Батурин Пафнутий Сергеевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Батурин Пафнутий Сергеевич

1741-1803

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Пафнутий Сергеевич Батурин

Батурин Пафнутий Сергеевич (1740—23.10.1803), писатель и философ. С 1754 по 1781 (с перерывами) служил в армии, в отставку вышел в чине подполковника. В 1760-е предпринял путешествие по Европе с образовательными целями. Батурин занимал видные посты в Калужском и Тульском губернских правлениях, служил на Украине и в Воронеже. Автор драматических произведений, переводов и басен, Батурин вошел в историю русской философии благодаря трактату «Исследование книги о заблуждениях и истине» (1788, изд. 1790), направленному против вышедшей в 1785 в русском переводе книги французского мистика Сен-Мартена «О заблуждениях и истине». Батурин критикует Сен-Мартена за то, что его «заблуждения» «расстраивают общественный образ жизни и состояние», а тем самым не способствуют «пользе человеческого рода». Батурин свободно ориентируется в основных направлениях западноевропейской научной мысли 1740—70-х, восхваляет ученость и прогресс наук. Он призывает читателей доискиваться «доказательств ощутительных», «опытных», стремиться к «всевозможной ясности», бороться с «метафизическими вымышлениями».

А. Панибратцев

+ + +

Батурин Пафнутий Сергеевич (1740 - 23 октября 1803, Минск) — русский писатель и философ. С 1754 по 1781 (с перерывами) служил в армии, в отставку вышел в чине подполковника. В 1760-е гг. предпринял путешествие по Европе с образовательными целями. Занимал видные посты в Калужском и Тульском губернских правлениях, служил на Украине и в Воронеже. Автор драматических произведений, переводов и басен. Батурин вошел в историю русской философии благодаря трактату «Исследование книги о заблуждениях и истине» (1788, изд. 1790), направленному против вышедшей в 1785 в русском переводе книги французского мистика Сен-Мартена «О заблуждениях и истине». Батурин критикует Сен-Мартена за то, что его «заблуждения» «расстраивают общественный образ жизни и состояние», а тем самым не способствуют «пользе человеческого рода». Батурин свободно ориентируется в основных направлениях западноевропейской научной мысли 1740—70-х гг., восхваляет ученость и прогресс наук. Он призывает читателей доискиваться «доказательств ощутительных», «опытных», стремиться к «всевозможной ясности», бороться с «метафизическими вымышлениями».

А. В. Панибратцев

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 221.

+ + +

Батурин Пафнутий Сергеевич (1740- 23.10(4.11). 1803, Минск) - писатель и философ. С 1754 по 1781 г. (с перерывами) служил в армии, в отставку вышел в чине подполковника. В 60-е гг. предпринял путешествие по Европе с образовательными целями. Батурин занимал видные посты в Калужском и Тульском губернском правлении, затем служил на Украине и в Воронеже. Автор драматических произведений, переводов и басен. Батурин вошел в историю русской философии благодаря своему трактату «Исследование книги о заблуждениях и истине» (написан в 1788, изд. в 1790), направленному против вышедшей в 1785 г. в русском переводе книги фр. мистика Л.-К. Сен-Мартена «О заблуждениях и истине». Традиционно Батурин считается критиком масонства «с позиций материалистического сенсуализма», однако мнение это вызывает серьезные возражения. Дело в том, что Батурин критикует не масонство вообще, а книгу Сен-Мартена, чьи взгляды в самой масонской среде воспринимались крайне неоднозначно. Судя по тексту, Батурин, скорее всего, был деистом. Общий дух его работы сильно напоминает так называемое «берлинское просвещение», связанное с именами Ф. Николаи и М. Мендельсона. Николаи полагал, что человеческая деятельность должна быть основана на практическом жизненном опыте, равно удаленном как от невежества и суеверия, так и от отвлеченных метафизических систем, направлена на достижение общего блага. Во главу угла, таким образом, ставилась практическая польза, насущные интересы жизни. Отсюда важное значение приобретала критика предрассудков. Батурин критикует Сен-Мартена именно за то, что «заблуждения» французского автора «расстраивают общественный образ жизни и состояние», а тем самым не способствуют «пользе человеческого рода». Батурин свободно ориентируется в основных направлениях западноевропейской научной мысли 40-70-х годы XVIII века, восхваляет ученость и прогресс наук. Он прибывает читателей доискиваться «доказательств ощутительных», «опытных», стремиться к «всевозможной ясности», бороться с «метафизическими вымышлениями». Просветительский пафос и резкий тон полемики также напоминают стиль Николаи. Доктрина Сен-Мартена, который под пером Батурина приобретает черты заурядного шарлатана, по-видимому, осталась Батурину глубоко чуждой. Между тем традиции Сен-Мартена, «Иеремии Универсума», в истории философской мысли исследованы с достаточной подробностью. В частности, отмечается его влияние на таких мыслителей и литераторов, как Ж. де Местр, Дж. Леопарди, А. Шопенгауэр, О. Конт, Ш. Фурье, Р. Шатобриан и Ж, Мишле. И тем не менее книга Батурина, несмотря на некоторый налет поверхностного критицизма, представляет собой яркое и самобытное явление русской философской мысли конца XVIII века.

А. В. Панибратцев

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 41.

Батурин Пафнутий Сергеевич (ок. 1740—1803) — русский просветитель, автор антимасонского трактата «Исследование книги о заблуждениях и истине» (1790), направленного против изданного в России сочинении французского мистика Л. де Сен-Мартена «О заблуждениях и истине, или Воззвание человеческого рода ко всеобщему началу знания» (1775). Эту антипросветительскую книгу он охарактеризовал как «отменное сумасбродство», «соборище химер безобразных». Привлекая многочисленные данные естественных наук, Б. разоблачал «мнимые таинства», в т. ч. мистику чисел и геометрических фигур, духовидение и оккультизм, критиковал каббалистику, зороастризм, мистику Сведенборга, противопоставляя этим и др. «мрачным писаниям» взгляды Бейля и Локка, Ломоносова и Ф. Бэкона. Резко осуждал реакционные социальные идеи Сен-Мартена, восхваление войны как «естественного состояния» человечества, убедительно показывая пагубность войн, особенно захватнических. Решительно отвергая домыслы о прогрессирующей деградации человеческого рода, Б. указывал на развитие гражданских законов наук, распространение просвещения как на важные источники совершенствования человека и человечества.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 38.

Батурин Пафнутий Сергеевич (1740 или 1741 — 23.10 [4.11].1803), писатель. Происходил из старинного обедневшего дворянского рода. В 1754 вступил в лейб-гвардии конный полк. До 1781 служил в армии, вышел в отставку, поселился в Петербурге. Занимался литературной деятельностью.

Комедия Батурина «Игроки» основана на жизненных наблюдениях автора, участвовавшего в карточной игре. Вторая пьеса Батурина «Бездушник», «комедия характерная в пяти действиях», как определил ее жанр сам сочинитель.

В «Собеседнике» (1783) была помещена статья Батурина «Сумнительные предложения господам издателям Собеседника от одного невежды, пылающего приобресть просвещение», где подвергались критике напечатанные в журнале статьи И. Ф. Богдановича, М. М. Хераскова и др., а также стиль оды Г. Р. Державина «Фелица».
В Калужской типографии Батурин анонимно напечатал свои переводы: «Колумб в Америке» (1786) — сокращенный перевод поэмы А.-М. Дю Бокажа «Колумбиада, или Вера, принесенная в Новый свет»; «Краткое повествование о аравлянах» — перевод с немецкого (1787). Басни собственного сочинения, а также переведенные с немецкого Батурин поместил в изданной им книге «Собрание разных нравоучительных повествований и басен» (1785). В 1790 в Туле Батурин выпустил антимасонский трактат «Исследование книги “О заблуждениях и истине”», направленный против изданной в русском переводе книги философа-мистика Л.-К. Сен-Мартена «О заблуждениях и истине…» (1785).

В конце своей жизни Батурин написал мемуары «Жизнь и похождения господина статского советника Батурина. Повесть справедливая, писанная им самим» (ч. 1—2 не сохранились, ч. 3 охватывает 1780—1798).

Е. К., А. Ш.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Исследование книги о заблуждении и истине // Избр. произв. русских мыслителей 2-й пол. XVIII в. Т. 2. М., 1952.

Литература:

Болдырев А. И. Проблема человека в русской философии XVIII века. М., 1986.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС