Авраамий Палицын
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Авраамий Палицын

?-1627

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Авраамий Палицын

Боярыня Морозова навещает Авраамия.

Авраамий Палицын (до принятия монашества - Аверкий Палицын) (ум. 13.IX.1626) - русский политический деятель и писатель. Родился в дворянской семье. В 1588 году подвергнут опале, возможно, за участие в заговоре Шуйских, и пострижен в монахи в Соловецком монастыре. При царе Борисе Годунове возвращен из ссылки; в правление царя Василия Шуйского в 1608 году назначен келарем Троице-Сергиева монастыря. Осенью 1610 года участвовал в посольстве к польскому королю Сигизмунду III, чтобы пригласить его сына Владислава на русский престол. В 1612 году активно содействовал победе ополчения К. З. Минина и Д. М. Пожарского над польскими интервентами, призывая народ в Москве (в том числе казаков) к активной борьбе с иноземными захватчиками. В 1618 году успешно руководил защитой монастыря от войск польского королевича Владислава. В 1619 году был вынужден уехать в Соловецкий монастырь, где и умер. Авраамий Палицын - автор популярного "Сказания об осаде Троице-Сергиева монастыря от поляков и литвы и о бывших потом в России мятежах". Сохранилось в списках 17-18 веков.

Первые 6 глав "Сказания", написанные, возможно, не Авраамием Палицыным, а лишь отредактированные им, возникли в конце 1612 - начале 1613 года. В них автор, говоря "о начале беды во всей России", указывает, что ее причиной было "безумное молчание" приближенных царя Б. Годунова, не решившихся говорить ему истину. В нем впервые в публицистике 17 века сделана попытка выяснить социальные причины происшедших событий (закрепощение крестьян, их бегство на юг и пр.). Около 1620 года Авраамий Палицын добавил к ранее написанному тексту сведения об осаде Троице-Сергиева монастыря и по истории Русского государства вплоть до заключения Деулинского перемирия 1618 году. В главах, посвященных осаде монастыря, описаны героические сцены и эпизоды, даны образы героев-крестьян, подчеркнут патриотизм русских людей. Произведение Авраамия Палицына выражает мировоззрение класса феодалов. Автор пытается доказать незыблемость классовой структуры общества, состоящего из "господ" и "вечных холопий". В этом сочинении защищается теория самодержавной монархии и подчеркивается ее " божественное" происхождение. Историческое по своему замыслу и значению "Сказание" Авраамия Палицына одновременно является замечательным художественным произведением о "великой разрухе" Московского государства. Оно было популярно в 17-19 веках. Его стиль ясен, рассказ прост и последователен, речь ритмична, часто рифмована; язык образный. Труд Авраамий Палицын - важный источник для изучения событий начала 17 века.

M. Я. Попов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.

Сочинения: Сказание Авраамия Палицына. Подг. текста и комментарии О. А. Державиной и Е. В. Колосовой, М.-Л., 1955.

Литература: Кедров С., Авраамий Палицын, (М., 1880); Платонов С. Ф., Древнерус. сказания и повести о смутном времени 17 в., 2 изд., СПБ, 1913; Державина О. A., Списки "сказания" Авраамия Палицына, "Зап. отд. рукописей ГБЛ", 1952, в. 14.


Вернуться на главную страницу Авраамия Палицына

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС