Чаянов Александр Васильевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ч >

ссылка на XPOHOC

Чаянов Александр Васильевич

1888-1937

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Александр Васильевич Чаянов

Чаянов Александр ВасильевичЧаянов Александр Васильевич (псевд. — Ботанин Х.) (17[29].01.1888—1939), писатель. По образованию и основной специальности агроном, экономист. Первое литературное выступление — сборник юношеских стихов «Лелина книжка» (1912). Чаянову принадлежат 5 повестей, умело стилизованных под русскую романтическую прозу и лубочную книжку н. XIX в. с элементами пародии: «История парикмахерской куклы, или Последняя любовь московского архитектора М.» (1918), «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей» (1922), «Венецианское зеркало, или Удивительные похождения стеклянного человека» (1923), «Необычайные, но истинные приключения графа Федора Михайловича Бутурлина» (1924), «Юлия, или Встречи под Новодевичем» (1928). Повести эти имеют и самостоятельное литературное значение, своеобразно сочетая фантастику с конкретными историческими описаниями. Особняком стоит опыт социально-фантастической повести: «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии» (1920), издана под псевд. И. Кремнев. Выступал также как историк и искусствовед.

Л. Ч.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru 


Экономист-аграрник

Чаянов Александр Васильевич (1888, Москва - 1937) - экономист-аграрник. Родился в обеспеченной и культурной семье предпринимателя. Получил хорошую первоначальную домашнюю подготовку, рано обнаружив интерес к естественным наукам. В 1906, после окончания реального училища, Чаянов стал студентом Московского сельскохозяйственного института. С увлечением занимался в студенческом научном агрономическом кружке, в 1908 опубликовал свою первую научную работу о кооперации сельского хозяйства в Италии. Под воздействием первой российской революции Чаянов стал убежденным социалистом, но не принадлежал ни к каким партиям. Изучив опыт кооперативного движения в Западной Европе, он стал одним из авторитетнейших ученых в области сельскохозяйственной кооперации и организации сельского хозяйства, разрабатывал идеологию, методы определения доходности крестьянского хозяйства, его отдельных отраслей. Человек энциклопедических познаний и широких интересов, Чаянов получил известность как литератор, автор стихов ("Лялина книжка", 1912), повестей (см.: Чаянов А.В. Венецианское зеркало: Повести. М., 1989), коллекционер икон и гравюр, сам гравировавший по дереву и написавший ряд интересных работ по истории искусства ("Старая западная гравюра", 1926), знаток истории Москвы ("История Миусской площади", 1918; "Петровско-Разумовское в его прошлом и настоящем", 1925), читавший лекции в Народном ун-те им. А.Л. Шанявского и в Моск. ун-те, страстный библиофил, собравший уникальную библиотеку. Но прежде всего это был крупный ученый-аграрник, видевший в кооперации конкретную форму реализации общечеловеческой идеи взаимопомощи, необходимой при любом общественном строе. Он принял Февральскую и после колебаний Октябрьскую рев., став в 1918 доктором наук, профессором Петровской с.-х. академии. В 1919 возглавил НИИ с.-х. экономики, вошел в число членов коллегии Наркомзема. Организаторский талант и научный авторитет обеспечивали Чаянов лидерство, к-рое он стремился использовать для противопоставления невежественным коммунистическим администраторам научно обоснованных рекомендаций. Чаянов предлагал разумно сочетать стихийное развитие народнохозяйственной жизни с гос. и общественными мероприятиями, полагая, что основой аграрного строительства должно стать кооперативное крестьянское хоз-во. Не сомневаясь в преимуществах крупного хоз-ва перед мелким в промышленности, Чаянов считал, что высокая степень концентрации с.-х. производства не рентабельна, и делал вывод о желательности мелкого и среднего крестьянского хоз-ва. Взгляды Чаянова и его школы были объявлены антимарксистскими; в вину ученому вменялись желание сохранения индивидуального крестьянского хоз-ва, недооценка роли пролетариата, защита интересов кулачества. В 1929 И.В. Сталин произнес: "Непонятно только, почему антинаучные теории "советских" экономистов типа Чаяновых должны иметь свободное хождение в нашей печати". В июле 1930 Чаянов был арестован. Осужден по сфабрикованному делу "Трудовой крестьянской партии". 3 окт. 1937 вновь судим Особым совещанием при НКВД СССР и в этот же день расстрелян. Его жена, просидевшая в лагерях с небольшими перерывами 18 лет, умерла в 1983, так и не добившись реабилитации мужа, объявленной Верховным судом СССР 16 июля 1987.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.


В революции 1917 года

Чаянов Александр Васильевич (17 января 1888, Москва - 3 октября 1937). Родился в купеческо-мещанской семье выходцев из крестьян. Окончив реальное училище, поступил в 1906 в Московский с.-х. институт (МСХИ: позже - Петровская, ныне Тимирязевская с.-х. академия), где преподавали Д.Н. Прянишников, А.Ф. Фортунатов, Н.Н. Худяков. Испытав влияние рев. идей 1905 - 1907, стал убеждённым социалистом, но беспартийным. В каникулы 1908 и 1909 студент Чаянов знакомился с орг-цией агрономии и с.-х. кооперации Италии и Бельгии. Свои наблюдения и выводы опубликовал в 1909 и 1910 в ж. "Вестник С. Х-ва" и в отд. брошюре; в них Чаянов впервые сформулировал представление о том, что внутр. структура крест. х-ва "раскрывает перед нами связку, ряд отдельных с.-х. технич. процессов, к-рые волевою деятельностью "хозяйств, человека" соединяются экономически в х-во... Каждый из этих процессов настолько самостоятелен, что может быть выделен, не нарушая общего организац. плана х-ва" ( Вестник С. Х-ва- 1909, № 36, с. 8-9). Этот вывод явился для студента Чаянова отправным в оценке сущности и значения крест, кооперации: "...возможность,- без крупной ломки организац. плана мелкого с. х-ва организовать нек-рые его отдельные технич., хозяйств, процессы, в к-рых крупное произ-во имеет несомненное преимущество, - путём выделения их и слияния с подобными процессами у соседей в кооперативе" (там же). Поиск путей включения в совр. экономику не только для "сильных", но для всей массы трудовых (как правило, не принимающих наёмного труда) крест, х-в объясняет отрицат. отношение Чаянова к агр. реформе П.А. Столыпина.

Получив в 1911 диплом учёного-агронома 1-й степени, Чаянов преподавал в МСХИ, Нар. ун-те А.Л. Шанявского и др. В 1912 был в командировке (Англия, Франция, Германия, Швейцария, Италия) "для подготовки к занятию кафедры с.-х. экономии", одноврем. работал над "Очерками по теории трудового х-ва" (М. ч. 1-2, 1912-13). В 1915 вышел в свет "Краткий курс кооперации" (М.), в к-ром он знакомил читателей с историей кооп. движения в России и за рубежом, раскрывал сущность орг-ции кредитных товариществ, потребит, об-в и производств, кооперативов. В науч. отношении Чаянов с первых публикаций примыкал к "организационно-производств. школе", заложенной в 1904 АН. Челинцевым, став затем её ведущим представителем и фактически главой (в 20-х гг. это науч. направление получило назв. "школы Чаянова"). Преподават. и исследоват. деятельность Чаянова сочетал с участием в кооп. и обществ. орг-циях. В годы 1-й мир. войны работал в разл. комиссиях Особого совещания по продовольствию, в прод. орг-циях Всерос. земского союза и экон. отдела Всерос. Союза городов, участвуя, в частности, в составлении Общего плана обеспечения продовольствием населения (1916). В 1915 адъюнкт-профессор Чаянов стал одним из организаторов и руководителей Центр, т-ва льноводов (Центр, союза льноводч. кооперативов - Льноцентра). В науч. плане одним из гл. направлений деятельности Чаянова была дальнейшая разработка теории крест, х-ва.

Активный участник событий Февр. рев-ции 1917, Чаянов прежде всего стремился способствовать радикальным преобразованиям в с. х-ве. На Всерос. кооп. съезде (25-27 марта) был избран членом Совета Всерос. кооп. съездов - высшего органа управления кооп. движением. Оказывая решительную поддержку Врем. пр-ву, Чаянов считал необходимой консолидацию обществ, сил, чтобы справиться с усугублявшимся разорением страны. Преодолению прод. кризиса были посвящены его лекции и статьи в прессе ("Рус. Ведомости", 1917, № 34: "Власть Народа", 1917, 29 апр., 21 мая, 21 июня и др.). Активно поддерживал создание системы прод. к-тов: губернских, уездных и волостных, избираемых демокр. путём и подотчётных народу (см.: Чаянов А.В., Прод. вопрос. Лекции, читанные на курсах по подготовке работников по культ-просвет. деятельности при Советах студенческих депутатов в апреле 1917 г., М., 1917, с. 33).

Гл. направлением деятельности Чаянова стала разработка агр. реформы. Один из инициаторов создания Лиги агр. реформ, имеющей целью пересмотр устаревших с 19054)7 агр. программ и перенесение их "из узких парт. переулков и парт. полемики на более широкую площадь совм. работы всех экон. сил страны". Во время Всерос. кооп. съезда состоялось первое собрание учредителей лиги (57 представителей разл. партий и течений), на к-ром был избран Орг. к-т. 16-17 апр. проходил Учред. съезд лиги (136 дел. от 20 губерний); как член Орг. к-та Чаянов выступил с докладом о принципах орг-ции, задачах, проекте Положения о лиге агр. реформ: вошёл в Совет лиги и в её Центр. распорядит. к-т. На 2-м съезде лиги (июнь) также говорил о задачах агр. реформы, на 3-м съезде (нояб.)- о природе крест. х-ва и его зем. режиме. Чаянов принадлежит обращение к-та к членам лиги: "Мы считаем, что: 1) трудовое кооперативное крестьянское хозяйство должно лечь в основу аграрного строительства России и ему должны быть переданы земли нашей родины: 2) передача эта должна совершиться на основе государственного плана земельного устройства,  - планомерно и организованно осуществимого без нарушения производственного напряжения нашего нар. х-ва; 3) зем. устройство есть только часть решения агр, проблемы, к-рая включает в себя все вопросы, связанные с общими условиями с.-х. произ-ва, орг-цией трудовых х-в и орг-цией связи этих х-в с общим мировым х-вом" ("Предисловие"- во всех изданиях Лиги агр. реформ).

Обоснование программы Чаянова содержит его брошюра "Что такое аграрный вопрос?" (М., 1917), в которой выражены революционные требования 1917, и прежде всего требование, ставшее лозунгом всех демокр. сил: "Земля - трудовому народу!". Чаянов писал: "...все земли, находящиеся сейчас в пользовании крупного помещичьего х-ва, должны быть переданы в руки трудового крест. х-ва"; эта передача частновладельч. земель крест-ву могла быть произведена и в форме социализации, и национализации, и муниципализации, и с помощью "единого налога на землю", изымающего в пользу народа всю зем. ренту, и, наконец, через создание "системы гос. регулирования землевладения" при запрещении продажи и покупки земли. Чаянов стремился найти решение задачи 'с меньшими затруднениями и с наименьшими затратами провести обобществление земель и передачу их трудовому х-ву", склонялся в пользу совмещения последних двух вариантов - гос. регулирования и прогрессивного налога обложения с добавлением права "экспроприации любых земель" (в случаях нарушений зем. режима, установленного законом), что дало бы возможность "автоматически в одно-два десятилетия прийти к национализации или муниципализации" (с. 20, 32-33, 41-45, 55, 58-59). В основу агр. реформ должны были лечь два принципа: "1) наибольшая производительность народного труда, прилагаемого к земле: 2) демократизация распределения народного дохода". Чаянов отвергал и капитализм, и "гос. социализм", и "анархич. коммунизм". Обеспечить осуществление обоих принципов, по его убеждению, могла только .кооперация, и поэтому будущий агр. строй должен быть кооперативным (там же, с. 16, 18-19, 24-25). Автор радикальной агр. программы быстро завоёвывает полит, авторитет - становится членом Гл. зем, к-та, созданного для подготовки и осуществления зем. преобразования, членом Врем. Совета Рос. Республики (Предпарламента), тов. мин. земледелия во Врем. пр-ве (около двух недель), как "беспартийный социалист" избирается членом Учред. Собр.

Чаянов, несмотря на первоначально негативное восприятие Окт. рев-ции, согласился работать в сов. учреждениях и в сотрудничавших с ними кооп. орг-циях. С 1918 проф. Петровской с.-х. академии. На 1-м Всерос. кооп. съезде (18-24 февр. 1918) Чаянов выступал с докладами, участвовал в дискуссиях, обнаруживших бесперспективность противостояния власти Советов, отсутствие полит, единства в кооп. среде: по предложению Чаянова на съезде был создан К-т по охране культурных и художеств, сокровищ России, в президиум к-рого вошёл Чаянов. К-т, лично Чаянов, проделали большую работу по спасению культурных и художеств, сокровищ страны. В кооп. движении Чаянов был сторонником компромисса между Сов. властью и кооперацией, их сотрудничества при сохранении кооперацией самостоятельности в своей хоз. деятельности: член кооп. делегации 18 нояб. 1918 на переговорах с В.И. Лениным о судьбе Моск. нар. банка, принадлежавшего кооперации. На 2-м Всерос. съезде Совнархозов (дек. 1918) выступал с докладом о с.-х. кооперации. В 1919 возглавил Высший семинарий с.-х. экономии и политики, преобразованный в том же году в НИИ с.-х. экономии.

В 1919 вышел в свет один.из гл. науч. трудов Чаянова кн. "Осн. идеи и формы орг-ции крест. кооперации" (М.), где он писал: "...не разрушая тех сторон х-ва, где мелкое семейное произ-во было технически удобнее крупного, ...выделить и организовать в крупнейшие кооп. предприятия те отрасли, в к-рых это укрупнение давало заметный положительный эффект", чтобы в итоге организовать все отрасли и работы крест, х-ва "в той степени крупности и на тех социальных основах, к-рые наиболее к нему подходили". Этот процесс Чаянов назвал "кооперативной коллективизацией" (с. 15-16, 21, 301 и др.). Он отрицал "коммунизацию произ-ва" в с. х-ве, указывая на такие труднейшие проблемы, как "стимуляция работы", "организация труда" и "хозяйствующая воля", т.е. управление.

В 1921-23 чл. коллегии Наркомзема РСФСР и его представитель в Госплане РСФСР. В марте 1921 работал в комиссии Наркомзема, разработавшей "Осн. принципы построения продналога"- важнейшей меры перехода к нэпу. 23 нояб. 1921 сделал в Госплане доклад "Ген. план Наркомзема", положивший начало работ по планированию с. х-ва.

В 20-х гг. Чаяновым были созданы труды по теории семейно-трудового крест, х-ва и кооперации, по практич. применению теоретич. знаний и рекомендаций, проводились обследования крест, х-в в разл. р-нах страны: работы издавались в Германии, Японии, Индии, Китае. Чаянов был не только экономистом, организатором науки и кооперации. В 1918-28 он написал 6 повестей, оцениваемых литературоведами как "рус. гофманиада" (включая социально-утопич. повесть "Путешествие моего брата Алексея в страну крест. утопии").

С развёртыванием сталинской "рев-ции сверху" в 1928-29 нарастала волна идеологич. и полит, критики в адрес Чаянова Если раньше его критиковали за "неонародничество", то теперь обвиняли в "защите интересов кулачества", "протаскивании бурж. агр. теорий". На Конференции аграрников-марксистов (20-29 дек. 1929) т.н. чаяновщина была объявлена "агентурой" империализма, находящейся в связи с "правым уклоном" в ВКП(б); выступивший на ней И.В. Сталин обрушился на "антинауч. теории "советских" экономистов типа Чаянова" (см.: "Труды 1-й Всерос. конф. аграрников-марксистов", т. 1, М., 1930). Вынужденный оправдываться Чаянов писал: "Вообще я совершенно разделяю мысль, некогда высказанную Жоресом, о том, что рев-цию можно или целиком отвергнуть или принять также целиком, такой, как она есть. Этой мыслью я руководствовался все годы нашего рев. бытия. Поэтому вопрос о моём отношении к Октябрю решался мною... в тот январский день, когда рев-ция отбросила идею Учред. Собр. и пошла под знаком пролет, диктатуры. С февр. 1918 г. я связал свою жизнь с рев. реконструкцией нашей страны и, тщательно припоминая день за днём все прошедшие годы, полагаю, что ни у кого нет и не может быть оснований для того, чтобы отнять у меня звание сов. работника безо всяких кавычек" ("О судьбах неонародничества", Сельскохозяйств. Газета", 1930, 29 янв.). 21 июня 1930 Чаянов был арестован, 26 янв. 1932 Коллегией ОГПУ осужден по сфабрикованному делу "Трудовой крестьянской партии" к 5 годам заключения в лагерь; 3 окт. 1937 Воен. коллегией Верх. суда СССР приговорён к расстрелу. Реабилитирован в 1987.

Использованы материалы статьи  В.Л.Данилова в кн.: Политические деятели России 1917.  биографический словарь. Москва,  1993.


Прозаик

Чаянов Александр Васильевич [ 17(29).1.1888, Москва — 3.10.1937, Алма-Ата] — прозаик.

Родился в московской разночинной семье. Отец — из крестьян Владимирской губ. Мальчиком он работал на одной из ткацких фабрик Иваново-Вознесенска, постепенно стал компаньоном хозяина, затем открыл собственное дело. Мать происходила из мещан г.Вятки, была в первой группе женщин, допущенных к учебе в Петровской земледельческой и лесной академии, окончила ее. Она оказала большое влияние на формирование вкусов, литературных и художественных пристрастий Чаянова.

Начальное образование Чаянова было домашним. С детства он владел основными европейскими языками. Продолжил образование в одном из лучших московских реальных училищ — частном училище К.П.Воскресенского. В 1906 поступил в Петровскую академию, как по традиции москвичи называли Московский сельскохозяйственный институт. По замечанию одного из студентов академии, она «не давала ни чиновной, ни денежной карьеры. Лучшим в ней элементом были те из окончивших среднюю школу, которые шли сюда или ради ее революционной репутации, или для изучения естественно-исторических и общественных наук...».

На 2-м курсе определились научные интересы Чаянова. Он занялся земельными науками. В кружке общественной агрономии (КОА), одним из активных членов которого он был, вырабатывались его «взгляды и мировоззрение, вылившиеся в построение кооперативного идеала и новой теории крестьянского хозяйства, организационно-производственной». О значимости идей Чаянова для нашего времени написано многими специалистами. В своей теории развития крестьянского хозяйства Чаянова, как заметил его первый биограф Вл.Муравьев, «исходил из тщательного изучения и глубокого уважения объективных внутренних законов существования и деятельности крестьянского хозяйства... отрицал сам принцип попыток насилия над объективными законами...».

В предреволюционные годы Чаянов был крупнейшим ученым в области организации сельского хозяйства. Он читал курсы лекций в Петровской академии, Московском университете, университете Шанявского. Его привлекали для консультаций и работы общественные и государственные организации, связанные с сельским хозяйством. Он выдвигался на должность товарища министра во Временном правительстве. После Октябрьской революции Чаянов создал Научно-исследовательский институт сельскохозяйственной экономии, был его директором, занимал различные руководящие посты в Центросоюзе, ездил советником на Генуэзскую конференцию. Некоторые работы Чаянова использовались Лениным, когда он писал статью «О кооперации».

Во второй половине 1920-х взгляды Чаянова и его школы объявили антимарксистскими. В 1929 на конференции аграрников-марксистов в Москве Чаянова обвинили в стремлении реставрировать капитализм в СССР. 21 июля 1930 Чаянов был арестован в президиуме ВАСХНИЛ. Одновременно арестовали и многих его друзей — видных экономистов Н.Д.Кондратьева, А.Н.Минина и др. Чаянову предъявили обвинение в принадлежности к мифической «Трудовой крестьянской партии». Вел дело Агранов, который, используя различные способы психологического давления, вынудил Чаянова оговорить себя. В марте 1931 после судебного процесса по делу «контрреволюционной организации "Союзного бюро ЦК РСДРП (меньшевиков)"», на котором «кулацко-эсеровская группа Кондратьева-Чаянова» обвинялась в намерении организовать кулацкие восстания, Чаянов был приговорен к 5 годам тюремного заключения и отправлен в Суздальскую тюрьму.

После 4-летнего заключения Чаянов был сослан в Алма-Ату, где работал в сельскохозяйственном институте. Осенью 1937 он снова был арестован, приговорен к расстрелу и расстрелян в тот же день.

Как незаконно репрессированный Чаянов был реабилитирован в 1956. Обвинения по делу ТКП «за отсутствием события или состава преступления» — т.е. после признания их полностью ложными — были сняты с Чаянова постановлением Верховного Суда СССР 16 июля 1987.

Круг интересов Чаянов не замыкался рамками профессиональной и связанной с ней общественной деятельности. В юности увлекшись коллекционированием икон и гравюр, он изучал историю искусства и коллекционирования, написал несколько работ на эту тему: «Московские собрания картин сто лет назад» (1917), «Старая западная гравюра» (1926) и др. Чаянов и сам занимался гравированием по дереву.

Постоянно входила в его круг интересов история Москвы. В обществе «Старая Москва», членом которого он был, Чаянов сделал ряд докладов о топографии Москвы. По истории и топографии Москвы Чаянов читал лекции в университете Шанявского и Московском университете, опубликовал работы «История Миусской площади» (1918) и «Петровско-Разумовское в прошлом и настоящем» (1925).

Литературное творчество наравне с другими занятиями было частью образа жизни Чаянова. Писать он начал рано, вероятно, еще в реальном училище. В годы учебы в Петровской академии входил в один из московских литературных кружков, но в какой — неизвестно. В 1912 был издан сборник стихов Чаянова «Лелина книжка». Сборник Чаянов послал В.Брюсову.

В дальнейшем Чаянов писал прозу. В 1918-28, во время его наиболее напряженной профессиональной и общественной деятельности, он под псевдонимом «ботаник X» опубликовал 5 повестей: «История парикмахерской куклы, или Последняя любовь московского архитектора М.» (1918), «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей» (1922), «Венецианское зеркало, или Удивительные похождения стеклянного человека» (1923), «Необычайные, но истинные приключения графа Федора Михайловича Бутурлина, описанные по семейным преданиям» (1924), «Юлия, или Встречи под Новодевичьим» (1928). Все они вышли в издании автора, за его счет.

В 1920 Чаянов опубликовал под именем И.Кремнева повесть «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии». Эта книга была опубликована Госиздатом и, по некоторым воспоминаниям, вышла по указанию Ленина. Ее открывало предисловие В.В.Воровского, который замечал: «...эта утопия — явление естественное, неизбежное и интересное... Она имеет те преимущества, что написана образованным вдумчивым человеком... Он пишет искренно то, во что верит и чего желает; это придает его утопии бесспорный интерес». «Путешествие...» — не столько утопия в привычном понимании, сколько изложение взглядов Чаянова на будущее России, на устройство процветающей крестьянской страны. Это взгляды человека, убежденного в том, что крестьянское дело должно быть «действительно мощным социальным движением, а не предприятием только!».

Остальные свои повести сам Чаянов относил к жанру романтических. При этом они не являются просто подражанием сочинениям XIX в.

Они также не стилизации и уже тем более не пародии. В повестях Чаянова, независимо от времени их действия, разворачивается характерный романтический конфликт — схватка героя с судьбой, попытка человека освободиться от власти неведомых и чуждых ему сил, не подчинить свою жизнь их вмешательству. В десятилетие, когда создавались повести Чаянова, этот «романтический» конфликт приобрел новую и опасную оптимистическую актуальность.

О.И.Козлова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 634-636.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Венецианское зеркало: повести / вступ. статья и примеч. В.Б.Муравьева М., 1989 (Из наследия)

Петровско-Разумовское в его прошлом и настоящем. М., 1925;

Старая западная гравюра. М., 1926.

Избранные произведения, М., 1989;

Избранные повести, М, 1983;

Крестьянское хозяйство, М, 1989;

Избранные труды. Статистическое наследие, М., 1991.

Литература:

Н.Д. Кондратьев, Н.П. Макаров, А.В. Чаянов, А.Н. Челинцев. Указатель литературы, М., 1988.

Кабанов В.В., А.В. Чаянов, "Вопросы истории", 1988, N 6;

Балязин В.Н. Профессор Александр Чаянов. М. ,1990.

Муравьев В.Б. Творец московской гофманиады // Чаянов А.В. Венецианское зеркало М, 1989,

Кабанов В.В. Александр Васильевич Чаянов // Вопросы истории. 1988. №6;

Кабанов В.В. Краткий биографический очерк [о Чаянове] // Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство.

Избранные труды. М., 1989;

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС