Чернов Виктор Михайлович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ч >

ссылка на XPOHOC

Чернов Виктор Михайлович

1873 - 1952

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Виктор Михайлович Чернов

В.М.Чернов работы Ю.К.Арцыбушева.

Чернов Виктор Михайлович (19.11(1.12).1873, Камышин - 15.04.1952, Нью-Йорк) - политический деятель, мыслитель и публицист. Один из организаторов и теоретиков партии эсеров, член ее ЦК. В революционном движении с конца 1880-х годов. В 1892-1894 годы учился в Московском университете. В 1894 году арестован по делу партии «Народное право», сослан в Тамбовскую губернию. В 1899 году эмигрировал, вместе с М. Р. Гоцем возглавил заграничную организацию эсеров и газету «Революционная Россия». Участник Ниммервальдской 1915 года и Кинтальской конференций 1916 года. В 1917 году - министр земледелия Временного правительства. Был председателем Учредительного собрания (5(18) января 1918). С 1920 года - в эмиграции. Во время 2-й мировой войны участник движения Сопротивления во Франции. Позднее жил в США. Чернов являлся последователем философии и социологии народников, главным образом Лаврова и Михайловского. Основные его труды по философии были опубликованы в журнале «Русское богатство» в 1899-1901 годы, позднее вошли в книгу «Философские и социологические этюды».

В его философских представлениях сильно влияние эмпириокритицизма. Он отрицал, следуя неокантианству, диалектическое учение о всеобщих законах движения, считал, что только опыт и систематизация его данных позволит философии осмыслить мир сообразно наименьшей трате сил, не привнося в него никаких субъективных элементов. Критерий истинности идеи, писал он, - ее соответствие объективной действительности: критерий справедливости идеи - ее соответствие высшим потребностям человека, но между теорией и практикой объективного и субъективного отношения к действительности лежит непроходимая пропасть. Истинных представлений о мире существует столько же, сколько различных типов познающего, следовательно, абсолютной истины, независимой от субъективных определений, нет и быть не может, и люди не знают настоящей действительности. Мерило научности философии и науки - в степени обслуживания ими потребностей человека. Философия отличается от науки не принципиально, а по степени обобщения понятий.

В центре историко-социологической концепции Чернова лежит идея личности, развитие качеств которой является мерилом прогресса. Основными движущими силами истории не могут быть силы, создающиеся в самом историческом процессе. Они должны быть внешними и независимыми от него. Естественная, географическая, климатическая и почвенная среда - первичное объективное; человек - первичное субъективное условие исторического развития. Их взаимодействие и дает ключ к пониманию экономического, политико-юридического, идейно-психологического развития той или иной страны и народа. Причем каждая в отдельности из сторон единого исторического процесса (экономическая, правовая, интеллектуальная) не может выступать его основой. Более того, они могут быть расчленены лишь мысленно и открываться наблюдению, если смотреть на них «с трех различных точек зрения». Чернов критиковал марксизм за то, что тот не мог, по его мнению, органически сочетать учение об активной роли личности с учением об активной, все более сознательной и самостоятельной роли масс. В полемике с марксистами Чернов обвинял последних в якобинских пережитках и в революционном радикализме, хотя сама партия эсеров не отказывалась от террора как средства решения политических и даже социальных задач. В качестве позитивного социального идеала им выдвигалась идея «аграрной демократии». В заключении своей книги «Марксизм и славянство (К вопросу о внешней политике социализма)» (М.; Пг., 1917) Чернов писал: «Однобокий индустриальный социализм родит такой же интернационализм, а через него контрабандно внедряется национальное предубеждение великих наций. Интернациональная десница - и тянущаяся к националистическому грехопадению шуйца» (с. 102). В эмиграции он разрабатывал в целом утопичную концепцию, названную им «конструктивным социализмом». По его убеждению, революция в России показала (несмотря на политику большевиков), что социализм перестал быть только теорией, он выступает как практически прикладной и ему должна быть присуща ориентация на личность и гуманизм, поскольку социализм - «очеловечивание человечества». Чернов призывал высоко ценить роль интеллигенции. «Серп» и «молот» должны третьим революционным собратом иметь «книгу» (Конструктивный социализм. Прага, 1925. Ч. ЕС. 23). В дальнейшем Чернов писал в основном мемуары

И. Е. Задорожнюк, А. В. Кириллов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 762-763.

Сочинения: Монистическая точка зрения в психологии и социологии. М., 1906; Философские и социологические этюды. М., 1907 (М., 2011); Перед бурей. М., 1993; Конструктивный социализм. М., 1997.

Литература: Нестеров Г. А. Максимализм и максималисты перед судом Виктора Чернова Париж, 1910; Тагин Е. Ответ Виктору Чернову. Спб., 1906; Ярцев Б. Чернов, эсеры и большевистский режим // Свободная мысль. 1994. № 5; Белоус А Социальное учение В. М. Чернова. Спб., 2001; История политических и правовых учений. М., 2004. С. 744-754; Коновалова О. В. В. М. Чернов о путях развития России. М., 2009.


 Вернуться на главную В.М. Чернова.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС