Дурылин Сергей Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Д >

ссылка на XPOHOC

Дурылин Сергей Николаевич

1877–1954

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Сергей Николаевич Дурылин

Дурылин Сергей Николаевич (14(26).09.1886, Москва - 14.12.1954, Москва) - философ, литератор, историк, искусствовед. Родился и вырос в патриархальной обстановке купеческой семьи. Духовное развитие Дурылина сопровождалось чередой кризисов, отразивших идеологические коллизии эпохи. Первый кризис приводит Дурылина к уходу из гимназии и печатному заявлению об идейных мотивах такого поступка (В школьной тюрьме. Исповедь ученика. 2-е изд. М., 1909). Критика системы образования оборачивается здесь обличением всего общественного устройства, в котором «мнимое просвещение» выступает как «несомненное право жить на счет трудового народа, не зная труда» (Там же. С. 16). Социальный критицизм и идеализация простого народа сблизили Дурылина с революционным народничеством и одновременно - с последователями учения Толстого. С 1908 по 1914 годы Дурылин обучался в Московском археологическом институте. В 1910-е годыпринимал участие в литературном движении символистов, был секретарем Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева (с 1912 года и до прекращения его существования в 1918 году). Прежнее народничество Дурылина теперь трансформируется в преклонение перед религиозным гением русского народа. В 1906-1917 годы Дурылин предпринимает серию поездок по русскому Северу с целью изучения народной религиозности. Посещение в 1912 году озера Светлояр становится темой его доклада на заседании Религиозно-философского общества. В произведениях 1910-х годов Дурылин стремится совместить религиозно-философские искания с традиционной конфессиональной приверженностью, дать философскую реконструкцию «народного аспекта православия» (подвижничество, обрядность, словесное и иконографическое творчество). Разрабатывая вопросы софиологии, «церковной феноменологии Софии», Дурылин считает ее важнейшей, но недостаточно выявленной «в церковном учительстве и догматомышлении». Он утверждает, что В. С. Соловьев «был глубоко и народно православен, в народной душе отыскивая начало пути к Мировой Душе, осознанной им как Божественная София» (Церковь невидимого града. Сказание о граде Китеже. М., 1914. С. 6,54). Другим наряду с Софией высший символ духовного сознания русского народа Дурылин видит в Китеже — закристаллизованном «опыте народной души о церкви», олицетворяющем веру в церковь невидимую и праведную. Он призывает к чистоте веры русскую интеллигенцию, осуждая ее реформаторские устремления и претензии к находящейся в кризисе исторической церкви. Разделяя характерный для символистов интерес к философии и культуре Запада, Дурылин находит там созвучия с высшими религиозно-культурными достижениями русского народа. В предисловии к русскому изданию книги «Цветочки святого Франциска Ассизского» (М., 1913) он проводит сопоставление духовного облика католического святого с русским типом святости и духовности. В книге Дурылина «Рихард Вагнер и Россия. О Вагнере и будущих путях искусства» (М., 1913) в русле учений Ф. Ницше. Р. Вагнера и В. И. Иванова речь идет о «тирании упадка» в современной культуре и искусстве и о необходимости воссоединения с «народной душой» как пути к возрождению. Мощное христианское «мифомышление» русского народа должно послужить импульсом к новому художественному «мифотворению».

Первая мировая война усиливает религиозно-национальный энтузиазм Дурылина, который сближает его с религиозными философами Флоренским. Эрном и др. В публичной лекции «Лик России. Великая война и русское призвание», с которой он выступает в 1914—1916 годы в ряде городов, война оправдывается провиденциальной миссией России но сохранению православия и освобождению братских народов от гнета Австрии и Турции. Эту мысль он излагает также в книге «Град Софии. Царьград и Святая София в русском народном религиозном сознании» (М., 1915). Здесь Дурылин углубляет свою софиологию, рассматривая исторический путь человечества как выявление софийного бытия - «вселенской всеполноты» осуществления твари в Боге. Особая роль в этом принадлежит Византийской империи, послужившей «воцерковлению» Софии и созданию в ее честь знаменитого константинопольского храма - земного прообраза «грядущего инобытия», вершины «истории, космологии и антропологии». Накануне революции Дурылин занят преимущественно богословскими и церковно-практическими вопросами. В работе «Церковный собор и Русская Церковь» (М., 1917) он пишет о начале соборности как основании бытия церкви и о необходимости его возрождения через возвращение к древней церковной практике; среди подлежащих соборному решению «насущных нужд» - вопросы сближения с рядом конфессий и снятие синодального обвинения в ереси с афонского имяславия. В 1920 году Дурылин принимает священный сан, однако, подвергшись репрессиям, через два года был вынужден отказаться от служения. В 1924 году, находясь в челябинской ссылке, он начинает вести философский дневник афоризмов, размышлений и воспоминаний «В своем углу», по содержанию и стилистике перекликающийся с работами Розанова, с которым в последние годы жизни писателя был особенно близок и выступал его доверенным лицом. В середине 20-х годов Дурылин снова критически пересматривает свои взгляды, склоняясь к мировоззренческому пессимизму: «Человек бесконечно одинок, неописуемо одинок. И это одиночество... он пытается истребить, сливаясь с другими в любви, в знании, в искусстве, в Боге. Напрасный труд! Чем теснее слияние, тем глубже одиночество... Это называется - жить» (В своем углу. Из старых тетрадей. М., 1991. С. 251). В начале 30-х годов Дурылин переключается на академические занятия литературой, искусством и театром, публикует работы о деятелях русской культуры. Дурылину принадлежит публикация и комментарий текста «Моя литературная судьба». Автобиография Константина Леонтьева» (Литературное наследство. М., 1935. Т. 22-24. С. 433-496).

А. В. Черняев

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, 178-179.

Сочинения: Русь прикровенная. М., 2000; В своем ушу. М., 2006; «Я никому гак не пишу, как Вам...»: Переписка С. Н. Дурылина и Е. В. Гениевой. М., 2010.

Литература: Грабарь И. Светлой памяти ученого и друга // Сообщения Института истории искусств. Вып. 6: Театр. М., 1955; Кузьмина В. Д. С. Н. Дурылин. (Краткий очерк научной деятельности) // Там же. С. 105-118 (включает библиографический список работ Дурылина); Померанцева Г. Е. О Сергее Николаевиче Дурылине // Дурылин С. Н. В своем углу. Из старых тетрадей. М., 1991. С. 3-42; Фудель С. Воспоминания // Новый мир. 1991. №З.С. 206-214; Две судьбы (Б. Л. Пастернак и С. Н. Дурылин. Переписка) / Публ. М.А. Рашковской // Встречи с прошлым. М., 1990. Вып. 7; Сергей Дурылин и его время: Исследования. Тексты. Библиография. Книга первая / Сост. А. Резниченко. М., 2010.


Вернуться на главную страницу Дурылина

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС