Бистами, Абу Йазид Вистами
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Бистами, Абу Йазид Вистами

?-874

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Бистами

Бистами (Абу Йазид Вистами; умер в 874 г.) — один из видных теоретиков суфизма, персидский богослов, основатель школы «опьянения любовью к Богу» — одного из двух (наряду со школой «трезвости») основных течений в мусульманской мистике. Начинал как богослов и знаток хадисов, затем, обратившись в суфизм, приобрел известность своими парадоксальными изречениями. Опираясь на личный психический опыт, для которого было характерно ощущение экстатического восторга и «опьянение любовью к богу», Б. впервые сформулировал в суфизме понятие «фана» (небытие, исчезновение), имевшее в практической мистике громадное значение, так как именно фана признавалась многими суфиями конечной целью мистического пути. Фана — такое духовное состояние, при котором в момент абсолютного погружения в размышления о единстве божества (таухид) может появиться ощущение полного исчезновения собственного «я»: личность как бы растворяется в Боге, приобретая атрибуты, присущие ему. Развивая это понятие, Бистами разработал другое основное положение мистицизма — «Я есть ты, а ты есть я», т.е. личность, растворившись в божестве и приобретя его атрибуты, становится божеством, а божество — личностью. Традиция приписывает ему же разработку понятия «вознесения» (мирадж) человеческого духа во время медитаций. Эти идеи Бистами не получили поддержку в исламском мире, а самого автора обвинили в вероотступничестве.

Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 33-34.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС