Бакстер Ричард
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Бакстер Ричард

1615-1691

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Ричард Бакстер

Бакстер (Baxter), Ричард (12.XI.1615 - 8.XII.1691) - английский церковный деятель, пуританин-индепендент, принимал активное участие в английской буржуазной революции 17 века, будучи в 1645-1647 годы капелланом одного из полков парламентской армии. При Реставрации подвергался репрессиям. Бакстер - автор работы «Христианское руководство или проповедь практического богословия и дело совести» ("A christian directory or a sermon of practical theologie, and the case of conscience", 1678). Бакстер развивал учение кальвинизма в условиях утверждения и победы капитализма в Англии 17 века. Оправдывал с религиозных позиций обогащение, торговлю, успешную предпринимательскую деятельность, считая их выражением «божественной воли» и «божественной милости».

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Литература: Tawney R. H., Religion and the rise of capitalism..., N. Y., 1947; Richard Baxter and puritan politics... ed. by R. Schlatter, New Brunswick (N. Y.), (1957).


Бакстер (англ. Baxter), Ричард (12.11.1615, Роутон - 08.12.1691, Лондон) — английский пуританский проповедник и богослов. Автор более 160 богословских сочинений. Родился в бедной семье. В 1629 — 1632 в классической школе в Рокситере овладел основами латыни, затем занимался самообразованием в библиотеке замка Лэдлоу. В 1634 встретил известных пуританских проповедников Дж. Саймондса и У. Крэдока, оказавших на него большое влияние. В 1638 в Вустере посвящен в сан диакона Англиканской церкви. Возглавил классическую школу в Дадли. С большим успехом проповедовал два года в Бридгнорте (графство Шропшир), где разошелся с англиканством. Придерживался умеренного пуританизма (см. Пуритане), не принимая пресвитерианства (см. Пресвитериане) и не отвергая полностью епископат. Считал разные формы церковного устройства равнозначными для христианства. В апреле 1641 получил приход в Киддерминстере (графство Вустер). С началом гражданской войны между Карлом 1 и парламентом стал капелланом парламентских войск в Ковентри (1642—1645), затем — одного из полков Армии нового образца (1645—1647). Стремился помешать распространению в армии влияния левеллеров и республиканских идей. В 1647 из-за тяжелой болезни вернулся в Киддерминстер, где написал свой основной и наиболее известный труд «Вечный покой праведников» (1650). Создал в Вустере ассоциацию духовных лиц, куда вошли англикане, индепеиденты и баптисты. Результатом этого опыта межконфессионалыюго сотрудничества стали сочинения Бакстера «Преобразованный пас-тор» (1656) и «Зов к необращенным» (1658). После реставрации Стюартов Бакстер стал одним из королевских капелланов, но от сана епископа Херефорда отказался. Несмотря на введенный Актом о единообразии (1662) запрет на проповедь тем священникам, которые не признали учрежденный молитвенник, Бакстер продолжал проповедовать, за что дважды подвергался тюремному заключению (в 1669 и 1685—1686). В этот период написал «Христианский справочник» (1673), «Парафраз Нового Завета» (1685) и автобиографию («Reliquiae Baxterianae»), изданную посмертно (1696).

В своем богословском учении Бакстер старался смягчить суровость кальвинизма. Вместо идеи абсолютного предопределения, согласно которой искупительная жертва Христа и, следовательно, спасение касаются только ограниченного числа избранных праведников, известных только Богу, Бакстер утверждал, что Христос пострадал не за отдельных лиц, а за все человечество, хотя спастись суждено далеко не всем. Доктрина Бакстера, таким образом, не отталкивала ищущих спасения и предлагала грешнику верить в то, что Христос праведен и справедлив.

С. В. Кондратьев.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 2. М., 2015, с. 271-272.


Литература:

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990; Morgan I. The Nonconformity of Richard Baxter. London, 1946; Lamont W. M. Richard Baxter and the Millennium: Protestant Imperialism and the English Revolution. London, 1979; Keeble N. H. Richard Baxter: Puritan man of letters. Oxford, 1982; Powicke F. J. A Life of the Reverend Richard Baxter, 1615—1691. London, 2007.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС