Дворецкий Игнатий (Израиль) Моисеевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Д >

ссылка на XPOHOC

Дворецкий Игнатий (Израиль) Моисеевич

1919-1987

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Игнатий (Израиль) Моисеевич Дворецкий

Дворецкий Игнатий (Израиль) Моисеевич [2.5.1919, ст. Слюдянка Иркутской обл.— 20.5.1987, Ленинград] — очеркист, прозаик, драматург.

Отец Дворецкого до 1917 участвовал в революционном движении, был членом партии эсеров-максималистов, за участие в террористическом акте отбывал в Сибири каторжные работы, потом остался в Сибири, был после революции рабочим и служащим. В 1938 репрессирован, погиб в лагерях. Мать происходила из семьи, отправленной в Сибирь на поселение, родилась в Александровском централе — знаменитой тюрьме. В начале 1920-х родители Дворецкого расстались. Отец уехал в Москву, мать второй раз вышла замуж.

В детстве Дворецкий не раз убегал из дому. Не поступив после окончания школы в институт, уехал в Херсон, работал там на верфи. Через год поступил в Московский институт государственного права, где проучился 2 года. В июле 1940 Дворецкий с группой студентов был арестован и осужден по уголовной статье. Однако решение вынес не суд, а Особое совещание, и всем, как вспоминал Дворецкий, «дали по восемь лет срока и статью "социально опасный элемент"». Дворецкий добавили еще срок как сыну «врага народа». Несколько раз он пытался бежать, за последний побег был осужден еще на 3 года заключения и отправлен на Колыму. Во время Великой Отечественной войны Дворецкий подал 6 заявлений с просьбой об отправке на фронт, но его не отпустили. На Колыме Дворецкий «работал как все — землекопом, слесарем, возчиком, статистиком, трактористом, рыбаком, грузчиком, а последний год руководителем лагерной агитбригады».

В 1946 Дворецкий был амнистирован. Вернулся в Иркутск, работал на хозяйственной работе, затем три года в газете. Восточно-Сибирского военного округа «Советский боец». 2 года заочно учился на филологическом факультете Иркутского университета. Первая публикация состоялась в 1949. В том же году Дворецкий участвовал в творческой конференции молодых писателей Иркутской обл. К этому был приурочен выпуск местным отделением СП его машинописного сборника рассказов, написанных в 1947-49. В них Дворецкий писал о том, что видел в корреспондентских поездках.

В 1952 вышла повесть Дворецкого «Тайга весенняя» о сибирском леспромхозе, в 1954 — книга рассказов «Полноводье».

С 1955 Дворецкий — член СП СССР. Он переехал в Москву, учился на Высших литературных курсах вместе с Кулиевым, Аграновским, Айтматовым, Падериным и др.

В 1956-1959 в центральных журналах публиковались очерки Дворецкого о строительстве Братской ГЭС.

В 1957 в «Молодой гвардии» была напечатана во многом автобиографическая повесть «Командировка».

В 1958 Дворецкий получил заказ на пьесу от московского Театра им. А.С.Пушкина.

27 окт. 1959 состоялась премьера пьесы «Трасса» в Ленинграде, в БДТ им. А.М.Горького. Днем позже прошла премьера в Москве. Так Дворецкий стал драматургом.

В 1964 Дворецкий переехал в Ленинград.

В 1967 по заказу ТЮЗа (Театр юного зрителя) написал пьесу о школьниках «Мужчина семнадцати лет», которая пользовалась большим успехом. В то же время «Ленфильм» заказал Дворецкому сценарий. «Инженер» — так Дворецкий назвал его — был написан, но студия им не занималась. Театр им. Ленсовета предложил Дворецкому переделать сценарий для театральной сцены. Так родилась самая известная пьеса Дворецкого — «Человек со стороны» (1971), положившая начало т.н. «социологической драме». В «Человеке со стороны» Дворецкий вывел на сцену нового героя — человека начала 1970-х, полностью подчинившего себя делу, которым он занят.

«Человек со стороны» стал в творчестве Дворецкого переломной пьесой. Дальнейшая эволюция героя его драматургии идет от максималиста, требующего полного подчинения делу («Человек со стороны»), к максималисту, воспринимающему дело как часть жизни, а не жизнь как жертву делу. Такой герой живет в согласии с самостоятельно выработанными правилами жизни, но стремясь понимать окружающих («Ковалева из провинции», 1973; «Проводы», 1975; «Веранда в лесу», 1977; «Директор театра», 1984; «Члены общества кактусов», 1986). Возможно, на такую эволюцию героев Дворецкого в какой-то мере оказало влияние руководство созданной им драматургической мастерской, из которой вышли С.Злотников, А.Галин, Л.Разумовская, А.Соколова, А.Кургатников и другие — драматурги «новой волны», сосредоточившиеся на частной, личной жизни своих персонажей.

Последней пьесой Дворецкого стала «Колыма», увидевшая свет уже после смерти автора. Первый вариант пьесы был написан еще в начале 1960-х.

В 1987, значительно изменив пьесу по форме, Дворецкий создал вторую редакцию. В ней наши современники репетировали пьесу о Колыме на сцене народного театра, пытаясь одновременно понять характеры своих героев и объяснить себе и зрителям, людям конца 1980-х, смысл жизни в тяжкое и страшное время. Эти попытки помогали им разобраться в собственной жизни.

Дворецкий не создал того драматургического единства, которое можно было бы назвать театром Дворецкого. Но он создал своего героя — человека, который под разными именами переходил из одной пьесы в другую, меняясь вместе со временем и своим создателем.

О.И.Козлова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 613-614.


Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Веранда в лесу: пьесы. Л., 1986;

Члены общества кактусов: Трагикомические диалоги // Звезда. №10;

Колыма: Героическая хроника // Нева. №12;

Колыма: Героическая хроника // Современная драматургия. 1988. № 1.

Литература:

Чепуров Ан. Игнатий Дворецкий: Драматург и его дело. Л., 1989;

Голикова Н. Анемподист, где ты? Эволюция производственной пьесы в творчестве И. Дворецкого // Современная драматургия. 1987. №4.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС