Бентам Иеремия
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Бентам Иеремия

1748—1832

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Иеремия Бентам

«Гений буржуазной глупости»

Бентам (Bentham), Иеремия (15.11.1748 - 6.VI.1832) - английский социолог, философ и юрист, родоначальник одного из направлений в английской философии - утилитаризма. В 1776 году опубликовал (анонимно) свою первую работу - "Отрывок об управлении" ("Fragment on government"). В 1834 году было опубликовано важнейшее произведений Бентама "Деонтология, или наука о морали" ("Deonthology or the science of morality", v. 1-2).

Бентам стал идеологом преуспевающих английских "средних классов" - буржуазии. Представитель трезвенного, ограниченного буржуазного рассудка, Бентам считал идеальным обществ строем капиталистический строй Англии, а "разумным" человеком - английского буржуа. Обращаясь к идеям просветителей (особенно Локка и Гельвеция), Бентам излагал их таким образом, что они теряли революционное содержание. Идея просветителей о разумном, гармоничном сочетании личного и общественного интереса превратилась у Бентама в принцип "наибольшего счастья наибольшего числа индивидуумов", в призыв к достижению личного преуспевания, будто бы механически увеличивающего общую сумму счастья. Бентам целиком воспринял и усугубил антиисторизм просветителей, рассматривая все прошлое как время невежества и заблуждений, господствовавших пока человечество не обрело "естественный" буржуазный порядок. Бентам резко критиковал Руссо, особенно его теорию общественного договора, как возбуждающую "дух восстания", защищая, однако, требование реформ английского парламента на основе расширения избирательных права. К. Маркс именовал Бентама "...гением буржуазной глупости" ("Капитал", т. 1, 1955, с. 615) и считал его взгляды типичным выражением вульгарных предрассудков относительно торжества "свободы" и "равенства" при капитализме.

E. Б. Черняк. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Сочинения: The works, v. 1-11, Edin. - L., 1838-43.

Литература: Покровский П., Бентам и его время. P., 1916; Stephen L., The English utilitarians, v. 1, N. Y., 1950; Baumsandt D., Bentham and the ethics of today Princeton, 1952.


Вернуться на главную страницу Бентама

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС