Боккаччо, Джовани
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Боккаччо, Джовани

1313-1375

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Джовани Боккаччо

Боккаччо Джованни (1313/1375) — итальянский писатель эпохи Раннего Возрождения. Главным произведением Боккаччо стал сборник новелл «Декамерон», пропитанный духом гуманизма, жизнерадостности и свободомыслия. Менее известными произведения Боккаччо являются пасторали, сонеты, поэма «Ворон», повесть «Фьямметта», книга «Жизнь Данте Алигьери».

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 36.


Боккаччио Джовани (Boccaccio) (1313-1375) - знаменитый итальянский поэт и гуманист, незаконный сын флорентийского купца и француженки, р. в 1313 г., по всей вероятности, в Париже. Семейство его происходило из Чертальдо, почему он сам называл себя Б. да-Чертальдо, Уже в младенчестве от выказал решительную наклонность к поэзии, но на десятом году отец отдал его в ученье к купцу, который провозился с ним целых 6 лет и все таки принужден был отослать его обратно к отцу, в виду неискоренимого отвращения молодого Б. к купеческому занятию. Тем не менее Б. пришлось еще 8 лет томиться над купеческими книгами в Неаполе, пока отец окончательно не потерял терпения и позволил ему изучать каноническое право. Только после смерти отца (1348) Б. по лучил возможность вполне отдаться своей склонности к литературе. Во время своего пребывания при дворе неаполитанского короля Роберта, он подружился со многими учеными того времени и снискал расположение молодой королевы Иоанны и молодой принцессы Mapии, его вдохновительницы, описанной им потом под именем Фиаметты. Дружба его с Петраркой началась еще в 1341 г. (в Риме) и продолжалась до самой смерти последнего. Петрарке он обязан тем, что расстался с своей прежней разгульной и не совсем целомудренной жизнью и стал вообще требовательнее к самому себе. В 1349 г. Б. окончательно поселился во Флоренции и неоднократно был избираем своими согражданами для дипломатических поручений. Так, в 1350 г. он был посланником при Астарро ди-Поленто, в Равенне; в 1351 г. его отправили в Падую, чтобы возвестить Петрарке об отмене приговора об его изгнании и уговорить его занять кафедру в флорентинском университете. В декабре того же года он получил поручение к Людовику Бранденбургскому, сыну Людовика Баварского, испросить у него помощи против Висконти. В 1353 г. он был послан к Иннокентию VI в Авиньон для переговоров о предстоящем свидании последнего с Карлом IV и позже к Урбану V. С 1363 г. он поселился в маленьком имении в Чертальдо, живя на скудные средства и совершенно зарывшись в своих книгах. Там же он схватил долговременную болезнь, от которой медленно оправлялся. Его стараниями флорентийцы, некогда изгнавшие своего великого гражданина Данте, учредили особую кафедру для объяснения поэмы последнего и эта кафедра была поручена в 1373 г. Б. Смерть Петрарки причинила ему такое сильное огорчение, что он заболел и 17 месяцев спустя, 21 дек. 1375 г. умер. Памятник ему, поставленный на Сольферинской площади в Чертальдо, открыт 22 июня 1879 г.

Б. был первым гуманистом и одним из ученейших людей Италии. У Андалонэ дель Неро он изучал астрономию и целых три года содержал в своем доме калабрийца Леонция Пигата, большого знатока греческой литературы, чтобы читать с ним Гомера. Подобно своему другу Петрарке, он собирал книги и собственноручно переписал очень многие редкие рукописи, которые почти все погибли во время пожара в монастыре Санто Спирито 1471. Он воспользовался своим влиянием на современников, чтобы возбудить в них любовь к изучению и знакомству с древними. Его стараниями во Флоренции была основана кафедра греческого языка и его литературы. Один из первых он обратил внимание общества на жалкое состояние наук в монастырях, которые считались их хранителями. В монастыре Монте Казино, самом знаменитом и ученом во всей тогдашней Европе, Б. нашел библиотеку запущенной до такой степени, что книги на полках были покрыты слоями пыли, у одних рукописей были выдраны листы, другие были изрезаны и исковерканы, а например чудные рукописи Гомера и Платона были исчерчены надписями и богословской полемикой. Там он узнал, между прочим, что братья делают из этих рукописей свистульки детям и талисманы бабам. Б. сам написал на латинском языке многие исторические и мифологические сочинения; 15 книг "De genealogia deorum", "De montibus, silvis, fontibus, lacubus, fluminibus etc." в алфавитном порядке; 9 книг "De casibus virorum et femi narum illustrium", "De Claris mulieribus"; 16 эклог, письма и т.д. См. Hortis, "Studii sulle opere latine del B." (Триест, 1879).

Своему любимцу Данте Б. посвятил два сочинения на итальянском языке - "Origine vita е costumi di Dante Alighieri" и "Commento sopra la commedia di Dante". Первое заключает в себе биографию великого поэта, правда, более похожую на роман и апологию, чем на историю; второе заключает в себе комментарий на "Божественную комедию", доведенный только до начала 17-ой песни ада (лучшее издание Милянези в 2 т., Флоренция, 1863). На итальянском языке им написаны "La Teseide" (перв. изд., Феррара, 1475), первая попытка романтического эпоса в октавах, изобретателем которых он и считался; "Amorosa visione" (не напечатана); "Filoсоро", большой, но неудачный роман, в котором самые смешные похождения переданы тяжелой прозой древних исторических писателей и содержание отчасти заимствовано из древне-французской повести о Флоре и Бланшфлоре; "L'amorosa Fiammetta" (Падуа, 1472; нем. пер. Дицеля и Курца, 1855), трогательная история душевных страданий покинутой Фиаметты, вроде Гетевского "Вертера"; "Ameto" (Венеция, 1477) - пастушеский роман в прозе и стихах; "Il Filostrato" (1480), поэма в октавах, изображающая историю любви Троила и Крессиды; "Il ciorbacco о labirinto d'amore" (Флоренция, 1487) едкий памфлет на женщин. Большую часть своих стихотворений Б. предал огню, после того, как познакомился с поэзией Петрарки.

Но главным произведением Б., обессмертившем его имя, был его прославленный и ославленный "Декамерон" (10-ти дневные рассказы) - собрание 100 повестей, рассказанных обществом из 7 дам и 3 мужчин, которые во время чумы переселились в деревню и там коротали время этими рассказами. "Декамерон" написан частью в Неаполе, частью во Флоренции и содержание его Б. черпал или из древнефранцузских "Fabliaux" или из "Cento novelle antiche" (Bologna, nelle case di Gerolamo Benedetti, 1525), а также из современных поэту событий. Рассказы изложены изящным, легким языком, поражающим богатством слов и выражений, и дышат жизненной правдой и разнообразием. В них изображены люди всяких состояний, всякого возраста и характера, приключения самые разнообразные, начиная с самых веселых и смешных и кончая самыми трагическими и трогательными. "Декамерон" переведен почти на все яз. (русск. перев. Александра Н. Веселовского, М. 1891), из него черпали многие писатели и больше всех Шекспир. Первое издание его, так наз. "Deo gratias" вышло без обозначения года и места, второе в Венеции в 1471 г., оба in folio и теперь крайне редки. Между новейшими изданиями самые лучшие: Поджиали (Ливорно, 1789 - 90, 4 т.) "Ventisettana" (Флоренция, 1827); критическое издание Биаджоли, с историко-литературным комментарием (Париж, 1823, 5 т.); Уго Фосколо (Лондон, 1825, 3 т., с историческим введением); в особенности же Фанфани, вместе с знаменитым "Annotazioni dei Deputati" (3 т., Флоренция, 1857); хорошее карманное издание напечатано в "Biblioteka d'autori italiani" (т. 3 и 4, Лейпциг). "Opere complete" Б. изданы (Флоренция, 17 т. 1827). Обозрение изданий Б. находится у Пассано в "I novellieri italiani in prcrsa" (Турин, 1878).

Боккаччио в русской литературе. - Материал для своих новелл Боккаччио черпал в общечеловеческом фонде повестей и сказаний, начало которого приводит исследователя в глубь Азии. Этим объясняется, что некоторые его новеллы напоминают мотивы русских сказок. Так, русские сказки типа "Семилетка" очень часто повторяются, конечно с своеобразными наростами, остов знаменитой новеллы о верной жене Гризельде (10-я Новелла 10-го дня). Но и самые Новеллы Б. были не безызвестны древнерусской письменности - явление во всяком случае неожиданное. Действительно, трудно представить себе игривую, остроумную и не весьма скромную новеллу Б. под пером старинного грамотея, подьячего или посадского человека, привыкшего списывать и наслаждаться словами о злых женах, сказаниями о царе Агее и другими "вельми дивными" и "зело душеполезными" повестями. Новелла Б. в старинной русской одежде принадлежит к числу тех ненормальных явлений, которыми всегда сопровождаются первые шаги начинающей литературы, действующей еще бессознательно. Новеллы Б. проникли к нам через польскую литературу и обыкновенно попадаются в рукописных сборниках, носящих заглавие: "смехотворные повести" или "фацеции или жарты польски, или издевки смехотворны московски". В одном из таких сборников А. Н. Пыпин (см. статью его в "Отечественных Записках" 1857 г., ј2) нашел следующие новеллы Б.: "О друзех, о Марке и Шпинелете", это восьмая новелла восьмого дня в Декамероне; "О господине Петре и о прекрасной Кассандре, и о слуге Николае" - седьмая новелла седьмого дня; "О жене обольстившей мужа, якобы ввержеся в кладезь", четвертая новелла того же дня. Далее, А. Н. Пыпин указывает, что была переведена "Повесть утешная о купце, который заложился с другим о добродетели жены своей" - девятая Новелла второго дня. Но число перешедших к нам новелл было больше. Так, в сборнике "Смехотворные повести", напечатанном в "Памятниках древней письменности" (Спб., 1878 - 79), находим несколько рассказов, напоминающих новеллы Б. и в том числе повесть "О жене, всадивше гостя в полбочки". Наконец, в "Киевской Старине" 1885 г., ј6 напечатан южнорусский пересказ новеллы о Сигизмунде и Гвискарде, сделанный силлабическими стихами и относящийся к концу XVII или началу XVIII в. Это одна из прекраснейших новелл четвертого дня, предназначенного у Б. для рассказов о любовных приключениях с трагической развязкою.

Литература: Manni в "Storia del Decamerone" (Флоренция, 1742); Бальделли (Флоренция, 1806); Diesdin, "Biographical Decameron" (Лондон, 1817); Чампи, "Manuscritto autografo di В. " (Флоренция, 1827), Бартоли, "I precursori del B. " (1878); Ландау, "B-s Leben und Werke" (Штутгарт, 1877); Korting, "B-s Leben u. Werke" (Лейпциг, 1880); Ландау, "Die Quellen des Decameron" (2 изд., 1884). А. Н. Веселовский, "Три письма Джиованни Боккаччио к Майнардо де Кавальканти" (Спб., 1876 - издано к 500-летпему юбилею Б.); В. Лесевич, "Классики XIV в." ("Отеч. Записки" 1874 г., ј12); А. Авой "Итальянская Новелла и Декамерон" ("Вестник Европы" 1880 г., ј2-4).

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон Энциклопедический словарь.

Далее читайте:

Исторические лица Италии (биографический указатель).

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС