Булгаков Сергей Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Булгаков Сергей Николаевич

1871-1944

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Сергей Николаевич Булгаков

В 1917-м

Булгаков Сергей Николаевич (16 июня 1871, г. Ливны Орловской губернии - 13 июля 1944, Париж). Сын священника. В 1885-1888 учился в Орловской духовной семинарии, в 1890-1894 - на юридическом факультете Московского университета. Увлекся марксизмом. Первая книга Булгаков "О рынках при капиталистическом производстве" (М., 1897). С 1901 в Киеве, профессор Политехнического института и приват-доцент университета. В это время происходит переход Булгакова от материализма к "нравственному идеализму" ("От марксизма к идеализму", СПб., 1903). В работах по аграрному вопросу отстаивает теорию устойчивости крестьянского хозяйва ("Капитализм и земледелие", т. 1-2, СПб. 1900). Под влиянием идей В. С. Соловьева, Ф. М. Достоевского происходит эволюция взглядов Булгакова к религиозному мировоззрению в духе христианского социализма. С 1904 совместно с Н.А. Бердяевым редактировал журнал "Новый Путь" с 1905 - "Вопросы Жизни". В 1906 переехав в Москву, работал в Московском университете (приват-доцент), участвовал в организации Религиозно-философского общества. Делегат 2-й Государственной Думы от Орловской губернии в качестве "независимого христианского социалиста": Булгаков был поражен "невежественностью, никчёмностью этого собрания" ("Автобиографические записки", Париж, 1946, с. 80), после чего окончательно разочаровался в политической деятельности. Позиция культурного консерватизма, занятая Булгаковым, нашла отражение в статье "Героизм и подвижничество" ("Вехи", 1909), направленной против гордыни "человекобожества" русской интеллигенции, а также в сборнике статей "Два града. Исследования о природе обществ, идеалов" (М., 1911).

После Февральской революции 1917 трагически переживал падение самодержавия - "мистической священной Государственной Власти" как "государственной вселенской идеи" ("Автобиогр. записки", с. 74-75), "видел и чувствовал, что пришёл красный Хам, что жизнь становится вульгарной и низкой и нет уже России" (там же, с. 91). 16 марта выступил перед московскими писателями на собрании в Художественном театре и, противопоставляя "свободу отрицательную", ведущую к "зоологическому засилию "интересов" "свободе творчества и ответственности, духовного достоинства", отмечал, что "дело освобождения не может оставаться только внешним политическим актом, оно должно стать и духовным подвигом, творческим деянием русского народа" ("Рус. Свобода", 1917, № 2, с. 12-13).

25 мая определением Св. Синода Булгаков включен в состав Пред-соборного совещания для подготовки Священного Собора Правосл. Рос. Церкви. В речи на Всерос. съезде духовенства и мирян в Москве 4 июня подчёркивал, что православие, освободившееся от "соблазна" "неразрывной связи с самодержавием", стоит перед новым искушением - "поклониться новому идолу - демократии", к-рую Булгаков противопоставлял церковной соборности ("Христ. Мысль", 1917, № 7-8, с. 116). Задачу церкви видел в том, чтобы преодолеть соблазн демократии и не пойти ни за католичеством, к-рое... стало властью, ни за протестантством, к-рое церковь растворило в демократии" (там же, с. 116). Как отмечал В.В. Зеньковский, "церковная по своему существу речь... была съездом воспринята-. как чисто полит, выпад против демократии" (гам же, с. 119).

С кон. 1917 был занят исключительно участием в работе Священного Собора Правосл. Рос. Церкви, выступал за восстановление патриаршеств. После Окт. рев-ции составил 8 ноября по поручению Собора воззвание, долженствовавшее "осудить перед лицом народа выступление большевиков и поругание ими святынь Кремля". В воззвании подчёркивалось, что последствиями "развязанного братоубийства" будут "вместо обещанного лжеучителями нового обществ, строения - кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов - смещение языков и ожесточённая ненависть братьев" ("Деяния Св. Собора", П., 1918, кн. 3, с. 186). Булгаков призывал народ "оставить безумную и нечестную мечту лжеучителей, призывающих осуществление всемирного братства путём всемирного междоусобия" (там же, с. 187). 13 нояб. выступал докладчиком о правовом положении церкви в гос-ве. В устном выступлении и в одобренной большинством Декларации утверждал, что церковь должна строить отношения с гос-вом "не практически или исторически, но по вечным заветам своего бытия... не считаясь с изменчивым положением гос-ва" (там же, т. 4, с. 6), поэтому "должно быть осуждено, отвергнуто и признано абсурдным то, что называется отделением церкви от гос-ва" (там же, с. 8).

В сб. "Из глубины" (М.-П., 1918: издание было запрещено: опубл. в СССР в 1990) поместил филос.-публицистич. работу "На пиру богов. Современные диалоги", где, подводя итоги рев-ции как всеобъемлющего культурного кризиса, утверждает, что "с оцерковлением рус. жизни только и может быть связана надежда на культурное возрождение России", поскольку "пролет, культура" оказывается "бессильна и бесплодна... по всей линии, и прежде всего в самом жизненном для неё вопросе - дисциплины труда" (с. 129).

9 июня 1918 по благословению патриарха Тихона Булгаков принимает духовный сан и уходит из Моск. ун-та. В июле переезжает в Крым; профессор политической экономии и богословия Таврического университета (Симферополь), после разгрома войск ген. П.Н. Врангеля - протоиерей ялтинского собора.

17 дек. 1922 выслан из России в Константинополь. Занимался преподават. деятельностью в Праге и Париже. В 1930-е гг. участвовал в экуменическом движении. В годы 2-й мир. войны активно протестовал против насилия фашизма, благословил на участие в Движении Сопротивления своих духовных детей Е.Ю. Кузьмину-Караваеву (Мать Мария) и священника Д. Кляпинина.

Использованы материалы статьи Н.Л. Соколова в кн.: Политические деятели России 1917.  биографический словарь. Москва, 1993.


Вернуться на главную страницу С.Булгакова.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС