Джемс Уильям
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Д >

ссылка на XPOHOC

Джемс Уильям

1842—1910

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Уильям Джемс

Джеймс Уильям (1842-1910) — американский философ-идеалист и психолог, один из основателей прагматизма. В психологии развил концепцию «потока сознания» — непрерывно сменяющихся целостных психических состояний. Учение об эмоциях У. Джеймса стало одним из истоков бихевиоризма.

Использованы сведения примечаний к кн.: Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012.

+ + +

Джемс Уильям (1842—1910) - американский психолог и философ-идеалист, крупнейший представитель прагматизма. Профессор Гарвардского университета (США) (1889—1907). Сознавая несостоятельность метафизического метода, свойственного рационализму, Джемс противопоставляет ему не диалектику, а иррационализм. В анализе психики, которую Джемс рассматривал как «поток сознания», подчеркивал роль волевого и эмоционального начал. Заменяя объективное понятие истины прагматическим принципом полезного действия, соответствия интересам, Джемс признавал существование верований, недоступных доказательству и научному обоснованию. «Радикальный эмпиризм» Джемса есть на деле субъективистское сведение реальности к «чистому опыту», к сознанию, а его «нейтральный монизм» рассматривает материальное и духовное как два различных аспекта того же «опыта». Джемс активно участвовал в созданной им в Нью-Йорке специальной организации по «изучению» мистического «опыта». Историю философии рассматривал как манифестацию различных темпераментов и субъективных установок мыслителей. Основные сочинения: «Принципы психологии» (1890), «Многообразие религиозного опыта» (1902), «Прагматизм» (1907).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 116.

Другие биографические материалы:

Подопригора С. Я., Подопригора А. С. Американский философ и психолог (Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013).

Грицанов А.А. Основатель прагматизма (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).

Грязнов А.Ф. Один из главных представителей прагматизма (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Кондаков И.М. Один из основоположников американского функционализма (Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007).

Автор учения о сознании как «чистом потоке» опыта (Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009).

Баландин Р.К. Одним из первых начал изучать подсознательные процессы (Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2012).

Блинников Л.В. Религиозная вера основывается на выдвинутой Джемсом концепции "воли к вере" (Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002).

Его концепция физиологической природы эмоций послужила одним из истоков бихевиоризма (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица США (биографический справочник).

Сочинения:

Вселенная с плюралистической точки зрения. М., 1911;

Психология. М., 1991;

Многообразие религиозного опыта. М., 1993;

Воля к вере. М., 1997.

Зависимость веры от воли и другие эссе. СПб., 1904;

Многообразие религиозного опыта. СПб., 1910;

Прагматизм. СПб., 1910;

Введение в философию. Берлин, 1923;

Введение в философию // Джеймс У. Введение в философию. Рассел Б. Проблемы философии. М., 2000;

The Principles of Psychology, v. 1—2. N. Y., 1890;

Some Problems of Philosophy. N. Y., 1911;

Essays in Radical empiricism. N. Y., 1912;

The Meaning of Truth. N. Y., 1909;

The Works of William James. V. 1-17. Cambridge (MA), L., 1975.

Литература:

Perry R. В. The Thought and Character of W. James. Boston, 1935;

Wild J. The Radical Empiricism of W. James. N. Y., 1969.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС