Бруно Джордано
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Бруно Джордано

1548—1600

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Джордано Бруно

Бруно (Bruno), Джордано (Филиппо) (1548 - 17.II.1600) - итальянский мыслитель, борец против схоластики и католической церкви, страстный пропагандист материалистического мировоззрения (в форме пантеизма). Родился в местечке Нола, близ Неаполя. В 1566-1575 годы обучался в монастырской школе доминиканского ордена, получил сан священника и степень доктора философии. Обвиненный в ереси, бежал сначала в Рим и Сев. Италию, а затем - за Альпы. В 1579-1592 годы жил в Женеве, Тулузе, Париже, Оксфорде, Виттенберге, Праге, Франкфурте. В лекциях и на диспутах выступал против господствовавшей аристотелевско-схоластической системы и отстаивал свое учение. Бурный темперамент, смелый и резкий характер Бруно проявились также в его язвительных нападках на схоластиков и церковников. По возвращении в Италию был арестован (1592, Венеция) и в течение 8 лет томился в застенках венецианской, а затем римской инквизиции. Судя по протоколам процесса (см. "Джордано Бруно и инквизиция. Протоколы процесса Джордано Бруно в венецианской инквизиции", в кн.: Вопросы истории религии и атеизма, т. 1, 1950, а также "Джордано Бруно перед судом инквизиции". (Краткое изложение следственного дела Джордано Бруно), там же, т. 6, 1958), Бруно разделял взгляды антитринитариев. Он неоднократно высказывался также против церк. собственности и один раз за ее секуляризацию. Обвиненный в ереси и свободомыслии, Бруно после нескольких дней слабости и колебаний, вызванных, быть может, надеждой вырваться из рук инквизиции, смело защищался, не отступая от высказанных им идей. Когда был оглашен приговор - мучительная казнь на костре, Бруно заявил инквизиторам: "Вероятно, вы с большим страхом произносите приговор, чем я выслушиваю его". Казнь была совершена 17 февраля в Риме на Площади цветов (Campo di Fiori).

Мировоззрение Бруно сложилось под влиянием неоплатоников, античных материалистов: Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита, Эпикура, Лукреция, материалистически истолкованного Парменида, пифагорейцев, а также Николая Кузанского и Николая Коперника. Больше, чем все другие натурфилософы эпохи, Бруно отождествлял бога и природу, являющуюся, по его убеждению, "богом в вещах" ("Изгнание торжествующего зверя"). Природу он понимал как единый организм, одушевленный мировой душой, а все вещи - как в той или иной форме обладающие жизнью (гилозоизм). Материю, или, точнее, субстанцию, постигаемую не чувствами, а только умом и даже интуицией и отождествляемую с богом, он рассматривал как единственно активное начало, лежащее в основе всех без исключения природных процессов, включая человека. Резко выступая против характерного для схоластического мировоззрения противопоставления бесконечного бога конечному, созданному им миру, Бруно вслед за Николаем Кузанским и еще более решительно, чем он, растворял бесконечного бога в природе и приходил тем самым к выводу о бесконечности последней. Исходя из этого, Бруно освободил гелиоцентрическую теорию Коперника от пережитков схоластической космологии. Он возродил древнюю идею о бесконечности Вселенной и бесчисленности составляющих ее миров: звезды - Солнца далеких миров, имеют своих спутников, которых мы не видим вследствие их колоссальной удаленности от нас (подтверждено астрономией последних десятилетий); другие миры тоже населены. Имя Бруно пользуется исключительной популярностью как в самой Италии, так и за ее пределами.

В. В. Соколов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Сочинения: Opera latine conscripta publicis sumptibus edita, t. 1-3, Napoli - Firenze, 1889-91; Opere italiane, 2 ed., t. 1-3, Bari, 1925-27; в рус. пер. - О причине, начале и едином, в его кн.: Диалоги, М., 1949, с. 163-293; О бесконечности, вселенной и мирах, там же, с. 295-448.

Литература: Рожицын В. С., Джордано Бруно и инквизиция, М., 1955; Badaloni N., La filosofia di G. Bruno, Firenze, 1955.


Вернуться на главную страницу Джордано Бруно

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС