Даммит Майкл Энтони Эрдли
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Д >

ссылка на XPOHOC

Даммит Майкл Энтони Эрдли

р. 1925

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Майкл Энтони Эрдли Даммит

Даммит (Dummett) Майкл Энтони Эрдли (род. 17 июня 1925, Лондон) — британский аналитический философ и логик. Учился в Оксфорде, с 1950 по 1979 преподавал в Бирмингемском и Оксфордском университетах. С 1979 занимает должность профессора логики в Оксфорде. Наибольшее влияние на формирование взглядов Даммта оказали философские идеи Фреге и позднего Витгенштейна, интуционистская философия математики и неопрагматизм Куайна. Главная область исследований Дам- мита — философия языка, которой он приписывает роль интегрирующего центра в философии. Философия языка лежит в основе метафизики: только изучив язык, мы можем познать мир и только через анализ языка мы можем анализировать мышление. По мнению Даммита, первым осознал ключевую роль философии языка Фреге, поэтому аналитическую философию следует кратко определять как «постфрегевскую». В двух крупных работах — «Фреге» (Frege, 1973) и «Интерпретация философии Фреге» (The Interpretation of Frege's Philosophy, 1981) — Даммит критически перерабатывает теорию значения Фреге. Вслед за Витгенштейном он подчеркивает, что язык служит не только для выражения мысли, язык — это прежде всего социальное явление и его главная функция — коммуникативная. Центральную задачу философии языка Даммит видит в создании систематической теории значения. В принципах этой теории в явном виде формулируется имеющееся у нас имплицитное и обнаруживающееся в практике знание используемого нами языка. Такая теория должна быть теорией о том, что значит понимать язык, и в этом смысле она должна быть «полнокровной», т.е. она не должна опираться ни на какие допущения о том, что говорящий уже понимает некоторые языковые выражения. Вместе с тем Даммит не принимает и холистской трактовки понимания: он не согласен с тем, что понимание отдельного положения предполагает понимание языка в целом, хотя и готов признать, что понимание любого положения зависит не только от понимания слов, из которых это предложение составлено, но и от понимания довольно значительного фрагмента языка. Систематическая теория значения должна основываться на атомарной (исходная единица — отдельное слово) или молекулярной (исходная единица — отдельное предложение) модели языка. Однако Даммит отвергает ту точку зрения, что понимать предложение — это знать условие его истинности. Мы часто понимаем предложения, не будучи способными установить условия их истинности. Более того, в языке имеется огромное количество предложений, условия истинности которых никогда не будут нам известны, поскольку они недосягаемы для наших познавательных способностей (напр., утверждения о прошлом и будущем, контрфактические высказывания, универсальные обобщения и т. д.). Единственное решение этой проблемы Даммит видит в том, чтобы отказаться от принципа двузначности, согласно которому каждое предложение является или истинным, или ложным совершенно независимо от нашего знания о мире. В этом решении сказывается влияние интуиционистской философии математики, которая составляет важную тему в исследованиях Даммита. Позиция интуиционистов привлекательна для него прежде всего тем, что за их неприятием принципа двузначности стоит стремление сохранить математику как последовательное систематическое исследование. Исходя из того, что если высказывание истинно, то всегда есть нечто, багодаря чему оно истинно («принцип С»), Даммит предлагает определять как истинные или ложные только «эффективно разрешимые» высказывания, т.е. высказывания, которые мы можем верифицировать. Верифицируемость высказывания означает, что у нас есть возможность за конечное время оказаться в ситуации, когда это высказывание оправданно утверждать или отрицать. Понятие «утверждаемости» становится центральным в верификационистской семантике Даммита, где верификация включает довольно широкий спектр процедур — от указания на некоторый чувственный опыт до математического доказательства. В дальнейшем он попытайся построить фальсификационистскую семантику. На основе этих семантических идей Даммит формулирует свой аргумент против реализма. Его главный тезис в вопросе о реализме состоит в том, что разногласие между реалистами и их противниками касается не класса сущностей (физических объектов, ментальных событий, математических объектов и т. д.), а класса утверждений об этих сущностях. Реалисты, принимая принцип двузначности, полагают, что утверждения рассматриваемого класса обладают объективным истинностным значением независимо от нашего знания о мире. Свою позицию Даммит квалифицирует как «антиреализм».

Л. Б. Макеева

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 581.


Даммит (Dummett) Майкл Энтони Эрдли (P. 1925) - британский философ и логик. Профессиональная карьера Д. связана с Оксфордским ун-том, который он закончил в 1950 и где преподавал с 1962 по 1992, став профессором в 1979 году. Исследовательская деятельность Д. сосредоточена в таких областях, как философия математики, философия логики, философия языка, метафизика и история аналитической философии. Широкую известность приобрел благодаря своим трудам по философии Т. Фреге, которому Д. отводит ключевую роль в формировании аналитической философии, поскольку именно Г. Фреге, согласно Д., первым осознал важность анализа языка для философского осмысления того, как мы мыслим и как представляем мир в своем мышлении. Фундаментальный характер философии языка Д. усматривает в том, что она служит интегрирующим центром в философии в целом и лежит в основе метафизики, а поэтому споры относительно существования разного рода сущностей (физических вещей, психических процессов, математических объектов и т.п.), развернувшиеся между реалистами и их противниками (для которых Д. вводит общее название «антиреалисты»), могут быть разрешены в рамках философии языка. Разногласия между реалистами и антиреалистами коренятся, согласно Д., в различии принимаемых ими «моделей» значения. Теория значения реалистов опирается на идею Г. Фреге о том, что понимать предложение значит знать его условия истинности. Эта теория предполагает эпистемически неограниченное, или «трансцендентное», понятие истины: истинностное значение высказывания определяется некоторым фрагментом реальности и не зависит от наших познавательных способностей и возможностей, что находит выражение в признаваемом реалистами принципе двузначности, согласно которому каждое высказывание является или истинным, или ложным. Антиреалисты отвергают этот принцип, поскольку для них истинностным значением обладают только «эффективно разрешимые» высказывания, т.е. верифицируемые высказывания, для утверждения или отрицания которых у нас имеются основания. Помимо истолкования истины, считает Д., теория значения определяет и систему логики, связанную с той или иной метафизической концепцией. Первыми, кто осознал, что отрицание реализма влечет за собой отказ от классической логики, были интуиционисты, анализ идей которых составляет важную тему в исследованиях Д. Теория значения, построенная на понятии условий истинности, подвергается Д. развернутой и обстоятельной критике, поскольку, не учитывая должным образом социальную природу языка, она дает неверную картину его функционирования прежде всего в таких аспектах, как обучение языку и демонстрация его понимания. В своей трактовке языка Д. следует идеям позднего Л. Витгенштейна, настаивая на том, что значение есть употребление, что коммуникативная функция является главной функцией языка, что понимание языка составляет практическое умение, исчерпывающим образом проявляемое в поведении. В результате Д. иначе определяет лингвистическое понимание: понимать предложение значит знать, как его правильно употреблять, а стало быть, уметь распознавать, когда говорящий вправе его утверждать или отрицать. Истолковав истину как «оправданную утверждаемость», Д. сформулировал «модель» значения, на которой основываются разнообразные формы антиреализма, и выдвинул программу создания систематической и всеохватывающей теории значения, содержащей в явном виде всю совокупность имеющегося у нас имплицитного знания используемого языка. При рассмотрении споров между реалистами и антиреалистами в различных областях (философии науки, философии сознания, этике и т.п.) особое внимание Д. уделил вопросу о реальности прошлого.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 246.

Сочинения: Общение и конвенциональность // Философия. Логика. Язык. М., 1987; Истина // Аналитическая философия: Становление и развитие. М., 1998; Frege: The Philosophy of Language. L., 1973; Elements of Intuitionism. Oxford, 1977; Truth and Other Enigmas. L., 1978; The Interpretation of Frege's Philosophy. L., 1981; Frege and Other Philosophers. Oxford, 1991; Frege: Philosophy of Mathematics. L., 1991; The Logical Basis of Metaphysics. L. 1991; Origins of Analytical Philosophy. L., 1993; The Seas of Language. Oxford, 1993.


Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

The Justification of Deduction. L., 1973;

Truth and Other Enigmas. L., 1978;

The Logical Basis of Metaphysics. L., 1991;

Origins of Analytical Philosophy. L., 1993;

Общение и конвенциональность. — В кн.: Философия. Логика. Язык. М„ 1987, с. 127-212.

Истина // Аналитическая философия: Становление и развитие. М., 1998;

Frege: The Philosophy of Language. L., 1973;

Elements of Intuitionism. Oxford, 1977;

The Interpretation of Frege's Philosophy. L., 1981;

Frege and Other Philosophers. Oxford, 1991; Frege: Philosophy of Mathematics. L., 1991; The Logical Basis of Metaphysics. L. 1991; Origins of Analytical Philosophy. L., 1993; The Seas of Language. Oxford, 1993.

Литература:

Грязное А. Ф. Язык и деятельность. Критический анализ витгенштейнианства. М., 1991;

Passmore J. Recent Philosophers: A Supplement to «Hundred Years of Philosophy». L., 1985.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС