Басава
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Басава

1105-1167

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Басава

Басава (1105, Басавана Багевади — 1167/8, Кудаласангама) индийский религиозный реформатор и поэт, основатель общины лингаятов («ходящих с лингамом»), или вирашайвов («героев-шиваитов») в Южной Индии. Проповедовал мистический контакт с богом Шивой в образе главного божества храма Кудала Сангама («Слияние рек») в Карнатаке, где в юности служил. В поэтических проповедях (вачанах) отрицал индуистскую обрядность, аскетизм, паломничество, храмовый культ, идолопоклонство. Вместо поклонения изображениям бога в храме каждый член общины лингаятов носит при себе лингам — фаллический символ Шивы как образ бога, всегда присутствующего в душе мистика.

Проповедуя равенство людей перед богом, Басава критиковал привилегии брахманов, кастовую и гендерную дискриминацию (среди активных проповедников учения, учеников Басавы, были женщины, члены низких и даже неприкасаемых каст). Отрицал индуистскую концепцию ритуальной чистоты/нечистоты, воспевал честный труд; афоризм Басавы «Труд ведет к богу» стал главным этическим принципом его общины.

Басава служил налоговым чиновником, затем главным казначеем при дворе крупного феодала Биджджалы, узурпировавшего власть в княжестве Чалукъев, и одновременно развернул активную проповедническую деятельность. Организовал дискуссионное «общество опытного постижения Шивы», привлекавшее множество последователей по всей Индии. Попытка ортодоксальных брахманов, недовольных радикальными идеями лингаятов, посадить Басаву в тюрьму по ложному обвинению в растрате, провалилась. Тогда по приказу князя были казнены два члена общины — брахман и неприкасаемый, решившие, в нарушение всех законов, поженить своих детей. Басава, отрицавший насилие, не смог защитить своих учеников; в общине произошел раскол, и вопреки воле учителя трое лингаятов убили князя Биджджалу. Начались жестокие преследования членов общины, Басава бежал в храм Кудала Сангама, где вскоре умер.

Община лингаятов до сих пор является одной из самых влиятельных в штате Карнатака и других районах Южной Индии.

Е. Ю. Ванина.

Российская историческая энциклопедия. Т. 2. М., 2015, с. 357.


Далее читайте:

Всё об Индии и индусах (справочник ХРОНОСа)

Исторические лица Индии (биографический справочник)

Литература:

Ванина Е. Ю., Глушкова И. П. Басава // Исторический лексикон. История в лицах и событиях. V—VIII вв. Кн. 1. М., 2006. С. 166—170;

Глушкова И. П. Лингаяты // Из индийской корзины. Исторические интерпретации. М., 2003. С. 43—49;

Zvelebil K. V. (tr.). The Lord of the Meeting Rivers. Devotional Poems of Basavanna. Delhi-Paris, 1984.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС