Дзиньковский Иван
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Д >

ссылка на XPOHOC

Дзиньковский Иван

-

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Иван Дзиньковский

Дзиковский (Дзинковский), Иван (ум. 29.IX.1670) - предводитель крестьянско-казацкого восстания на Слободской Украине в 1670 году. В 1652 году Дзиковский с полком (свыше 4 тысяч человек украинских казаков и крестьян с Черниговщины), спасаясь от гнета польской шляхты, перешел русскую границу; они поселились на берегах реки Тихой Сосны (правый приток Дона) и основали город Острогожск. Из переселенцев был создан Острогожский полк, Дзиковский избрали полковником. В 1660 году полк участвовал в походе русских войск против крымских татар. В 1668 году Дзиковский установил связь с восставшими казаками на Дону, помогал им продовольствием и договорился со С. Т. Разиным о совместном выступлении. 9 сентября1670 года Дзиковский приказал впустить в Острогожск один из присланных Разиным отрядов во главе с атаманом Ф. Шадрой, поднял восстание и захватил власть. Его поддержали местные казаки, стрельцы и городские низы. Верхушка казацкой старшины, местное духовенство и русские дворяне организовали заговор, захватили вожаков восстания и расстреляли.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.


Дзиньковский Иван - острогожский полковник, получивший известность во время войны под руководством С. Разина. Согласно условиям Белоцерковского договора (16 сент. 1651) между малоросс. гетманом Б. Хмельницким и коронным гетманом Н. Потоцким, у Хмельницкого вместо 3 воеводств в границах казацкой черты осталось лишь киев. воеводство, а число реестрового казачьего войска уменьшилось с 60 до 20 тыс. Шляхте были возвращены её прежние владения, а многие казаки расказачивались и вновь превращались в холопов. Разумеется, в таких условиях не могло быть никакого мира между поляками и малорус. населением, к-рое, не желая служить прежним панам, целыми селениями бежало на Левобережье, во владения моск. государя, «на слободы ». Переселения эти начались ещё до известных событий, и многочисл. слободы малорус. переселенцев появились возле Рыльска, Путивля, Белгорода и др. городов- крепостей в юж. областях Рус. госва. Но теперь переселение происходило в массовом масштабе. Пример всем подали выходцы из Волыни. Казаки возникшего было Острожского полка во главе с Д. основали, по жалованной грамоте царя Алексея Михайловича, на берегу р. Тихая Сосна г. Острогожск и перенесли сюда всё своё казацкое устр-во. Т. о., появился 1-й слободской полк, за к-рым последовали и остальные, дав начало т. н. Слободской Украине. Цар. пр-во поощряло это движение и беспрепятственно давало разрешения на расселение вновь прибывавших с Правобережья казаков и крестьян на территориях, прилегающих к Белгородской черте. К началу разинского бунта большую часть населения Слободской Украины составляли казаки, вычеркнутые поляками из реестра, поэтому в их среде быстро нашли отклик призывы их собратьев на Дону принять участие в борьбе против бояр и приказных людей. «Вероятно, в конце августа - начале сентября 1670 г. вверх по Дону двинулся отряд донских казаков во главе с атаманами Федором Шадрой, Федором Колчевым и есаулом Федором Агеевым. Отряд насчитывал всего 25-50 человек, но достиг большого успеха - 9 сентября занял города Острогожск и Ольшаник на Белгородской черте. Успех казаков объяснялся, во-первых, их активной агитацией, направленной на широкое привлечение на сторону восстания местного населения. Отряд Ф. Шадры шел “с воровскими прелесными письмами”, в которых содержался призыв вольных людей прибирать и в Руси выводить начальных людей”. Этот призыв находил отклик у жителей Острогожска и Ольшанска. Правда, администрация на Белгородской черте, желая скрыть размах восстания, сообщала в Москву, что “своровали-де в Острогожском небольшие люди, человек с 40”. Однако очевидец событий в Острогожске, не связанный с местными властями, сотник из Ливен Ф. Марков дал гораздо более подробную картину восстания и, в частности, указал на присоединение в городе “к тем воровским казакам человек с 500”. Данные Ф. Маркова следует признать более достоверными, поскольку они в основном совпадают со сведениями, которые давали в своих расспросных речах захваченные в плен донские казаки и острогожцы -участники восстания. Атаман Ф. Колчев говорил, например, о присоединении к казакам острогожских черкас и русских ста с 4”. Версия же князя Г. Г. Ромодановского об участии в восстании в Острогожске “небольших людей” из числа местного населения явно несостоятельна и не объясняет, как мог такой небольшой отряд донских казаков взять два укрепленных города. Во-вторых, определенную роль в успехе донских казаков сыграл переход на их сторону острогожского полковника Ивана Дзиньковского. Сам И. Дзиньковский еще задолго до появления восставших донских казаков под Острогожском, весной 1670 г., имел сношения со С. Разигочестием. В 11 лет он поступил в КиевоМогилянскую коллегию, ректором которой в то время был известный Иоанникий Галятовский. Состояние коллегии отличалось убогостью не только из-за скудости средств, но больше из-за отсутствия элементарного порядка. Преподавание было насквозь пропитано схоластикой и давало лишь формальное знание латинского языка, некоторые навыки в составлении проповедей и стихов, но не фактического знания. В 1665 коллегия была разорена во время нападения правобереж. гетмана П. Дорошенко, и занятия в ней возобновились лишь в 1669, так что Даниил проучился там лишь 3 года. Поселясь в Кирилловском монастыре (в 8 км от Киева), он в 1668 был пострижен в монахи игуменом Мелетием Дзиком, одним из образованнейших людей своего времени, который благотворно повлиял на мировоззрение Д. Мелетий достойно представлял те слои малороссийского духовенства (митрополит Киевский Иосиф Тукальский, архиепископ Черниговский Лазарь Баранович, Мелетий Дзик и др.), которые являлись одновременно ревнителями православия и защитниками независимости малороссийской церкви от власти московского патриархата. В 1670 Д. переш ёл в Густынский монастырь, неподал ёку от г. Прилуки, а оттуда - в Чернигов. К этому периоду его жизни относится первое дошедшее до нас сочинение Д. «Руно орошенное» (1680). В 1677 он уехал в Литву на поклонение иконе Новодворской Богородицы и там близко сошёлся с белорус. еп. Феодосием Василевичем, к-рый тяготел к Польше, хотя и был ревностным православ. пастырем. В 1678 Д. жил то в Вильно, то в Слуцке и читал свои проповеди, их тексты не сохранились. После смерти Василевича (1679) Д. вернулся в Чернигов. Ко времени пребывания в Литве Д. (по И. А. Шляпкину) относится его знакомство с методами католическо-польской пропаганды и возникновение в связи с этим симпатий к Московскому государствy. Д. поселился в Батурине, при дворе гетмана И. Самойловича, и в 1682 получил в управление Батуринский монастырь, нo уже в следующем году оставил игуменствo, переехал в Киев и поселился в Киево-Печерской лавре. Тогда же он начал составлять Четьи-Минеи (жития святых по месяцам). Принявшись за работу в 1684, Д. занимался ею в течение почти 20 лет. В лавре Д. подвизался штатным проповедником. Митрополит Киевский Варлаам Ясинский называл Д. «искусным и благоразумным проповедником слова Божия» (1689). 1-я проповедь Д., дошедшая до нас, относится к 1685. В 1686 Д. снова принял игуменство в Батуринском монастыре. В 1690 он приехал в Москву и познакомил моск. духовенство с первыми книгами своих Четьей-Миней. В 1692 Д. оставил Батуринское игуменство, чтобы продолжить написание житий святых, не требующее суеты, и поселился в типографии лавры. В конце 90-х гг. Д. служил нек-рое время игуменом Глуховского, потом - Кирилловского и, наконец, Елецкого монастырей; произносил при случае проповеди, печатал понемногу Минеи. В 1701 его рукоположили в митр. Сибирские, но на пути из Москвы в Тобольск расстроилось и без того слабое здоровье архиерея, и, по его просьбе, Пётр I дозволил Д. остаться в Москве. В 1702 Д. был назначен митр. Ростовским. В том же году прибыл в свою епархию и ревностно занялся просвещением духовенства и борьбой с невежеством и пьянством. Паства его была тёмная, бедная, погрязшая в суевериях. Д. учредил школу для детей всех сословий, причём ввёл преподавание греческого и латинского языков. Наряду со школьным обучением Д. заботился о развитии проповедничества, собирая и читая книги по истории церкви и о расколе. Умер Д. 28 окт. 1709 в Ростове и уже в 1717 был причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Сочинения Д. можно разделить на поучительные, полемические, исторические и драматические. К нравоучительным относятся многочисл. проповеди. Те из них, которые он читал ещё в Малороссии, бедны фактическим содержанием, искусственны и риторичны; проповеди же, сказанные в России, отличаются применительностью к понятиям народа и большей простотой. Гл. цель Д. в проповедях - сделать людей лучше и добрее; он - защитник всех слабых и угнетённых. Многие проповеди последних лет его жизни направлены против раскола. В проповедях, вызванных реформами Петра, Д. различает в нём человека и царя; он обличает некоторые слабости Петра, как человека, например вспыльчивость, и хвалит его достоинства, как правителя, напр. заботу о просвещении народа. Полемические сочинения Д. направлены против раскола. Главное из них (1709) долгое время не теряло своего значения: «Розыск о раскольнической брынской вере, о учении их, о делах их и изъявление, яко вера их не права, учение их душевредно и дела их не богоугодны». Вера названа брынской по Брынским лесам в совр. Брянской обл., где скрывлось множество раскольников и откуда их учение проникло в Ярославль и Ростов. К ист. трудам Д. относятся: летопись от сотворения мира до Р. Х., состоящая из нравств. размышлений, Диариум (дневник), каталог киев. митрополитов; но гл. труд Д.- Чети-Минеи, ставшие любимой книгой благочестивых людей. Д. принадлежат ещё несколько духовных драм или мистерий, из которых лучшей считается драма «Рождественская ». Она построена по образцу юго-западных мистерий.

Владимир Богуславский

Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

Славянская энциклопедия


Литература:

Воссоединение Украины с Россией. Док-ты и мат-лы, т. 3, М.,1953, док. No 100, 187;

Стецюк К. I., З iсторiï спiльноï боротьби росiйського i украïйнського нароäiв проти феод.-крiпосницького гнiту в др. пол. XVII ст. (Пван Дзиковський), в сб.: Науковi зап. iн-ту iсторiï Украïни, т. 4, К., 1952;

Стецюк К. I.,  Народнi рухи на Лiвобережнiй i Слобiдськiй Украïнi в 50-70-х роках XVII ст... К., 1960.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС