Блок Александр Александрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Блок Александр Александрович

1880-1921

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Александр Александрович Блок

Блок Александр Александрович (16[28].11.1880—7.08.1921), поэт. Родился в Петербурге в дворянской семье. Отец — А. Л. Блок (1852—1909), профессор права Варшавского университета, видный деятель православно-монархического движения, мать — А. А. Бекетова (1860—1923), писательница. Детские годы Блока протекали в семье деда — ректора Петербургского университета — в Петербурге и в подмосковном имении Шахматово. После окончания гимназии Блок поступил в 1898 на юридический, а в 1901 перешел на историко-филологический факультет Петербургского университета, который окончил в 1906. В 1903 Блок женился на Л. Д. Менделеевой, дочери русского химика Д. И. Менделеева. Поэтическое дарование Блока, начавшего писать стихи еще в детском возрасте, формировалось в условиях бекетовской усадьбы, в атмосфере отрешенности от общественной жизни и влюбленности в искусство. Молодой Блок испытал влияние романтической поэзии В. А. Жуковского, «чистой» лирики А. А. Фета, Я. П. Полонского, «жестоких» романсов А. Н. Апухтина, что отразилось в цикле стихов, позднее названном «Ante Lucem». Погруженный в мир мечты, напряженно ищущий ответов на мучившие его мистические вопросы, Блок увлекается поэзией Вл. С. Соловьева, проникнутой культом «Вечно-женственного» и «Мировой души».

Первые стихи Блок опубликовал в журнале петербургских символистов Д. С. Мережковского и З. Н. Гиппиус «Новый путь». В 1904 вышла книга Блока «Стихи о Прекрасной Даме», в которой он выступил как символист. Центральная ее тема — любовь — служит выражению романтического чувства слитности индивидуальной души поэта с единой «мировой душой». Образ любимой очищается от всего земного, мистифицируется, однако сквозь «тайнопись» символизма в стихах о Прекрасной Даме прорывается, правда еще робкое, утверждение радости земного бытия. Уже к к. 1902 Блок разочаровывается в соловьевской мистике; умиротворенно-молитвенный тон сменяется в его стихах мотивами «жестокой арлекинады» (цикл «Распутья», 1902—04). В стихах 1903—04 начинают появляться городские пейзажи. В обращении Блока к урбанистической теме большую роль сыграл сборник стихов В. Брюсова «Urbi et Orbi». Однако, в отличие от Брюсова, Блок не слагает городу-гиганту восторженных гимнов. Его город — «черный город», «пузатый паук», «черный ад». В стихах «Из газет» (1903), «Фабрика» (1903) социальные мотивы начинают преобладать над символистскими. Влияние Брюсова сказывается на поэтике Блока: опрощение словаря, отход от музыкально-импрессионистической манеры, поиски новой ритмики («дольник»).

В обострении социального и художественного зрения Блока большую роль сыграла смута 1905, с которой связаны отход поэта от ортодоксального символизма и настойчивые поиски места художника в жизни. Для этого периода характерны такие стихотворения, как «Сытые» (1905), «Митинг» (1905). В стихах и особенно в пьесе «Балаганчик» (1906, пост. В. Э. Мейерхольдом в театре В. Ф. Комиссаржевской в том же году) Блок подверг осмеянию декадентскую мистику. Для второго сборника лирики «Нечаянная Радость» (1906) характерно обращение к народной мифологии (цикл «Пузыри земли»), столкновение повседневности с романтической фантастикой («Незнакомка», 1906), обостренное внимание к «темной музыке» стихов. Лирическая стихия певучести находит наивысшее воплощение в цикле «Снежная Маска» (1907). Жизнеутверждающим чувством проникнут написанный в 1907 цикл «Вольные мысли». В 1907—08 Блок ведет критическое обозрение в журнале «Золотое руно», выступает по вопросам литературы, театра, пишет о задачах искусства. Во многих статьях и публичных докладах Блок говорит о разрыве между народом и интеллигенцией («“Религиозные искания” и народ», «Народ и интеллигенция»). Тема искания путей интеллигента к народу, к родине находится в центре драмы Блока «Песня Судьбы» (1908). В патриотической лирике Блока оживает некрасовская традиция («Россия», 1908). Следуя славянофильскому представлению о России как православной, многотерпеливой стране, Блок запечатлевает, однако, «широкие и тихие пожары», обещает «начало высоких и мятежных дней» (цикл «На поле Куликовом», 1908). В связи с этим происходит «открытие» Блоком забытого критика и поэта 40-х XIX в., сторонника «почвенничества» А. А. Григорьева, стихи которого Блок собрал, прокомментировал и издал со своим предисловием в 1916.

После выхода сборников «Снежная Маска» (1907), «Лирические драмы» (1908), «Земля в снегу» (1908), «Ночные Часы» (1911) и трехтомного собрания стихотворений (изд-во «Мусагет», 1911—12) упрочилась поэтическая слава Блока. Лирика зрелого Блока овеяна дыханием исторических бурь и житейских тревог. С исключительной остротой ощущал поэт назревавшую в России национальную катастрофу, воплотил свои предчувствия в трагическом образе одинокого, гибнущего героя, «человека, ослепшего в ночи». «Страшный мир» (таково название цикла стихов Блока 1909—16) вынуждает героя искать забвенья в вине или бежать от жизни в безрадостную любовь («На островах», «В ресторане», «Унижение»). Неприятие «страшного мира» вызвало в лирике Блока струю романтической сатиры (цикл «Пляска смерти», 1912—14), наложило на его поэзию трагический отсвет. В творчестве Блока после подавления смуты 1905—07 отразились противоборствующие тенденции — «и отвращение от жизни и к ней безумная любовь». Но даже в пору «убийственного опустошения» в его лирике не перестает звучать оптимистическое начало, вера в победу светлых сил (стих. «О, я хочу безумно жить: все сущее увековечить», 1914 и др. из цикла «Ямбы»). В его стихах, не иссякая, продолжает звучать оптимистическая тема («На железной дороге», 1910; «Поздней осенью из гавани», 1909). В дальнейшем в творчестве Блока сохраняется стремление освободиться от эстетических иллюзий, возникают черты пластической описательности, повествовательные элементы, получают развитие темы труда, социального неравенства. Таковы «Итальянские стихи» (1909), навеянные заграничными путешествиями (Италия, Бретань, юг Франции), драма «Роза и Крест» (1912—13, опубл. 1913), поэма «Соловьиный Сад» (1915). Крупнейшая поэма Блока «Возмездие» (1910—21; написаны пролог, 1-я глава, вступление ко 2-й и начало 3-й главы) должна была нарисовать историю трех поколений одной семьи с 1870-х до 1905. Она содержит и художественную декларацию поэта, и размышления о судьбе интеллигента, оторвавшегося от народа, и беспощадную оценку «железного» XIX в. и «бездомного» ХХ в. По определению самого Блока, поэма эта полна «революционных предчувствий». В поэме «Возмездие» Блок, скорее всего под влиянием чтения «Сионских протоколов», проводит мысль о «неизбежности» мировых катастроф, которые готовит человечеству мировая иудейская закулиса. Он вскрывал истоки мирового зла, вышедшего на сцену западной политической жизни и намеревающегося разрушить Россию.

Век буржуазного богатства
(Растущего незримо зла!).
Под знаком равенства и братства
Здесь зрели темные дела.

Показывая развитие событий по «Сионским протоколам», Блок в поэтической форме раскрывает программу завоевания мира евреями:

…Тот, кто двигал, управляя
Марионетками всех стран, —
Тот знал, что делал, насылая
Гуманистический туман:
Там, в сером и гнилом тумане,
Увяла плоть и дух погас,
И ангел сам священной брани,
Казалось, отлетел от нас.

Блок показывал, что т. н. свобода в руках евреев становится оружием разрушения христианского мира.

Так, с жизнью счет сводя печальный,
Прозревши молодости пыл,
Сей Фауст, когда-то радикальный,
«Правел», слабел… И все забыл;
Ведь жизнь уже не жгла — чадила,
И однозвучны стали в ней
Слова: «свобода» и «еврей».

Тема свершившейся «неизбежности» октябрьского переворота 1917 отразилась в его поэме «Двенадцать» (1918). Блоку кажется, что кровавый переворот обновит Россию, уничтожит капитализм и стоящее за ним «жидовство».

Стихотворение «Скифы» (1918) проникнуто утверждением земной исторической миссии России, обличением пагубной западной цивилизации.
В последние годы Блок много сил отдавал издательству «Всемирная литература». В 1920 Блока избрали председателем Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов.

В своих дневниках Блок осуждает еврейское засилье в русской культуре, с болью отмечает воинствующий характер «жидовства» в политической жизни.
Блок быстро разочаровывается в своих ожиданиях «обновления России» и «освобождения от жидовства». Большевистский режим предстает перед ним как монолит «воинствующего еврейства».

Переживания за судьбу Отечества вызывают глубокий творческий кризис, депрессию и преждевременную смерть.

А. Б., О. М., Д. К

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru 


Вернуться на главную страницу А.А. Блока

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС