Барятинский Никита Петрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Барятинский Никита Петрович

1570-1633

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Никита Петрович Барятинский

Барятинский \\ Борятинский Никита Петрович, князь (ок 1570, Московская губ. - пс 1633, Вятка) воевода в: Коломне (1614), Алатырь (1614-15), Воронеже (1615-16), Верхотурье (1623-24), Вятке (1627-28), Таре (1631-32), во время военных действий боярина князя Ивана Никитича Одоевского против Заруцкого в Астраханском крае охранял с особым отрядом г. Алатырь (1614), отражал шедших с юга на Рязань черкас, поставил засеки около г. Сапожка Ряжского, охранял Псков от ожидавшегося нападения шведов, охранял столицы от польского королевича Владислава; сыновья продолжили военную династию Фёдор и Юрий; отец Пётр Иванович (ок1585, Московская губ. - 1630) воевода, стольник (1555-59), состоял в опричне (1565-72), воевода в: Туле (1576), Холме (1580-81), Михайлове (1587), руководил строительством крепости в Сургуте (1595); дед Пётр Иванович (ок1535 - 1599) воевода, состоял в опричне; герб рода князей с девизом «С Богом и Честью» утвержден (26.10.1866).

Здесь цитируется по электронному изданию: Энциклопедия «Воронежская губерния». Автор-составитель А.Н. Юрасов. Раздел «Погоны золотые». 2021.


Борятинский Никита Петрович (?-1630), князь, дворянин московский (с 1577) и воевода, младший из 5 сыновей кн. П. И. Борятинского. 17 янв. 1608 упом. разрядами в числе поезжан на свадьбе царя Василия Шуйского и кнж. М. П. Буйносовой- Ростовской. В 1613 отправлен «в прибавку» из Боровска в Смоленск с атаманами и казаками против поляков. «А идти велено им под Смоленеск наспех, чтоб з запасы в Смоленеск не пропустить». 3 апр. 1614 послан вместе с воеводой кн. Ю. Я. Сулешевым против мятежного атамана И. М. Заруцкого: «Лета 7I22-го апреля в 3 день государь царь… Михайло Федорович… велел стольнику и воеводам князю Юрью Яншичю Сулешову да князю Миките Петровичю Борятинскому итти на свою государеву службу на воров на Ивашка Зарутцково с товарыщи конною ратью, а с ними указал государь быти на своей государеве службе дворянам и детем боярским резанцом, коширяном, туляном, соловляном, черняном, новосильцом, рязаном, курмышаном да с Резани же бордаковским татаром, да луговые стороны арзамаской, нижегородцкой, алаторской мордве, да с вогненым боем черньским, дедиловским конным казаком по спискам. А збиратца их указал государь со всею ратью на Алаторе, а срок указал государь итти из городов ратным людем на Алатаре велик день нынешнего 122-го году. А списки ратным людем, которым с ними быти, коширяном, соловляном, дворяном и детем боярским, даны на Москве, а иные списки дворян а детей боярских и татар, и мордвы, и казаков велено прислать из городов воеводам с Резани, ис Переславля Резанского князю Федору Лыкову да дьяку Олексею Бохину, из Заразского города Ивану Карамышеву, с Тулы стольнику Григорью Плещееву, з Дедилова осадной голове Петру Дурову, с Черни осадной голове Казарину Срезневу, из Новосили Федору Челюсткину, из Рязсково князю Ивану Волконскому, из Нижнева боярину князю Володимеру Ивановичю Бахтеярову-Ростовскому да Семену Глебову да дьяку Ондрею Варееву, из Орзамаса князю Петру Лвову да дьяку Степану Козодавлеву, с Курмыша воеводе Ивану Урусову. А на Алатаре списки взять у князя Петра Ахамашукова. А сколько с которого города каких людей указано с ними в походе быть и тому дана им роспись за дьячьею приписью… А по нетчиков посылати им от себя в городы высыльщиков ис прогонов иных городов детей боярских и велети высыльщиком тех нетчиков высылати к себе на Алатарь наспех. А которые нетчики учнут ослушатца или учнут хоронитца, и тех велети сыскивати накрепко, а, сыскав, велети их приводити к себе на Алатарь да тех ослушников велети бити батоги и сажати в тюрьму на время, а ис тюрьмы их велети давати на крепкие поруки з записьми, что им на государеве службе на Алатаре жити без съезду… А как ратные люди на государеве службе на Алаторе в зборе будут, и стольнику и воеводам князю Юрью и князю Миките росписати дворян и детей боярских и татар, и мордву, и бортников, и казаков по сотням и учинити у них голов и списки головам дати; и выбрати из городов из дворян и из детей боярских изо всяких ратных людей станичных голов и ездаков по скольку человек пригоже, которые наперед сего в станицех езживали, и новых прибирати, кому мочно станичное дело знати; и посылати их с Алатаря станицы до Самары степью и поперег польских дорог к Шатцкому, а от Шатцкого до рек до Хопра и до Бетюка, и до Медведицы и до иных урочищ порознь по станице, переменяяся, выпрашивая старых станичников и вожей про урочища; и в польские городы послати по вести вестовщиков и велеть у них в польских городех жити вестовщиком без съезду и писать с ними в городы к воеводам, чтоб оне всякие вести к ним писали… И того велети головам и станичником проведывати накpeпкo, откуды чаять приходу на государеву украину вора Ивашка Зарутцкого и воровских людей. И того головам и станичником приказывати накрепко: будет от них сторожи увидят людей или сакму переедут биту внове, и им посылати перед собою и[с] станиц голову дворянина добра, а с ним детей боярских человек дву или трех, которым бы станичное дело было зa обычай, и лошади б под ними были добры; и велети про людей проведывати накрепко: какие люди и сколько их и на которые места приходу их чаять; да что будет у них каких вестей, и им велети с тем отсылать к себе по одному человеку, а достальным велети приезжати к себе с прямыми с подлинными вестми: а головы б до урочных мест доезжали и к ним приезжали головы и сторожи с прямыми с подлинными вестми и сказывали им правду, а не лгали. А что от станичных голов и от сторожей про воров ж про воинских людей каких вестей будет, и им всякие вести писати к государю и по городом, куда пригоже, почасту. Да стольнику же и воеводам князю Юрью Яншичю и князю Миките посылать для вестей на низ к Волге и в плавную к боярину и воеводам ко князю Ивану Микитичю Одоевскому да к окольничему к Семену Василеевичю Головину в Тетюши и в польские городы в Темников, в Шатцкой и в ыные городы, куда пригоже, детей боярских добрых человек по два и по три одвуконь… А хто учнет голов и станичников в станицех и вестовщиков в городы на вести ездити, и стольнику и воеводам князю Юрью Яншичю и князю Миките наказывали того головам и станичником и вестовщиком накрепко: будет наедут на них воры или воинские люди татаровя какими мерами ни будь и грешным делом их изгоняют и в полон поемлют, а учнут про государя… Михаила Федоровича… и про всякие вести роспрашивати, и они б сказывали, что в Казани и на Алатаре и по всем украинным городом стоят гoсударевы бояре и воеводы, а с ними многие ратные люди, конная рать и плавная с вогненым боем; и все им говорити, чтоб было годно государю и всей земле безо всякого пристрастия; а государь их пожалует, велит ис полону выкупити или из якыков дати обмену тотчас. А будет у стольника и у воевод у князя Юрья Яншича и у князя Микиты из городов вести будут, что вор Ивашко Зарутцкой с воровскими людьми или от нево посылка из Астарахани или воинские люди татаровя идут степью по крымской или по нагайской стороне к украинным городом к Темникову или к Шатцкому, а люди будут небольшие, а с Алатаря будет на тех воровских на малых людей посылки посылати мочно, и им, прося у бога милости, на тех воровских людей посылать с Алатаря голов с сотнями и велети им над воры государевым делом и земским промышлять и городом помогать с великим раденьем сколько милосердый 6ог помочи подаст. А будет скажут станичные головы или сторож, что вор Ивашко Зарутцкой или от него воровские люди или татаровя идут мимо всех городов прямо к Олатарю или к Тетюшам и к иным казанским городом, и стольнику и воеводам князю Юрью Яншичю и князю Миките, прося у бога милости, против воров и воинских людей ходить и с ними битися сколько милосердый бог помочи подаст и городов Шатцкого и иных городов и себя уберечь, чтоб им промыслом своим и раденьем государевых украинных городов вором и воровским людем воевать не дать и над воры поиск учинити. А в Казань к боярину и воеводам ко князю Ивану Михайловичю Воротынскому от rocудapя писано, велено ему голов з дворяны и з детьми боярскими, и с татары, и с черемисою, и с чюваши посылать по вестем к ним на помочь. И князю Юрью и князю Миките, прося у бога милости, над воры промышлять и в плавную з бояры и воеводами в Тетюши и на Самару и в польские городы в Темников, в Шатцкой с воеводы ссылатца почасту и про всякие вести ведать; да что будет от тех городов про Зарутцкого и про его умышленья каких вестей, и им всякие вести писати ко государю к Москве почасту. Да стольнику же и воеводам князю Юрью Яншичю Сулешову да князю Миките Барятинскому приучити к себе на Алатаре изо всяких охочих людей, разведывая про них накрепко, которые б от воровства были чюжи, и обнадежа их государевым жалованьем гораздо или хотя от того и найму давать и посылати их к Астрахани или на Волгу, и на иные реки к донским и волским, к терским и к яитцким к атаманом и казаком, которые, отстав от Московского государства, воруют с Ывашком Зарутцким, и велети у них лазутчиком проведывати накрепко про вора про Ивашка Зарутцкого и про Маринку и про сына ее, и про астараханских всяких людей; где ныне вор Ивашко Зарутцкой и Маринка с сыном в Астарахани? и будет в Астарахани, и астараханские люди им прямят ли? и будет прямят, и сколько ныне в Астарахани всяких ратных людей всякого бойца и сколько юртовских татар? и что у Ивашка Зарутцкого и у Маринки и у астараханских людей умышленье? и сколько на Волге и на Терке, и на Яике атаманов и казаков? и кому волские и терские и яитцкие атаманы и казаки прямят: государю… Михаилу Федоровичю… или Зарутцкому и Маринке? и где Араслан мурза Урусов, в Астарахани или из Астарахани куды отпущон? и будет отпущон, и куды отпущон и сколько с ним татар ево? и где ныне кочюют Иштерек, князь Больших Нагай, з братьею и з детьми и со всею своею горнею ордою? и нет ли у него в Астарахань к вору Ивашку Зарутцкому на государя какой ссылки? и будет есть, и о чем ссылка? и в Кизылбаши [Персия] вор Ивашко Зарутцкой ссылаетца ли? и будет ссылаетца, в о чем ссылаетца и сколь давно у них ссылка была? а нет ли ныне в Астарахани внове от кизылбашского от шаха посла? и будет есть, и сколь давно прислан и х кому и о чем прислал и хто имянем и какой он человек у шaxa? — про то про все велети всякими мерами проведывати накрепко. А что им про то учнут лазутчики сказывати, и им о том писати к государю к Москве с нарочными гонцы: да и в плавную к боярину и воеводам ко князю Ивану Никитичю Одоевскому с товарыщы и на Самару к воеводе ко князю Дмитрею Пожарскому и в польские городы про всякие ратные вести писати же, опричь ссылок и посольских дел. А будет есть из Астарахани или с Волги и с ыных польских рек от отаманов и от казаков, которые воруют з Зарутцким, а стоят но рекам, а мысль будет их и обращенье ко государю… Михаилу Федоровичю… есть, a стольнику и воеводам князю Юрью Яншичю Сулешову да князю Миките Борятинскому писати к ним от себя о обращенье, чтоб они, помня бога и свои души и к прежним великим государем царем российским свою прямую службу и раденье и прежних государей к себе милость и жалованье и видя ныне к себе… Михаила Федоровича… милость и жалованье и призрение и памятуя свою за Московское государство правую службу и раденье, как они под Москвою против польских и литовских людей стояли и преславный царьствующий град Москву от польских и от литовских людей очистили и многие братья их и товарыщи, за православную крестьянскую веру и за правду бьючися с разорители веры крестьянские, мученическою кровью венчалися, и ведая б и видя вора и богоотступника и желателя розлитию крови хрестьянские Ивашка Зарутцкого и еретицы Маринки зло и их вражей умысл на истинную православную крестьянскую веру, от вора от Ивашка Зарутцкого отстали и обратилися ко государю… Михаилу Федоровичю… и его царьскому величеству служили и прямили безо всякие хитрости и на вора на Ивашка Зарутцкого и на едииомышлеников ево, на воров, которые воруют, или з государевыми бояры и воеводами з боярином со князем Иваном Микитичем Одоевским с товарыщи и со всеми с ратными людьми в плавной рати вместе и над Зарутцким, прося у бога милости, промышляли сколько милосердый бог помочи подаст, чтоб их, атаманов и казаков, и всего великого войска к… Михаилу Федоровичю… и ко всему Росийскому государству прямою службою и раденьем Астараханское государство от воров очистилося и учинилося свободно и с Московским государством было в соединенье и в совете под одною… его царьского величества высокою рукою во обороне и в защищенье по-прежнему. А великий государь… Михайло Федорович… за прежнею их к Московскому государству и за нынешнею к себе, великому государю, службу и раденье их пожалует. А иное жалованье государь послал к ним з боярином своим и воеводы со князем Иваном Никитичем Одоевским с товарыщи: и запасы, и сукна. И они б, атаманы и казаки, единолично великому государю служили и прямили и в Астарахань к астараханским ко всяким людем от себя писали, чтоб они врагу божью и разорителю веры крестьянские вору Ивашку Зарутцкому и Маринке, их злой бесовской прелести не верили и от воровства их отстали, а прибегли к великому государю… Михаилу Федоровичю всеа Русии самодержцу… » В том же году Б. был на воеводстве ещё в Коломне: «И князю Миките велено быть к Москве». В январе 1615 — «воевода по вестям», а 7 февраля «указано ему собираться с ратными людьми в Сапожке и идти к Рязани для промыслу над Черкассами [запорожцами], и «князь Микита тем походом замешкал, с людьми вскоре не собрался, а Черкассы пришли до его приходу, и князю Миките велено бытии на Воронеже». В 1616 служил воеводой в разных полках, направлявшихся в различные части центрального и южного районов страны для ликвидации разбойничьих шаек. За то, что допустил оплошность и не смог отразить их нападение на Рязань, был в 1616 снова сослан в дальний Воронеж на должность городового воеводы. В 1617 за подвиги в походах против поляков награжден золотым. В 1623—1625 воеводствовал в Верхотурье, а в 1627—1629 — в Вятке. Умер в 1630, оставив от брака с некой Афимьей (Евфимией) 2 сыновей: Фёдора и Юрия.

Владимир Богуславский

Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

Славянская энциклопедия


Далее читайте:

Воронежского края исторические лица (биографический проект).

Воронеж (краткое описание истории города)

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС