говоря (а то тут пошли слишком сложные философские материии) для краткости следует пояснить, к чему сие замечание. Итак, во времена Ас-Сухраварди люди никуда не спешили. А сегодня, даже просто сидя с утра до вечера за компьютером (работая, разумется), человек не успевает. Поэтому, чтобы успевать делать всё запланированное, современном человеку нужда доставка еды и всяких купленных им товаров. Иначе их купить просто некогда. Так вот уплотнилось ныне время.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС