Боэций Дакийский
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Боэций Дакийский

&-1284

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Боэций Дакийский

Боэций Дакийский (Датский)  (Boethius Dacus), (ок. 1230, Дания — между 1270 и 1284) — средневековый философ, логик, полемист, сперва учившийся, а затем сам преподававший в Парижском университете (в 1260-е годы). В процессе чтения корпуса переведенных на латинский язык трактатов Аристотеля обратился к арабо-мусульманской комментаторской традиции. Примкнул к кругу парижских магистров-аверроистов (Сигер Брабантский), воспринимавших (впрочем, не безоговорочно) логические приемы и подходы «восточных мудрецов» (Ибн Сины, Ибн Рушда) как инструмент качественного обновления схоластического знания. Подобное отношение к сочинениям арабских авторов и стремление приспособить их к толкованию не только аристотелевских, но и христианских вероучительных текстов вызвало недовольство влиятельных деятелей церкви. Дважды (1270 и 1277) центральные положения доктрины парижских аверроистов (учение о «двойственной истине») подвергались осуждению со стороны Этьена Тампье. В итоге Боэций Дакийский был вынужден спешно покинуть университет, не оставив о себе и малейших известий (отсюда невозможность установить хронологию жизни философа после 1270—1277 годов). Сохранились труды Боэция Дакийского, включающие как комментарии к трактатам Стагирита («Аналитикам», «Топике», «О возникновении и уничтожении» и др.), так и собственные оригинальные изыскания: «О способах обозначения» (De modis significandi), «О вечности мира» (De aeternitati mundi). Боэций Дакийский не обошел вниманием острые вопросы соотношения веры и разума, вечности и времени, Провидения и свободного выбора, обосновывая теорию «двойственной истины». Согласно Боэцию Дакийскому, вера и разум познают принципиально различные предметы, дополняя, а не исключая друг друга из единого процесса постижения; только в своей совокупности они позволяют воспринять Истину. 

А. К. Гладков.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2016.

Сочинения:

Сочинения / Сост., пер., вст. ст. коммент. А. В. Апполонова. М., 2001; On the Supreme Good. On the Eternity of the World. On Dreams / Transl. and introd. by J. Wippel. Toronto; Leiden, 1987.

Литература:

Апполонов А. В. Боэций Дакийский и латинский аверроизм XIII столетия // Боэций Дакийский. Сочинения / Сост., пер., вст. ст. коммент. А. В. Апполонова. М., 2001. С. V—LIII; Maurer A. Boethius of Dacia and the Double Truth // Mediaeval Studies. 1955. Vol. 17. P. 235—239.

Боэций (Boetius) Дакийский, Датский (1-я пол. 13 в., Дания — умер до 1284) — средневековый логик, магистр искусств (философии) Парижского университета. Автор сочинений «О способах обозначения» (De modis significandi), «О вечности мира» (De aeternitati mundi) и др., комментарии («Вопросы», «Quaestiones») к аристотелевским «Герменевтике», «Аналитикам», «Топике», «О возникновении и уничтожении», «О сне и бодрствовании», возможно также к «Физике». В онтологической логике Боэция всеобщее (универсальное) погружено в конкретное (частное) как его истина, в которой Боэций видит не соответствие понятию, а излучение сущностной силы (энергии) вещи. Познание истины вещей, созерцание начал бытия, высшее (умное) блаженство и исполнение человеческого предназначения по-аристотелевски сливаются у Боэция в одно; философия, сладостное познание истины, и добродетельная практика — это «лучшее возможное для человека состояние, подготовляющее его к блаженству будущей жизни». Все, что не ведет к наибольшему благу, есть тем самым грех. «Все люди отдалены сегодня беспорядочным вожделением от своего высшего блага, за исключением редчайших достойных мужей».

Знание широко понятого естества строго отграничивается от веры в чудо. В своих сферах наука и вера автономны и правы; «закон веры не вынуждает христианина разрушать принципы философии». Опережая Канта, Боэций выстраивает два ряда одинаково убедительных доводов в пользу невечности («новизны») и вечности мира. Естественный разум не может выйти из этого тупика, чем пользуются всевозможные путаники. Вера не противоречит разуму и не удваивает истину, когда вводит недоступное для разума сверхприродное измерение «божественного творчества». Непостижимый догмат о начале мира должен быть принят поступком доверия. Подчеркивая свое расхождение с Аверроэсом (Ибн Рушдом), Боэций требует от всякого человека признать над собой закон (lex) божественной воли, чья «форма для разума в принципе непрояснима». Разум, которому должна быть предоставлена неограниченная свобода исследования, постигает вечность мира и человека, сплошную закономерность природы, невозможность личного бессмертия и наслаждается в этом мире познанием истины и деланием добра. Вера открывает тварность мира, историчность человека, возможность чуда, бессмертие души и богообщение как высшее блаженство. Истины разума и веры, различные до противоположности, полноправны и взаимно дополнительны (simul stant). Осуждение тезисов Боэция и Сигера Брабантского в 1277 епископом Парижа Этьеном Тампье за «аверроизм» (по сути последовательный аристотелизм) и учение о двойственной истине, после чего Боэций уехал в Италию искать защиты у папы и по-видимому вступил там в орден доминиканцев, признается теперь недоразумением. Оно было защитной реакцией церковного истеблишмента на угрозу своей мирской власти: поскольку в сфере религии оставлялось только сверхприродное (чудо), гражданское общество могло самостоятельно устраиваться по своей правде согласно нормам аристотелевской «Политики», а церковь призывалась ограничиться проповедью и духовничеством в опоре на моральный авторитет при добровольной нищете и полном безвластии, чего вскоре потребовали Данте и Марсилий Падуанский.

В. В. Бибихин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 306.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический справочник ХРОНОСа). 

Сочинения:

Opera, ed. J. Pinborg et H. Roos adjuvame S. S. Jensen, Hauniae, 1969—; De summo bono, sive De vita philosophi; De somniis. — Grabmann M. Mittelalterliches Geistesleben, Bd. II. Munch., 1936, S. 200—224; в рус. пер.: О высшем благе, или О жизни философа; О вечности мира. - «ВФ», 1994, 5, с. 122-142.

Литература:

Steenberghen F. van. Воёсе de Dacie. — Idem: La philosophie au XI siecle. Louvain—P., 1966, p. 402—411; Wilpert P. Boetius von Dacien. Die Autonomie des Philosophen. In: Miscellanea Medievalia, 3. В., 1964; Schrodter H. Boetius von Dacia und die Autonomie des Wissens: Ein Fund und seme Bedeutung. — «Theologie und Philosophie», 1972, 47.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС