Базаров Владимир Александрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Базаров Владимир Александрович

1874–1939

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Владимир Александрович Базаров

Базаров (наст. фам. Руднев) Владимир Александрович [27 июля (8 августа) 1874, Тула — 16 сентября 1939] — русский публицист, экономист и философ. Окончил Тульскую гимназию, в 1892—95 учился на физико-математическом факультете Московского университета. С 1895 в социал-демократическом движении, с 1904 — большевик, затем сблизился с меньшевиками. В 1922—1930 работал в Госплане СССР, занимался переводами философской и художественной литературы. Арестовывался в 1930 и 1937, погиб в заключении.

Базаров — сторонник так называемой «философии пролетарской борьбы» (именовалась также «философия действия», «философия практики», «философия коллективизма»), рассматриваемой в качестве познавательного орудия в производственно-трудовой борьбе за овладение силами окружающей человека природы и общественной среды, за изменение исторического развития путем активного вмешательства индивидов, партий и классов. Исходя из такого понимания философии, главной своей задачей считал критику «пассивно-созерцательной» «идеалистической метафизики», «отвлеченного идеализма» (И. Кант, Вл. Соловьев, Н. Бердяев), «догматического», «субстанционалистского», «иероглифического» материализма (Г. В. Плеханов, Л. Аксельрод), «самокопийного» материализма (т. е. теории отражения В. И. Ленина), а также некоторых идей Ф. Энгельса. В обоснование своей «философии действия» апеллировал к одиннадцатому тезису Маркса о Фейербахе, одновременно считая своими философскими авторитетами «критических позитивистов» Э. Маха и Р. Авенариуса.

Базарову принадлежит перевод на русский язык «Капитала» К. Маркса (совм. с И. И. Скворцовым-Степановым).

В. Ф. Пустарнаков

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 213.


Базаров (наст. фам. Руднев) Владимир Александрович (27.07(8.08). 1874, Тула - 16.09.1939) - философ, экономист публицист. В 1892-1897 гг. учился в Московском ун-те; в 1896 г. в социал-демократическом движении; примыкал к его левому крылу; с 1904 г. - большевик; после революции 1905-1907 гг. сблизился с меньшевиками, Октябрьскую революцию встретил отрицательно. В 1922-1930 гг. работал в Госплане СССР, занимался переводами философской и художественной литературы. Был незаконно репрессирован. Философия Базарова представляет собой разновидность «философии пролетарской борьбы» (при иных акцентах она выступала как «философия практики», «философия действия», «философия коллективизма»), понимаемой в качестве познавательного орудия в производственно-трудовом взаимодействии с природой, в изменении общественной среды, в т. ч. хода исторического развития, путем активного вмешательства отдельных людей, партий и классов. Исходя из такого представления, Базаров считал «первым фронтом» своей философской борьбы критику «идеалистической метафизики», «отвлеченного идеализма», занятых созерцанием или познанием «общего» (таковыми он считал «гносеологический абсолютизм» И. Канта, а также взгляды В. С. Соловьева, Бердяева, П. Б. Струве и др.). «Второй фронт» для Базарова - борьба с «догматическим материализмом»: первоначально главным объектом его критики стал «иероглифический» материализм Плеханова и некоторые философские идеи Ф. Энгельса, а после выхода в свет кн. «Материализм и эмпириокритицизм» - взгляды Ленина на философские проблемы, и в первую очередь на теорию отражения, которые Базаров квалифицировал как «самокопийный» материализм. В качестве главных философских авторитетов для Базарова выступали «критические позитивисты» Э. Мах и Р. Авенариус; опирался он также на гносеологические идеи А. Бергсона и прагматизм. Для философской концепции Базарова характерна интерпретация теоретико-познавательных вопросов исходя из «практической» точки зрения Назначение интеллекта, по Базарову, не познание мира, а его преобразование. Все орудия познания в той или иной мере условны. Понятия - служебный аппарат, конструкции, назначение которых дать схему, облегчающую познание мира: критерием истины является ценность, зависимая от той цели, для которой познавательная категория применяется. В духе концепции «без субъекта нет объекта» Базаров доказывал, что вне связи с человеческой практикой нет смысла говорить о природе как она есть «в себе», о единстве мира, об объективных формах его существования и законах развитая. Уверенность в реальности внешнего мира он называл мистикой; пространство и время являются лишь «формами организации человеческого опыта». В сфере философии истории и социологии Базарова стоял на позициях исторического материализма, модифицированного рядом позитивистских идей и включающего элементы биологизма и социал-дарвинизма. Вместе с тем Базаров много писал о роли в историческом процессе производственных отношений, отстаивал идею вторичного, производного характера надстроечных форм и вместе с тем их активной роли в истории и т. д. Занимаясь в 20-е гг. политэкономическими проблемами, Базаров не отказался от своей общей методологической позитивистской ориентации и постулировал необходимость разработки социологии в «энергетическом аспекте», включения исследований общественных явлений в «геофизику».

В. Ф. Пустарнаков

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 38-39.

Сочинения: Труд производительный и труд, образующий ценность. Спб., 1899: Авторитарная метафизика и автономная личность // Очерки реалистического мировоззрения. Спб., 1904; Анархический коммунизм и марксизм. Спб., 1906; Материал коллективного опыта и организующие его формы // Очерки философии- коллективизма. 1909. Сб. I; «Богоискательство» и «богостроительство» // Вершины. Спб., 1909. Кн. 1; На два фронта. Спб., 1910; Судьбы русского «идеализма» за последнее десятилетие // Из истории новейшей литературы. М., 1910; О философии действия // Современник. 1913. № 6,7,10; Энергетика и экономика // Базаров В. Капиталистические циклы и восстановительный процесс хозяйства СССР. М.; Л., 1927. С. 16-39.

Литература: История философии в СССР. М., 1971. Т. 4. С, 188-189.


Базаров, Владимир Александрович (Руднев) (27.07.1874, Тула - 16.09.1939, Москва) - социал-демократ, философ, экономист, публицист, литературный критик. С 1892 учился в Московском университете (специализация — химия). В 1895 сослан в Тулу, затем в Калугу, где занялся пропагандой в рабочих кружках. В 1899—1901 жил в Германии, где завершил образование и вошел в Союз русских социал-демократов. В 1901 — член Московского комитета РСДРП. Выслан в Сибирь. Неоднократно попадал под арест. Примкнул к большевикам. В 1904 в Петербурге Б. — член комитета РСДРП. С 1905 работал в социал-демократических газетах «Новая жизнь», «Волна», «Новый луч» и др. В 1905 избран в центральный орган РСДРП «Партийные известия», редактировал газету «Пролетарий».

Делегат IV съезда РСДРП (1906) и Штутгартского конгресса 2-го Интернационала (1907; см. Интернационал 2-й). В 1907 отошел от большевизма. В 1911 — 1914 жил в ссылке. Занимался литературной критикой, в 1915—1917 — член редакции организованного М. Горьким журнала «Летопись», в 1917 — газеты «Новая жизнь». Считал, что Первая мировая война подвела мир к порогу социализма. Октябрьскую революцию 1917 оценивал критически. В 1917—1918 - член ЦК РСДРП интернационалистов. Разделял идеи «тектологии» своего друга А. А. Богданова. В 1918—1930 — член Социалистической (Коммунистической) академии. В 1921-1929 заведовал отделом Госплана, редактировал журнал «Плановое хозяйство». Занимался экономическим прогнозированием, предполагал затухающие темпы роста советской промышленности. Участвовал в кружке социал-демократов, собиравшихся у Н. Суханова. В 1930 арестован по делу Союзного бюро РСДРП, приговорен к 5 годам заключения и ссылке.

А. В. Шубин.

Российская историческая энциклопедия. Т. 2. М., 2015, с. 254.

Сочинения: Труд производительный и труд, образующий ценность. СПб., 1899; История освобождения России. М., 1917; К методологии перспективного планирования. М., 1925; Капиталистические циклы и восстановительный процесс хозяйства в СССР. М.-Л., 1927.

Литература: Каким быть плану: дискуссии 1920-х гг. Л., 1989; Клебанер В. С. В. А. Базаров: мыслитель, ученый, гражданин // http://www.ecfor. ru/pdf.php?id=2004/6/14; Меньшевистский процесс 1931 года. Сборник документов в 2 кн. Кн. 2. М., 1999.


Базаров Владимир Александрович (1874–1939), также Руднев, русский философ, экономист. Родился в Туле 27 июля 1874. Учился на физико-математическом факультете Московского университета (1892–1897). Уже в студенческие годы участвовал в социал-демократическом движении. В 1900–1901 слушал лекции в Берлинском университете. В 1904 примкнул к большевикам. После революции 1905–1907 сближается с меньшевиками. Отрицательно воспринял Октябрьскую революцию 1917. С 1921 работал в Госплане, занимался экономической теорией, переводами научной и художественной литературы. В 1930 был обвинен в причастности к организации «специалистов-вредителей» и арестован. Умер Базаров 16 сентября 1939.

Первым самостоятельным философским опытом Базарова стала статья Авторитарная метафизика и авторитарная личность (сб. Очерки реалистического мировоззрения, 1904), в которой он подверг критике идеи авторов сборника Проблемы идеализма. В дальнейшем Базаров обращается к философии эмпириокритицизма Маха и Авенариуса и, пытаясь соединить ее гносеологические принципы с теорией марксизма, критикует «догматический материализм»: полемизирует с «иероглифической» концепцией Г.В.Плеханова, с теорией отражения В.И.Ленина, развитой последним в книге Материализм и эмпириокритицизм. В статье Мистицизм и реализм нашего времени (сб. Очерки по философии марксизма, 1908) Базаров упрекал Плеханова в искажении фундаментальных принципов марксизма и, одновременно, в догматизме. Определенное влияние на понимание Базаровым задач философии как инструмента преобразования мира оказал прагматизм. Базаров обнаруживал «мистицизм» не только в учении А.Бергсона о творческой эволюции (которое в целом оценивал высоко, усматривая в нем высшее интеллектуальное достижение «буржуазной культуры»), но и в диалектическом материализме того же Плеханова. С точки зрения Базарова, вне отношения к практической деятельности человека любые рассуждения о материи самой по себе, существующей независимо от человеческого сознания, неизбежно приобретают метафизический и мистический характер. В своих социологических воззрениях Базаров отстаивал примат «производственных отношений» в историческом процессе и вторичность всевозможных «надстроечных» образований.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия (специальный проект ХРОНОСа)

Сочинения:

Труд производительный и труд, образующий ценность. СПб, 1899

Анархический коммунизм и марксизм. СПб, 1906

На пути к социализму. Харьков, 1919

КК методологии перспективного планирования. М., 1924

Авторитарная метафизика и автономная личность. — В сб.: Очерки реалистического мировоззрения. СПб., 1904;

Мистицизм и реализм нашего времени. — В сб.: Очерки по философии марксизма. — СПб., 1908;

К вопросу о философских основаниях марксизма. — В сб.: Карл Маркс. К 25-летию со дня смерти (1883—1908). СПб., 1908;

«Богоискательство» и «богостроительство», «Вершины», 1909, кн. 1, с. 331—363;

Материал коллективного опыта и организующие его формы. — В сб.: Очерки философии коллективизма, сб. 1. СПб., 1909;

Судьбы русского «идеализма» за последнее десятилетие. — В сб.: Из истории новейшей русской литературы. М, 1910.

Литература:

Плеханов Г. В. О книге Э. Бутру. — Он же. Избр. филос. произв., т. 3. М., 1957, с. 516-20.

История философии в СССР. М., 1971. Т. 4. С, 188-189.

Каким быть плану: дискуссии 1920-х гг. Л., 1989;

Клебанер В. С. В. А. Базаров: мыслитель, ученый, гражданин.

Меньшевистский процесс 1931 года. Сборник документов в 2 кн. Кн. 2. М., 1999.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС