Дюркгейм Эмиль
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Д >

ссылка на XPOHOC

Дюркгейм Эмиль

1858—1917

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Эмиль Дюркгейм

Дюркгейм (Durkheim), Эмиль (15.IV.1858 - 13.XI.1917) - французский социолог-позитивист. Профессор социологии и педагогики в Бордо (с 1896 года) и Сорбонне (с 1902 года). Выступая против вульгарного биологизма, иррационализма и интуитивизма в общественных науках, Дюркгейм ратовал за создание объективного социологического метода для установления причинных зависимостей между фактами общественной жизни. Предметом социологии считал «социальные факты» (общественные учреждения, законы, установления и т. д.). Однако истоки всех общественных институтов Дюркгейм видел в «коллективных представлениях», которые он трактовал как формы общественного сознания, превращенные социальным опытом в принудительно действующие нормы общественного поведения. Главное содержание исторического процесса он усматривал в развитии общественного сознания. В работе «О разделении общественного труда» (De la division du travail social, P., 1893; рус. пер., О., 1900) Дюркгейм игнорировал деление общества на классы, подменяя их профессиональными группами, а вместо классовой борьбы считал движущей силой истории «социальную солидарность». Социология Дюркгейма была одной из попыток буржуазной идеологии «опровергнуть» марксизм. Теория Дюркгейма и основанная им социологическая школа (на базе журнала "LAnnée sociologique") оказали значительное влияние на буржуазную социологию и историографию (в частности, на работы А. Бера и его теорию «исторического синтеза»). Книга Дюркгейма «Самоубийство» (1897, рус. пер., СПБ, 1912) была одним из первых конкретно-социологических исследований. Известную ценность сохраняет работа Дюркгейма о происхождении религии: он одним из первых дал объяснение тотемизму как религии родового общества.

И. С. Кон. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Сочинения: Метод социологии, пер. с франц., К.-X., 1899; Les règles de la méthode sociologique, P., 1895, 13 éd., P., 1956; Sociologie et philosophie, P., 1924; Leçons de sociologie, P., 1953; Les formes élémentaires de la vie réligieuse, P., 1912, 4 éd., P., 1960.

Литература: ст. Дюркгейм в "Философской энциклопедии", т. 2 (там же см. лит.); Барт П., Философия истории как социология, пер. с нем., СПБ, 1902; Тележников Ф., Е. Дюркгейм о предмете и методе социологии, "Вестник Ком. Академии", 1929, No 30 (6); Davy G., Lexplication sociologique et le recours б lhistoire daprès Comte, Mill et Durkheim, Revue de métaphysique et de morale, 1949, (No)54 (juil.-oct.); Alpert H., Emile Durkheim and his sociology, N.Y., 1939.

 


Вернуться на главную страницу Дюркгейма

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС