Чаадаев Петр Яковлевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ч >

ссылка на XPOHOC

Чаадаев Петр Яковлевич

1794-1856

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Петр Яковлевич Чаадаев

Чаадаев Петр Яковлевич (27.V.1794 - 14.IV.1856) - русский писатель, философ и общественный деятель. Родился в Москве в дворянской семье. Окончил Московский университет (1812), где сблизился с А. С. Грибоедовым, Н. И. Тургеневым, И. Д. Якушкиным. Участвовал в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии 1813-1815 годов. С 1816 года был дружен с А. С. Пушкиным. В 1819 году вступил в "Союз благоденствия". В 1820 году вышел в отставку. В 1821 году принят в Северное общество декабристов. В 1823-1826 годы путешествовал по Западной Европе, познакомился с Ф. Шеллингом и Ф. Ламенне, изучал новейшую философскую и историческую литературу. При возвращении в Россию арестован по обвинению в принадлежности к декабристам, но вскоре освобожден и оставлен под негласным надзором полиции. В 1829-1831 годы написал философский трактат из восьми "Философических писем". Первое из них, опубликованное в 1836 году в журнале "Телескоп", по словам А. И. Герцена, потрясло мыслящую Россию, явилось уничтожающим приговором самодержавию, православию и крепостничеству. По указанию Николая I Чаадаев был официально объявлен сумасшедшим и навсегда лишен права печататься.

В своей филос. концепции, выраженной в "Письмах", Чаадаев стремился ответить на вопрос о движущих силах истории, ее законах. Обширные познания Чаадаева в области естествознания, философии, истории и теологии превратили "Письма" в оригинальное произведение, автор которого провозглашал идею параллелизма двух миров - физического и нравственного. Источник движения как в мире физическом, так и в мире нравственном, по Чаадаеву, - божественный первотолчок, давший материи движение, а человеку - способность к передаче от поколения к поколению исходных понятий о мире и нравственности (всемирно-историческая традиция). Ее реализация в процессе истории и есть, по мнению автора, главный объективный закон развития человечества. Чаадаев считал, что личный интерес и субъективная воля влекут человека к злу, а подчинение общему, объективному началу ведет к нравственному добру, к идеальному общественному устройству. По Чаадаеву, исторический прогресс совершается по воле провидения и будет увенчан осуществлением "царства божьего... на земле". Чаадаев толковал христианство в социальном смысле. Он отвергал загробное воздаяние, вероисповедные проблемы его не интересовали. Основным содержанием "царства божьего... на земле" он объявлял братство и дружбу людей, "…осуществленный нравственный закон", торжество социальной справедливости и добра, преодоление частного интереса и разобщенности народов (см. "Литературное наследство", No 22-24, 1935, с. 62). В религиозной форме Чаадаев выразил насущную потребность эпохи в раскрытии объективных законов истории, в поиске путей социального прогресса, в преодолении общественных антагонизмов, буржуазного индивидуализма, самодержавно-крепостнического строя.

Способность того или иного народа к "бесконечному развитию" Чаадаев ставил в зависимость от степени его приобщения к всемирно-исторической традиции. Европейские народы, согласно теории Чаадаева, потому и добились значительного исторического прогресса, что в течение многих веков сохраняли свое единство на основе христианства в его наиболее действенном социальном варианте (католицизм). Напротив, Россия, получившая христианство от Византии, где оно было искажено "схизмой" (расколом), оказалась в стороне от мировой истории, а православие, бессильное перед светской властью, освятило "ужасную язву" - крепостное рабство (см. там же, с. 23). Резко отрицательная характеристика России, высказанная Чаадаевым в первом "Письме", вызвала критику со стороны ряда мыслителей (Пушкин, П. А. Вяземский), показавших, что нельзя смешивать официальную власть и народ. В рукописи "Апология сумасшедшего" (1837) Чаадаев, отстаивая право на борьбу с отрицательными сторонами российской действительности, признал односторонность и неосновательность некоторых своих суждений о России: он пришел к выводу, что, не будучи вовлечена в европейские распри, Россия, осмыслившая европейский опыт, будет призвана сказать миру новое слово, "...решить большую часть проблем социального порядка..." (Чаадаев П. Я., Соч. и письма, т. 2, М., 1914, с. 227). Высказывание Чаадаева о высоком предназначении России в будущем человечества оказало влияние на формирование идеологии представителей разных направлений русской общественной мысли: славянофилов, западников и революционных демократов.

В 40-е годы Чаадаев вместе с Герценом и Т. Н. Грановским участвовал в полемике против "ретроспективных утопий" славянофилов, отстаивал антикрепостнические идеалы западников. К 40-50-м годам относится ряд его рукописных работ - статей, заметок, афоризмов, большей частью еще не опубликованных. Они свидетельствуют о разрушении единой философской системы Чаадаева, его внимательном изучении Гегеля, постоянном интересе к социально-политическим проблемам, к освободительному движению.

Чаадаев был представителем антикрепостнического освободительного движения. Герцен называл учение Чаадаева "революционным католицизмом", Н. Г. Чернышевский отмечал, что религиозность - лишь "облачение" его. Прогрессивные социально-политические идеалы Чаадаев обосновывал с помощью своеобразной религиозно-идеалистической доктрины. Это обстоятельство отразилось в борьбе вокруг идейного наследия Чаадаева между представителями охранительно-религиозного направления, с одной стороны (М. О. Гершензон, идеологи "Вех", белоэмигранты), и революционными демократами (Герцен, Чернышевский), представителями марксизма (Г. В. Плеханов) - с другой.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ - ЧЖАЛАЙНОР. 1974.

Сочинения: Соч. и письма, т. 1-2, М., 1913-14; Неопубликованная статья, "Звенья", 1934, кн. 3-4; Неизданные "Философические письма" П. Я. Чаадаева, в кн.: Литературное наследство, т. 22-24, М., 1935; Неизданный проект прокламации П. Я. Чаадаева 1848 г., там же.

Литература: Герцен А. И., Былое и думы, Собр. соч. в 30-ти тт., т. 8-11, М., 1956-57; Чернышевский Н. Г., "Апология сумасшедшего", Полн. собр. соч., т. 7, М., 1950; Гершензон М. О., П. Я. Чаадаев. Жизнь и мышление, СПБ, 1908; Плеханов Г. В., Пессимизм как отражение экономической действительности (Пессимизм П. Я. Чаадаева), Соч., т. 10, М.-Л., 1925; Лемке М. К., Ч. и Надеждин, в его кн.: Николаевские жандармы и литература 1826-1855 гг., 2 изд., СПБ, 1909; Шаховской Д., Якушкин и Чаадаев, в сб.: Декабристы и их время, т. 2, М., 1932; П. Я. Чаадаев на пути в Россию в 1826 г., в кн.: Литературное наследство, т. 19-21, М., 1935; Филиппов Л. A., Религиозная утопия П. Я. Чаадаева и современные теологи, "История СССР", 1961, No 6; Лебедев A. A., Чаадаев, М., 1965; Дружинин Н., П. Я. Чаадаев и проблема индивидуализма, "Коммунист", 1966, No 12; Смирнова З В., P Я. Чаадаев, в кн.: История философии в СССР, т. 2, М., 1968.


Вернуться на главную страницу Чаадаева

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС