Бехтеев Сергей Сергеевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Бехтеев Сергей Сергеевич

1879-1954

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Бехтеев Сергей Сергеевич

Бехтеев Сергей Сергеевич (7[19].04.1879—4.05.1954), поэт. О его жизни до революции сведения довольно скудны. Известно, что происходил он из родовитой дворянской семьи. Судя по стихам, накануне 1917 его семейная жизнь потерпела крах, брак распался, горячо любимая жена бросила его. Мы не знаем имени этой женщины, но то, что она нанесла роковой удар поэту, подтверждается всем его творчеством, сквозной нитью в его стихах проходит тема измены. Душевные страдания пытались облегчить сестры — Зоя (в замужестве Толстая), Екатерина и Наталья. С последней Бехтеев не расставался и в эмиграции. Будучи учеником Царскосельского лицея в те годы, когда его старшая сестра была фрейлиной, юный Бехтеев достаточно близко соприкасался с жизнью Царского двора и хорошо знал придворную атмосферу. Однако в предреволюционной истерии всеобщей хулы на императорскую семью он только укреплял свою приверженность монархии. Чувства поэта нашли отражение в стихах «Немногим» (1921):

«Блажен, кто в дни борьбы мятежной,
В дни общей мерзости людской,
Остался с чистой, белоснежной,
Неопороченной душой».

К таким немногим относился и сам поэт.

Весна 1917, события лета и осени стали для России историческим испытанием, которое выдержали далеко не все. Но именно в это время Бехтеев, обратившись от личной любовной драмы к событиям, которые переживал весь русский народ, пишет свой первый цикл гражданских стихов. Став участником Белого движения, он очень точно выразил общее настроение: «Свобода — темница! / Свобода — оковы! / Свобода — законный грабеж! / Свобода — венец, как и прежде, терновый! / Какая ужасная ложь!» («Свобода»).

Эти строки были написаны еще в апр. 1917 в Орле, откуда вскоре Бехтеев отправился на юг. В Феодосии, Кисловодске, Одессе он создал еще несколько десятков стихов, многие из которых были опубликованы в ежедневных газетах и мгновенно стали популярными, их заучивали наизусть, переписывали, посылали друг другу. Именно в эти дни стихи Бехтеева «Молитва», «Верноподданным» и «Боже, Царя сохрани» были переданы через гр. А. В. Гендрикову семье Романовых в Тобольск. Вел. кн. Татьяна Николаевна переписала «Молитву» и вложила в английскую книгу, подаренную ей Александрой Федоровной (сохранилась надпись: «В. К. Ольге. 1917. Мама. Тобольск»). «Молитва» воистину стала легендой ХХ в.: «Пошли нам, Господи, терпенье / В годину буйных, мрачных дней / Сносить народное гоненье / И пытки наших палачей…» Стихотворение нашли колчаковцы в Ипатьевском доме среди немногих сохранившихся автографов расстрелянной царской семьи. И многие годы «Молитва» публиковалась без указания имени автора, т. к. в автографе вел. кн. Татьяны Николаевны имя не было названо.

Обстоятельства находки послужили основанием первоначально приписать авторство «Молитвы» вел. княжнам или даже самой императрице. Однако после первой публикации «Молитвы» в 1920 в «Воле России» (Прага), а затем в сборнике стихов Бехтеева (Мюнхен, 1923) вопрос об авторстве был прояснен.

С самого начала революционной смуты, когда в умах интеллигенции и офицерства царил разброд, Бехтеев занял четкую позицию верности присяге, престолу, вере. Важно отметить, что в армии к весне 1917, да и в годы гражданской войны, далеко не все придерживались монархических взглядов. Даже Добровольческая армия не была идейно единой, с большевизмом боролись как за идеалы исторической России, так и под флагами Февраля. В душе Бехтеева не было и тени увлечения «революционной фразой», с самого начала ему была понятна скрытая сущность большевистского переворота.

Стихотворение «Молитва» датировано: «Елец. Октябрь 1917». Этим же годом датировано стихотворение «Боже, Царя сохрани»: «Боже, Царя сохрани / В ссылке, в изгнанье, вдали, / Боже, продли его дни, / Боже, продли! / Дай ему силы сносить / Холод и голод тюрьмы; / Дай ему власть победить / Полчища тьмы! / Да не утратит он сам / Веру в мятежный народ; / Да воссияет он нам / В мраке невзгод…»

Венценосные жертвы Бехтеев уподоблял жертвам первохристиан: «Ликует Рим еврейского Нерона, / Живые факелы безропотно горят. / И льется кровь, и на ступенях трона / Победу празднует обожествленный ад…» («Мученики», июль 1921).

В рядах Белой армии поэт отступает в Крым (Джанкой, Феодосия), откуда начинается дорога в эмиграцию. Его путь в Королевство Югославия длится около 3 недель: последнее стихотворение, написанное в Феодосии, помечено 23 сент. 1920, а первое уже в эмиграции — 13 окт. 1920. Бехтеев нашел прибежище в м. Новый Футог, неподалеку от г. Нови Сад в северной части Югославии — Воеводине.

Почти сразу по прибытии Бехтеев становится активным участником общественной и политической жизни русской диаспоры. Он член Русского Союза верноподданных, председатель новосадского отделения Русского Национально-монархического союза. Поэт встречается с людьми как член военных и политических организаций, ведет обширную переписку со многими европейскими центрами, пишет статьи, редактирует и успешно издает газеты, тираж которых постоянно растет, становится активным помощником настоятеля Русской церкви в Нови Саде прот. В. Востокова.

Лейтмотивом творчества 1920-х становится твердая убежденность в возрождении России. В этом отношении характерно стихотворение «Двуглавый орел», посвященное вел. кн. Николаю Николаевичу: «… Уж близко день, не за горами / Давно желанная пора, / И грозно грянет над войсками / Родное русское “ура”!..»
Политические стихи 1917—22 Бехтеев объединяет в сборник «Песня русской скорби и печали» (Мюнхен, 1923). Поэт предполагал выпустить второй сборник под тем же названием, а также сборник юмористических стихов «Песни свободы» и дневник русского интеллигента «Великая-бескровная», однако этим планам, видимо, не удалось осуществиться. Любовная лирика Бехтеева вошла в книгу «Песни сердца» (Белград, 1927). Наибольшую известность обрела гражданская поэзия Бехтеева. Сборники его стихов расходились достаточно большими тиражами и хорошо продавались как в книжных магазинах, так и в церковных лавках. Это давало повод оппонентам называть его «простонародным» и в определенной степени помешало его вхождению в т. н. «большую литературу». Тем не менее стихи Бехтеева находили широкое распространение среди патриотически настроенной молодежи, часто звучали на вечерах и концертах. Он был одним из популярнейших поэтов Русского Зарубежья.

В к. 1920-х Бехтеев с сестрой Натальей переезжает во Францию и поселяется в Ницце. Здесь поэт вновь оказывается в среде единомышленников, поскольку в Ницце находился один из монархических центров. В 1925 в Ницце, еще до переезда, вышла скромная книжка Бехтеева «Два письма. Роман в стихах», а затем «Царский гусляр» (1934). Но итоговой, вне всякого сомнения, стала книга стихов «Святая Русь» (1949). Сборник с тем же названием вышел в Ницце в 1952 и стал самым полным собранием стихотворений Бехтеева. Ключевым в этих последних сборниках является стихотворение «Святая Русь», датированное: Станция Джанкой. 1 сент. 1920: «Где ты, кроткая, православная, / Наша матушка-Русь широкая, / Меж сестер славян сестра главная, / Светлокурая, синеокая..?».

+ + +

Бехтеев Сергей Сергеевич (7[19].04.1879—4.05.1954), поэт, активный участник монархического движения.

О его жизни до революции сведения довольно скудны. Известно, что происходил он из родовитой дворянской семьи. Судя по стихам, накануне 1917 его семейная жизнь потерпела крах, брак распался, горячо любимая жена бросила его. Мы не знаем имени этой женщины, но то, что она нанесла роковой удар поэту, подтверждается всем его творчеством, сквозной нитью в его стихах проходит тема измены. Душевные страдания пытались облегчить сестры — Зоя (в замужестве Толстая), Екатерина и Наталья. С последней С. Бехтеев не расставался и в эмиграции. Будучи учеником Царскосельского лицея в те годы, когда его старшая сестра была фрейлиной, юный С. Бехтеев достаточно близко соприкасался с жизнью Царского двора и хорошо знал придворную атмосферу. Однако в предреволюционной истерии всеобщей хулы на Императорскую семью он только укреплял свою приверженность Монархии. Чувства поэта нашли отражение в стихах «Немногим» (1921): «Блажен, кто в дни борьбы мятежной, / В дни общей мерзости людской, / Остался с чистой, белоснежной, / Неопороченной душой». К таким немногим относился и сам поэт.

Весна 1917, события лета и осени стали для России историческим испытанием, которое выдержали далеко не все. Но именно в это время С. Бехтеев, обратившись от личной любовной драмы к событиям, которые переживал весь Русский Народ, пишет свой первый цикл гражданских стихов. Став участником Белого движения, он очень точно выразил общее настроение: «Свобода — темница! / Свобода — оковы! / Свобода — законный грабеж! / Свобода — венец, как и прежде, терновый! / Какая ужасная ложь!» («Свобода»).

Эти строки были написаны еще в апр. 1917 в Орле, откуда вскоре Бехтеев отправился на юг. В Феодосии, Кисловодске, Одессе он создал еще несколько десятков стихов, многие из которых были опубликованы в ежедневных газетах и мгновенно стали популярными, их заучивали наизусть, переписывали, посылали друг другу. Именно в эти дни стихи Бехтеева «Молитва», «Верноподданным» и «Боже, Царя сохрани» были переданы через гр. А. В. Гендрикову семье Романовых в Тобольск. Вел. кн. Татьяна Николаевна переписала «Молитву» и вложила в английскую книгу, подаренную ей Александрой Федоровной (сохранилась надпись: «В. К. Ольге. 1917. Мама. Тобольск»). «Молитва» воистину стала легендой ХХ в.: «Пошли нам, Господи, терпенье / В годину буйных, мрачных дней / Сносить народное гоненье / И пытки наших палачей…» Стихотворение нашли колчаковцы в Ипатьевском доме среди немногих сохранившихся автографов расстрелянной Царской семьи. И многие годы «Молитва» публиковалась без указания имени автора, т. к. в автографе вел. кн. Татьяны Николаевны имя не было названо.

Обстоятельства находки послужили основанием первоначально приписать авторство «Молитвы» вел. княжнам или даже самой Императрице. Однако после первой публикации «Молитвы» в 1920 в «Воле России» (Прага), а затем в сборнике стихов Бехтеева (Мюнхен, 1923) вопрос об авторстве был прояснен.

С самого начала революционной смуты, когда в умах интеллигенции и офицерства царил разброд, Бехтеев занял четкую позицию верности присяге, престолу, вере. Важно отметить, что в армии к весне 1917, да и в годы гражданской войны, далеко не все придерживались монархических взглядов. Даже Добровольческая армия не была идейно единой, с большевизмом боролись как за идеалы исторической России, так и под флагами Февраля. В душе Бехтеева не было и тени увлечения «революционной фразой», с самого начала ему была понятна скрытая сущность большевистского переворота.

Стихотворение «Молитва» датировано: «Елец. Октябрь 1917». Этим же годом датировано стихотворение «Боже, Царя сохрани»: «Боже, Царя сохрани / В ссылке, в изгнанье, вдали, / Боже, продли его дни, / Боже, продли! / Дай ему силы сносить / Холод и голод тюрьмы; / Дай ему власть победить / Полчища тьмы! / Да не утратит он сам / Веру в мятежный народ; / Да воссияет он нам / В мраке невзгод…»

Венценосные жертвы Бехтеев уподоблял жертвам первохристиан: «Ликует Рим еврейского Нерона, / Живые факелы безропотно горят. / И льется кровь, и на ступенях трона / Победу празднует обожествленный ад…» («Мученики», июль 1921).

В рядах Белой армии поэт отступает в Крым (Джанкой, Феодосия), откуда начинается дорога в эмиграцию. Его путь в Королевство Югославия длится около 3 недель: последнее стихотворение, написанное в Феодосии, помечено 23 сент. 1920, а первое уже в эмиграции — 13 окт. 1920. Бехтеев нашел прибежище в м. Новый Футог, неподалеку от г. Нови Сад в северной части Югославии — Воеводине.

Почти сразу по прибытии Бехтеев становится активным участником общественной и политической жизни русской диаспоры. Он член Русского Союза верноподданных, председатель новосадского отделения Русского Национально-монархического союза. Поэт встречается с людьми как член военных и политических организаций, ведет обширную переписку со многими европейскими центрами, пишет статьи, редактирует и успешно издает газеты, тираж которых постоянно растет, становится активным помощником настоятеля Русской Церкви в Нови Саде прот. В. Востокова.

Лейтмотивом творчества 1920-х становится твердая убежденность в возрождении России. В этом отношении характерно стихотворение «Двуглавый орел», посвященное вел. кн. Николаю Николаевичу: «… Уж близко день, не за горами / Давно желанная пора, / И грозно грянет над войсками / Родное русское “ура”!..»
Политические стихи 1917—22 Бехтеев объединяет в сборник «Песня русской скорби и печали» (Мюнхен, 1923). Поэт предполагал выпустить второй сборник под тем же названием, а также сборник юмористических стихов «Песни свободы» и дневник русского интеллигента «Великая-бескровная», однако этим планам, видимо, не удалось осуществиться. Любовная лирика Бехтеева вошла в книгу «Песни сердца» (Белград, 1927). Наибольшую известность обрела гражданская поэзия Бехтеева. Сборники его стихов расходились достаточно большими тиражами и хорошо продавались как в книжных магазинах, так и в церковных лавках. Это давало повод оппонентам называть его «простонародным» и в определенной степени помешало его вхождению в т. н. «большую литературу». Тем не менее стихи Бехтеева находили широкое распространение среди патриотически настроенной молодежи, часто звучали на вечерах и концертах. Он был одним из популярнейших поэтов Русского Зарубежья.

В к. 1920-х Бехтеев с сестрой Натальей переезжает во Францию и поселяется в Ницце. Здесь поэт вновь оказывается в среде единомышленников, поскольку в Ницце находился один из монархических центров. В 1925 в Ницце, еще до переезда, вышла скромная книжка Бехтеева «Два письма. Роман в стихах», а затем «Царский гусляр» (1934). Но итоговой, вне всякого сомнения, стала книга стихов «Святая Русь» (1949). Сборник с тем же названием вышел в Ницце в 1952 и стал самым полным собранием стихотворений Бехтеева. Ключевым в этих последних сборниках является стихотворение «Святая Русь», датированное: «Станция Джанкой. 1 сент. 1920: «Где ты, кроткая, православная, / Наша матушка-Русь широкая, / Меж сестер славян сестра главная, / Светлокурая, синеокая..?».

На могильной плите на русском кладбище в Ницце можно прочесть: «Сергей Бехтеев. Корнет, лицеист Императорского Александровского лицея 59 курса, царский поэт и офицер Белой армии».

Бондарева Н.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru 


Бехтеев Сергей Сергеевич [7(19).4.1879, г.Елец Орловской губ— 4.5.1954, Ницца; похоронен там же на Русском кладбище Ко-кад] — поэт.

Принадлежал к дворянскому роду, известному по документам с 1571. Отец поэта Сергей Сергеевич (1844-1911) прошел путь от мирового судьи до члена Государственного совета в чине действительного тайного советника; много сделал для благоустройства населения Орловской губ., где находилось его имение Липовка.

Окончив Императорский Александровский лицей, Бехтеев издает в 1903 свою первую книгу — сборник лирических стихов с посвящением Императрице Марии Фёдоровне. Средства от продажи его Бехтеев передал Царскосельскому ремесленному приюту, состоявшему под покровительством Марии Федоровны. Проработав некоторое время в земстве родного Ельца, Бехтеев поступает служить в подшефный Ее Императорскому Величеству Кавалергардский полк.

С начала войны 1914 Бехтеев — офицер действующей армии. Раненный в голову, он попадает в дворцовый лазарет, где его посещают работавшие там сестрами милосердия императрица Александра Федоровна и ее старшие дочери. Воспоминания об этом отобразятся в его позднейших стихах. По выздоровлении Бехтеев снова на фронте, ранен в грудь. После лазарета и небольшого отдыха на родине Бехтеев служит на Кавказе. Здесь его застало известие о вынужденном отречении императора Николая II. В Кисловодске Бехтеев пишет ряд обличительных стихотворений. («Царским орлам», «Свободное слово», «Русь горит!..» и др.), уезжает в Орел, где продолжает с болью и негодованием отзываться в стихах на вопиющие факты революционного разбоя и святотатства, оплакивая гибнущую Россию, клеймя предательство по отношению к Государю. «Слепой народ, обманутый лжецами» сравнивается Бехтеевым с предавшими Христа, и поэт пророчествует о том, что последует за этой изменой: «Предатели, рожденные рабами, / Свобода лживая не даст покоя вам / Зальете вы страну кровавыми ручьями, / И пламя пробежит по вашим городам» («Николай II»).

Вернувшись в родной Елец, на пепелище отчего дома Бехтеев пишет стихотворение «Молитва» («Пошли нам, Господи, терпенье...»), «Святая ночь», «Боже, Царя сохрани», «Россия», «Верноподданным». Поэту удается через графиню А.В.Гендрикову переслать их в Тобольск находящемуся в заключении Николаю II, от которого Бехтеев получает выражение благодарности. Первоначально авторство «Молитвы», найденной в бумагах Царственных мучеников, приписывали одной из великих княжон. Строки этого стих., одного из самых сильных и пронзительных в лирике Бехтеева, были широко известны в среде эмиграции и обрели второе звучание в России 1990-х «Владыка мира, Бог вселенной! <...> И, у преддверия могилы / Вдохни в уста твоих рабов / Нечеловеческие силы / Молиться кротко за врагов!»

Поэт уезжает в Добровольческую армию, в составе которой он разделяет все тяготы боевой жизни 1918-20 вплоть до эвакуации войск генерала Н.Н.Врангеля из Крыма. В военных газетах печатаются его стихи, некоторые из них распространялись и в виде листовок. Проходившие в Крыму по почину духовенства 11-13 сент. 1920 Дни покаяния Бехтеев ознаменовал стихотворением, где с большой силой обличает преступления богоборцев-революционеров, особенно — зверское убиение Царской семьи.

В нояб. 1920 Бехтеев навсегда оставляет Россию, но сохраняет незыблемо свою верность ей как православный патриот-монархист.

С конца 1920 и до конца 1929 Бехтеев живет в Сербии, где он нашел доброжелательный приют, предоставленный королем Александром множеству изгнанников из России. Поэт редактирует выходившую в Белграде газету «Русский стяг», публикует стихи в периодике, издает их сборники.

В 1923 в Мюнхене ему удается напечатать сборник «Песни русской скорби и слез» (вып. 1 и 2), где помещено около 100 стихотворений, отзывавшихся на события революции и Гражданской войны, призывающих к деятельному сплочению патриотов, оказавшихся за рубежами Родины. Через 2 года Бехтеев издает автобиографический роман в стихах «Два письма» (Ницца, 1925), а еще через 2 года — сборник стихов «Песни сердца» (Белград, 1927).

Переехав в Ниццу в конце 1929, Бехтеев и здесь активно участвует в общественной жизни русской православной эмиграции. Он был церковным старостой русского храма Державной Божией Матери. На свои средства и собственными руками Бехтеев соорудил иконостасы и украсил интерьеры основного храма и придела святого Серафима Саровского, за что был удостоен благодарственной грамоты и благословения от экзарха Московской патриархии. Продолжая писать, Бехтеев выпустил сборник патриотических стихотворений «Царский гусляр» (Ницца, 1934), а за 2 года до своей кончины поэт завершил издание итогового сборника в четырех выпусках «Святая Русь». Сюда вошли его последние стихи и многие из напечатанных ранее, отобранные самим автором. Среди них — посвященные святителям Русской земли Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, Иоанну Кронштадтскому.

Очень многие из стихотворения Бехтеева пронизаны болью за поругание искореняемой большевиками в народе православной веры, некоторые прямо были посвящены уничтожаемым тогда святыням — Иверской иконе Богоматери, храму Христа Спасителя. Образ Царя-страстотерпца Николая Александровича занимает особое место в творчестве поэта. Его убежденность в том, что этот Государь будет прославлен святым, отчетливо выражена уже в стихотворении 1922 «Виденье дивеевской старицы», а затем и в ряде других. Непоколебимой была уверенность Бехтеев в неизбежном падении богоборческой власти, в грядущем восстановлении православной веры у русского народа и православного царства на Русской земле. Яркое выражение этого — в стихотворении «Грядущее» (1927), «Внукам» (1933), «Верую» (1937), «Царская Россия» (1952). Поэт восклицает: «Я говорю через века / С грядущим новым поколеньем», которое, как убежден Бехтеев, «полюбит древний быт / Святой страдальческой России...» («Внукам»).

Поэтическое наследие Бехтеев — человека глубоко религиозного, бескомпромиссного патриота России — дает образцы высоконравственного, самоотверженного служения ее традиционным ценностям и святыням. В задававшей преобладающий тон литературной среде русской эмиграции основной пафос поэзии Бехтеев выглядел слишком несовременно, и сочувственные заметки о нем стали появляться в эмигрантской прессе только после смерти поэта (Новое русское слово. Нью-Йорк, 1954. 13 июня; Православная Русь. Джорданвилл, 1968. №13). Но в России последнего десятилетия интерес к наследию Бехтеева неуклонно растет. Выпущены компакт-диски с записью вокальных циклов на стихи Бехтеева в исполнении Ж.Бичевской: «Царь Николай» (1999) и «Верую» (2000).

С.Н.Азбелев

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 211-212.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Стихотворения С.Бехтеева, воспитанника Императорского Александровского лицея. СПб., 1903;

Святая Русь: сб. православно-патриотических стих. Ницца, 1949. Вып.1; 1950. Вып.2; 1951. Вып.3; 1952. Вып.4;

Из поэтического наследия С.С.Бехтеева // Дворянское собрание: Историко-публицистический и литературно-художественный альманах. М., 1990. №4;

Песни русской скорби и слез / сост. и предисл. А.Шаргунова. М., 1996;

Песни русской скорби и слез: сб. стих. М.; Подольск, 1997;

Везде мне грезится священный Образ Твой: стих. Орел, 2000;

Грядущее: стих. СПб., 2002.

Литература:

Азбелев С., Стрижев А. Сергей Бехтеев, царский гусляр // Возрождение. СПб., 1996. №4(6);

Биографическая справка о поэте Сергее Сергеевиче Бехтееве // Бехтеев С.С. Песни русской скорби и слез. М.; Подольск, 1997;

Алабин Л. Памяти Сергея Сергеевича Бехтеева // Русский вестник. 1998. №1-2;

Азбелев С.И. Образ Святого Царя-Мученика в поэзии С.С.Бехтеева // Дворянский вестник. М., 2000. №5-6;

Из «государевых стихов» Сергея Бехтеева // Православная жизнь. Джорданвилл, 2000. №7;

Счастная Г.С. О Сергее Бехтееве и его стихах // Бехтеев С.С. Грядущее. СПб., 2002. С.4-20;

Красников Г. Верный присяге: Судьба забытого поэта // Литературная газета. 2004. №15.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС