Джинна Мухаммад Али
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Д >

ссылка на XPOHOC

Джинна Мухаммад Али

1876-1948

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Мухаммад Али Джинна

Джинна (Джинах, арабизация гуджар. Джхина; англ. Jinnah), Мухаммад Али (25.12.1876, Карачи - 11.09.1948, Карачи) - индо-мусульманский политический деятель, основатель и первый глава Пакистана. Из семьи преуспевающего торговца тканями, выходца из касты исмаилитов-ходжа, переселившегося в Синд из Гуджарата. Начальное и среднее образование получил в Карачи и Бомбее (ныне Мумбаи) (мусульманское — в Мадрасат уль-ислам-и Синдх, светское — в Высшей школе Миссионерского общества), высшее — в престижной лондонской юридической школе Линкольнс-Инн (1892-1896). По возвращении в Карачи вел адвокатскую практику, в 1897 поступил в Высший суд Бомбея. Снискав известность как блестящий оратор, сочетавший либерально-националистическое мировоззрение с верностью принципам конституционализма, занялся общественной деятельностью. С 1905 — личный секретарь Д. Наороджи, под влиянием которого в 1906 стал членом Индийского национального конгресса (ИНК), сблизившись с его умеренно-либеральным крылом (в частности, с Г. Гокхале и С. Найду). В январе 1910 избран в 1-й созыв Имперского законодательного совета от мусульман Бомбейского президентства, 1-м из его выборных членов добился осуществления собственной инициативы (придания правовой силы установлениям о вакфах). С 1912 одновременно участвовал в работе Мусульманской лиги (МЛ), в которую формально вступил в 1913. Накануне и в ходе Первой мировой войны призывал к общеиндийской сплоченности мусульман и индусов в противостоянии империализму, отвергая возможность особого электорального статуса для своих единоверцев; считается одним из архитекторов так называемого Лакхнауского пакта о совместных действиях ИНК и МЛ (1916).

В 1919 вышел из Законодательного совета, протестуя против расширения репрессивных полномочий полиции. Не приемля нарастающую радикализацию ИНК, сопровождавшуюся усилением левых настроений и тенденции к конфронтации с колониальной администрацией, в 1920—1921 отошел от участия в нем. Осудил проводившиеся М. К. Ганди акции гражданского неповиновения и сосредоточился на укреплении МЛ, председателем которой неоднократно избирался; дистанцировался и от Халифатского движения. Столкнувшись с неготовностью ИНК гарантировать мусульманам культурно-политические прерогативы, основанные на признании их особой общностью с собственным наследием и цивилизацией, перешел к «исламскому национализму» в духе М. Икбала, а от него — к идее политического обособления индо- мусульманского сообщества. В 1926 поддержал проект отдельных избирательных курий с гарантией индусам и мусульманам пропорционального представительства в законодательных органах. В 1928 на Всепартийной конференции по выработке индийской конституции добивался предоставления мусульманам (1/4 населения колонии) 1/3 мест в органах власти и введения куриальной системы выборов по религиозному признаку, хотя и видел пока будущее единоверцев в единой и неделимой Индии. В 1930—1934 оставив адвокатскую работу, жил в метрополии, где в 1930—1932 входил в индийскую делегацию на 1-й и 2-й конференциях «Круглого стола», на которых продолжил полемику с Ганди. С 1935, после введения Закона об управлении Индией, полностью контролировал руководство МЛ стараясь заново консолидировать партию, заметно ослабленную расколами конца 1920-х. Как председатель парламентского комитета МЛ (с 1936) обеспечивал подготовку в избирательной кампании 1937, в которой МЛ показала неубедительный результат, несмотря на включение в ее программу пункта о предоставлении Индии полной независимости (с подачи Джинны).

После смерти Икбала в 1938 искусная риторика Джинны немало способствовала оформлению общественно-политической позиции индийских мусульман. В феврале 1940 в качестве основного требования МЛ Джинна выдвинул план раздела Индийской империи на два государства: мусульманское (Пакистан) и индусское (Хиндустан). В марте план утвердила Лахорская резолюция съезда МЛ обозначившая курс на независимость. В годы Второй мировой войны Джинна пытался убедить британскую администрацию в том, что раздел — единственное решение, способное предотвратить хаос после деколонизации Индии.

В 1946 с успехом выступил глашатаем идей Икбала на всеобщих выборах, но в то же время содействовав подавлению британцами восстания на индийском флоте. После раздела Индии в августе 1947 занял пост генерал-губернатора Пакистана и интенсивно работал над прекращением межобщинных конфликтов и координацией работы министерств и ведомств зарождающегося государства до начала 1948, когда его здоровье стремительно ухудшилось. Кончина Джинны осенью от туберкулеза и рака легких не дала ему внести полноценный вклад в функционирование новорожденной пакистанской государственности. Социальные симпатии Джинны отличались элитарностью и связывали его с крупными землевладельцами, промышленниками и интеллигенцией. Последовательный прогрессист и рационалист, с ранней молодости культивировавший образ джентльмена, он редко придавал своим публичным выступлениям религиозную мотивацию, делая упор на ислам скорее как на фактор идентичности, нежели доктрину; наиболее значимые заявления (в том числе внутриполитические) делал по-английски, хотя настоял на признании урду единственным государственным языком Пакистана. Пакистанская общественность еще при жизни провозгласила Джинну «величайшим вождем» (ка-ид-и азам) и поныне почитает его как «отца нации» (баба-и каум).

Т. К. Кораев.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 6. М., 2018, с. 11-13.


Сочинения:

Speeches and Writings of Mr M. A. Jinnah / Ed. by J. Ahmad. V. 1-2. Lahore, 1960-1964.

Литература:

Уолперт С. Джинна — творец Пакистана. М., 1997; Ahmed A. S. Jinnah, Pakistan, and Islamic Identity: The Search for Saladin. London, 1997; Bolitho H. Jinnah: Creator of Pakistan. London, 1954; Hay at S. Quaid-i Azam Jinnah, Muslim League, and the Achievement of Pakistan // Pakistan Journal of History and Culture, VII (1986), № 2. P. 61-90; Jinnah F. My Brother. Karachi, 1987; Karahan A. M. Ali Jinnah'a armagan. Istanbul, 1977; Mohammad Ali Jinnah: Founder of Pakistan. Karachi, 1976; Quaid-i Azam Mohammed Ali Jinnah. Islamabad, 1979; Rafique Afzal M. Quaid-iAzam Muhammad Ali Jinnah and the Home Rule Movement // Journal of the Research Society of Pakistan. XX (1983). № 1. P. 1-27; Saiyid M. H. Mohammad Ali Jinnah (A Political Study). Lahore, 1953; Sharif al-Muja- hid. Quaid-i Azam Jinnah: Studies in Interpretation. Karachi, 1981; Sharif al-Mujahid. Quaid-i Azam Jinnah and World Muslim Unity: An Interpretation // Pakistan Horizon, XXXIV (1981). Vol. 1. P. 16-28; Singh J. Jinnah: India — Partition — Independence. Oxford, 2009.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС