Богданов Александр Александрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Богданов Александр Александрович

1873 - 1928

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Александр Александрович Богданов

Политический деятель

Богданов (псевдоним Малиновского) Александр Александрович (1873—1928) — русский советский философ, культуролог и экономист, публицист. По образованию врач. С 1903 примыкал к большевикам. В 1909 исключен из партии. Был одним из организаторов и руководителей созданного в 1917 Пролеткульта. Характеризуя взгляды Богданова, Ленин в 1908 отмечал четыре стадии его философской эволюции. Сначала Богданов — «естественноисторический» материалист («Основные элементы исторического взгляда на природу», 1899). В конце 90-х гг. он перешел на позиции так называемого энергетизма (см., например, «Познание с исторической точки зрения», 1901). Потом он стал сторонником философии Маха и вскоре создал эмпириомонизм («Эмпириомонизм». Кн. 1—3, 1904—1906) как вариант позитивизма, придавший практике человека смысл универсального онтологического принципа. В 1907—1912 попытался устранить противоречия эмпириомонизма, преобразовав его в «подобие объективного идеализма». Начиная с 1912 Богданов разрабатывает так называемую тектологию (от греч. tektainomai — строить, созидать) — всеобщую организационную науку, призванную исследовать формы и типы структур и систем в любых областях действительности, практической деятельности и познания. В тектологии он высказал ряд идей (об иерархии и классификации систем и способов их поддержания, об обратной связи, гомеостазе, моделировании, широких аналогиях, переносах методов из одних наук в другие и др.), развитых позднее в общей теории систем, кибернетике и концепциях научной организации труда. Сначала Богданов пытался заменить тектологией философию и диалектику, затем пришел к выводу, что первая есть нефилософская наука. Имевшиеся у Богданова мотивы релятивизма и механицизма, а также абсолютизации равновесия как принципа устойчивости систем оказали влияние на Н. И. Бухарина, который высоко ценил метод Богданова, но отвергал эмпириомонизм как нематериалистическое учение. Критика эмпириомонизма Богданова дана в «Материализме и эмпириокритицизме» Ленина, а также в работе «Маterialismus militans» Плеханова. Сочинения: «Философия живого опыта» (1913), «Всеобщая организационная наука (тектология)» (1913—21, 1989 (переиздание), «О пролетарской культуре, 1904—1924» (1924) и др.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 49.


Вернуться на главную страницу Богданова.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС