Эвкратид I
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Э >

ссылка на XPOHOC

Эвкратид I

172-145 до н. э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Эвкратид I

Эвкратид I или Евкратид I (Εὐκρατίδης, Евкратидес, правил в 172/171–145 годах до н. э.) - греко-бактрийский царь.

Тетрадрахма Евкратида.

«Великий царь Евкратид»

Вот как повествует Юстин о правлении Евкратида: «Почти в одно и то же время стали царями Митридат в Парфии и Евкратид в Бактрии, оба великие мужи. Но судьба, более благосклонная к парфянам, довела их под водительством это-

[111]

го правителя до вершины могущества. Бактрийцы же, ведя непрерывные войны, потеряли не только царство, но и свободу; измученные войнами с согдийцами, арахотами, дрангами, ареяими, они, в конце концов как бы обескровленные, были покорены более слабыми парфянами. И все же Евкратид вел многочисленные войны с величайшей храбростью; так, уже обессиленный ими, когда ему пришлось выдерживать осаду войск царя индов Деметрия, он постоянными вылазками с отрядом в 300 воинов победил 60 тысяч врагов. Во время обратного похода Евкратид был в пути убит своим сыном, которого «перед тем сделал соправителем» (Just., XLI, 6, 1—5). Этот эмоциональный рассказ является как бы кратким конспектом истории правления Евкратида.

Поскольку парфянский царь Митридат вступил на престол около 171 года до н. э., то, если верить упомянутому источнику, примерно в то же время в Бактрии захватил власть Евкратид, который воспользовался длительным отсутствием Деметрия (последний был в индийском походе). По вопросу о происхождении Евкратида существует два противоположных мнения. Ряд исследователей видит в нем полководца, честолюбивым устремлениям которого благоприятствовала сложившаяся в Бактрии обстановка. Другие высказывают предположение о возможной связи Евкратида с Селевкидами и, исходя из этого, готовы видеть в восстании Евкратида чуть ли не попытку Селевкидов подорвать греко-бактрийское могущество 25. Согласно этой версии, Евкратид был наместником одной из восточных сатрапий Селевкидов. Северным берегом Персидского залива он совершил трудный поход в Систан, нанес там поражение Деметрию и после этого утвердился в Бактрии. В качестве доказательства сторонники этой гипотезы ссылаются на монеты Евкратида, где на лицевой стороне помещен портрет самого Евкратида, а на оборотной — портрет пожилого мужчины и женщины с диадемой на голове (признак принадлежности к царскому роду). На лицевой стороне легенда: «Βασιλευς Ευχρατιδης» на оборотной —«Ηλιοχλευος χαι Λαοδιχης». Не вызывает сомнения, что на оборотной стороне этих интереснейших монет изображены родители Евкратида 26, причем

_____

25. Tarn, The Greeks, p. 196 sq.

26. Некоторые исследователи полагали, что на реверсе этих монет изображены сын Евкратида Гелиокл и невестка Лаодика и что монеты выпущены в честь бракосочетания наследника престола (Sallet, Die Nachfolger Alexanders des Grossen, S. 23; Толстое, Древний Хорезм, стр. 239). Однако анализ портрета Гелиокла на всех известных монетах этой серии ясно показывает, что он изображен в пожилом возрасте. Еще П. Гарднер отметил, что, поскольку имена Гелиокла и Лаодики стоят в генетиве, перед ними подразумевается скорее всего слово «сын», так что в целом легенду этих монет следует читать: «Царя Евкратида [сына] Гелиокла и Лаодики» (Βασιλευς Ευχρατιδης [υιος] Ηλιοχλευος χαι Λαοδιχης) (Gardner, The coins of the Greek and Scythic kings, p. XXIV).

[112]

мать его, видимо в отличие от отца, принадлежала к числу членов какой-либо правящей (или свергнутой) династии. Единственно только на том основании, что имя Лаодика носили некоторые представительницы Селевкидской династии, В. Тарн утверждает, что на монетах изображена селевкидская принцесса. Однако это сравнительно широко распространенное греческое имя в равной мере могло принадлежать и женщине из любой другой эллинистической или эллинизированной династии. Остальные аргументы в пользу этой гипотезы еще менее состоятельны 27.

Во второй половине II века до н. э. ослабевшее государство Селевкидов теснили с запада римские легионы, а с востока Парфия. Эти две опасности представляли главную угрозу селевкидским владениям, и, если бы нашелся энергичный полководец, пожелавший поддержать дряхлеющую монархию, его основное внимание несомненно должно было быть уделено Парфии, а не отдаленной Греко-Бактрии, достичь которой он смог бы лишь в обход парфянских владений 28. Скорее всего появление на греко-бактрийском престоле Евкратида — результат внутриполитической борьбы в Бактрии 29.

Нет никаких данных и о том, что Евкратид проник в Бактрию с юга. Напротив, есть все основания считать, что областью его первоначального правления была именно Бактрия. Юстин прямо указывает, что Евкратид пришел к власти в Бактрии (Just., XLI, 6, 1), а среди многочисленных монет с именем этого правителя наиболее ранними являются образцы именно бактрииского чекана 30. В Бактрии находился и город Евкратидия (Strabo, XI, 11, 3; Ptol., VI, 11). В состав владений

_____

27. Narain, The Indo-Greeks, pp. 54—56. Связь монетных типов Евкратида и селевкидской эмиссии отнюдь не столь сильна, чтобы на этом основании можно было бы считать Евкратида селевкидским генералом. Основной тип монет Евкратида — скачущие Диоскуры — безусловно оригинален (табл. 9), и в селевкидской нумизматике его нет. В. Тарн считает, что Евкратид мог подражать вавилонской печати, на которой воспроизведены скачущие Диоскуры (Tarn, The Greeks, p. 204). Однако установлено, что изображение Диоскуров на реверсе монет Евкратида с небольшим отличием повторяет известную скульптурную группу Лисиппа (Тревер, Памятники греко-бактрийского искусства, стр. 121).

28.  Об этом совершенно справедливо пишет А. Нар айн (Narain, The Indo-Greeks, pp. 56, 57).

29. Это отмечал уже С. П. Толстов — один из первых рецензентов книги В. Тар на: «Гораздо естественнее по-прежнему видеть в Евхратиде руководителя восстания греческих поселенцев в Бактрии» (Толстов, Подъем и крушение, стр. 202, 203).

30. Поскольку монеты Евкратида с легендой: «царя Евкратида» датируются более ранним временем чем с легендой: «царя великого Евкратида», ранний чекан этого правителя представлен монетами с одной лишь греческой легендой. Позднее пышный титул появляется как на монетах с одной только греческой легендой (бактрийский чекан), так и на монетах с двуязычными надписями (индийский чекан).

[113]

Евкратида входили также и заамударьинская Бактрия 31  и, видимо, южная часть Согда  32. Та часть Согда, в которой в наше время расположен Бухарский оазис, скорее всего отпала от Греко-Бактрии, о чем, вероятно, и свидетельствует вышеприведенный текст римского историка, упоминающего о войне Евкратида с согдийцами 33.

Утвердившись в сердце греко-бактрийского государства, Евкратид выступил в поход на юг, туда, где за хребтами Гиндукуша армия Деметрия одержала блестящие успехи и захватила богатую военную добычу. Один из эпизодов этого похода отражен в сообщении Юстина о подвигах греко-бактрийского государя, осажденного якобы шестидесятитысячной армией. В целом поход был весьма удачен для Евкратида: он присоединил к своим владениям Паропамисады, Арахосию и западную часть Гандхары 34. По словам Страбона, под властью Евкратида была тысяча городов (Strabo, XV, 1, 3). Гордый своими успехами, Евкратид принял титул «великий». Монеты Евкратида с этим титулом в таком изобилии представлены в музейных собраниях, что не приходится сомневаться в длительности правления этого государя. Индоязычные легенды этих монет, равно как и квадратная их форма (указывающая на связи с древним гандхарским чеканом), свидетельствуют о выпуске их в областях к югу от Гиндукуша.

Мысль о «незаконности» захвата греко-бактрийского престола, видимо, беспокоила Евкратида. Именно этим следует объяснять чекан упоминавшейся выше серии тетрадрахм и драхм с изображением родителей Евкратида. «Великий» царь стремился обратить внимание своих подданных на то обстоятельство, что его мать принадлежала к царскому роду 35.

Пока греко-бактрийский престол переходил из рук в руки, рядом с Греко-Бактрией все более крепло государство, став-

_____

31. Об этом помимо распространения в указанном районе монет Евкратида свидетельствует тот факт, что тип оболов Евкратида послужит образцом для местного чекана «монет (см. Дьяконов, Работы Кафирниганского отряда, стр. 171).

32. В кашка-дарьинском Согде был найден единственный в Средней Азии клад, содержавший около 100 греко-бактрийских монет, в основном Евкратида (Массой М., Монетные находки 1917—1927 гг., стр. 284). Монеты Евкратада чаше, чем монеты каких-либо других греко-бактрийских правителей, встречаются в Средней Азии (см. Массой М., Находки греко- бактрийских монет, стр. 43).

33. Видимо, в период правления Евкратида в бухарском Согде начали чеканить монеты по образцу тетрадрахм Евтидема (см. Массой, Денежное хозяйство, стр. 44,. 42). Легенда этих монет содержит титул (идеограгмма  MR'Y «государь») и, видимо, имя государя.

34. Д. Маршалл отмечает, что нет данных, свидетельствующих о вхождении Таксилы (восточная Гандхара) в состав владений Евкратида (Маг shall, Taxila, vol. I. p. 30).

35. Об этом вполне убедительно пишет А. Нарайн (Narain, The Indo- Greeks, p. 57).

[114]

шее со временем ее грозным противником. В правление Митридата I (171—138 годы до н. э.) Парфия, усилившаяся: За счет (присоединения к ней ряда селевкидских провинций в Западном Иране и Месопотамии, становится крупной державой. Парфяно-бактрийские противоречия, впервые возникшие еще на заре независимости обоих государств, вспыхнули с новой силой. Видимо, слишком заманчивой добычей казалось Митридату греко-бактрийское царство, ослабляемое бесконечными дворцовыми переворотами. Из сообщений Страбона известно, что Евкратид вынужден был уступить парфянам две сатрапии — Аспион и Туриву (Strabo, XI, II, 2), расположенные, видимо, на западных границах греко-бактрийского царства 36. Тот же автор пишет, что парфяне, победив Евкратида, «присвоили себе часть Бактрианы» (Strabo, XI, 9, 2). Возможно, в данном случае речь идет о тех же двух сатрапиях, и во всяком случае нет никаких оснований утверждать, как это делают некоторые современные исследователи, что Митридат I какое-то время владел всей Бактрией 37.

Скорее всего парфяно-бактрийская война происходила еще до «индийского похода» Евкратида, который едва ли решился бы его начать, не имея обеспеченного тыла. Юстин прямо сообщает, что в последние годы своей жизни Евкратид совершил поход в Индию, при возвращении из которого и был убит своим сыном, вероятно Гелиоклом (последний наследовал, судя по нумизматическим данным, власть Евкратида в Бактрии) 38. Это событие скорее всего произошло около 155 года до н. э. Период расцвета греко-бактрийского царства пришел к концу, начался его политический упадок.

Письменные источники почти ничего не сообщают относительно истории греко-бактрийского царства после смерти

_____

36. Местоположение этих сатрапий не установлено. Предположение о. том, что Турива равнозначна Талурии, представляется маловероятным (см. Tarn, The Greeks, p. 88; Массой M.f Ф северо-восточных пределах парфянского государства, стр. 147). См. также выше, стр. 106, прим. 13.

37 В. Тарн полагает, что парфяно-бактрийское столкновение относится к концу правления Евкратида (Tarn, The Greeks, p. 223): Отдельные находки парфянских монет в южной Бактрии (ом., например, Fischer, Preliminary notes, lis. 5) могли быть связаны с развитием торговли.

38. Некоторые исследователи пытались подвергнуть сомнению факт гибели Евкратида от руки сына. Предполагалось, что греко-бактрийского государя якобы убил сын Деметрия I (tb. Taps) или что Евкратид погиб в битве с парфянами (А. Каннннгам). Но поскольку нет других данных о смерти Евкратида, кроме сообщения Юстина. необходимо следовал» тексту этого источника. Некоторых исследователей приводил в смущение титул «справедливый», принятый Гелиоклем. Однако и Юстин сообщает, что сын Евкратида видел в убийстве отца не более как свершение справедливости: «Сын этот даже не старался скрыть отцеубийство, как будто он убил не отца, а врага. Он проехал на колеснице по отцовской крови и приказал бросить труп без погребения» (Just., XL1, 6, 6).

[115]

Евкратида. Нумизматический материал для этого времени, напротив, очень обилен. Можно насчитать по крайней мере двадцать правителей и правительниц, которые, судя по легендам монет, царствовали в Греко-Бактрии или (для «большинства из них это будет более справедливым) в греко-индийских сатрапиях. По-видимому, среди этих лиц были прямые потомки Евтидема и Евкратида, добивавшиеся царской власти по «праву рождения». Но вряд ли приходится сомневаться в том, что многие из правителей были просто удачливыми военачальниками или политическими авантюристами. Исследователи положили немало труда, пытаясь разобраться в этом нумизматическом калейдоскопе имен царей и цариц, но результаты этих попыток весьма невелики. Ни одна из предложенных схем родословных связей, хронологии правлений местных царьков и границ их владений не может быть признана достаточно обоснованной  39.

Для суждения о том, какие именно территории могли входить в состав владений отдельных правителей, большое значение имеет топография монетных находок. В этом отношении особенно велика научная ценность коллекции монет, обнаруженных около селения Мир-Заках, к северо-востоку от Гардеза  40, на северо-восточной окраине Арахосии. Здесь находилось священное озеро, на дно которого бросали различные предметы, в первую очередь монеты. Естественно, что местные жители бросали те монеты, которые были у них в повседневном обращении.

Три монеты этой коллекции датируются второй половиной II века до н. э. и выпущены правителем, по имени Антимах Теос («бог»), именуемым нумизматами Антимахом I 41. На всех его монетах легенды на греческом языке. Чаще всего их находят на территориях древней Бактрии 42 и Согда 43, что свидетельствует о том, что Антимах правил в какой-то из

____

39. Уже первые попытки, делавшиеся в этом направлении, вызвали резкую, по справедливую критику В. В. Григорьева (см. Григорьев, Греко- бактрийское царство, стр. 343).

40. Благодаря стараниям интеллигенции Афганистана значительная часть монет этой коллекции попала в Кабульский музей, всего вместе с монетами древнеиндийского чекана в Кабульский музей из Мир-Закаха поступило около 9 тыс. монет (Curiel — Schumberger, Le tresor de Mir Zakah).

41. Одна монета представляет собой обычную драхму с легендой: «царя бога Антммаха». Две другие — квадратные медные, с легендой на реверсе: «царя Антимаха», поскольку Антимах II Никифор выпускал исключительно монеты с двуязычной легендой, прав, видимо, Р. Уайгхэд. относящий данные монеты к чекану Антимаха I (Whitehead, Notes, p. 104).

42. Так, в Кундузском кладе найдено 14 монет Антимаха I (Narain, The Indo-Greeks, p. 48). Гипотеза о правлении Антимаха в Маргиане нумизмагически не обоснована.

43. Кастальский, Тетрадрахма-медаль Антимаха I.

[116]

названных областей (скорее всего в Бактрии). Показательно, что этот правитель принял титул «Твое», возродив традицию обожествления правящих лиц, широко распространенную на Востоке и воспринятую в свое время Александром, но вызвавшую резкую оппозицию греко-македонского окружения Александра.

Желая, видимо, подчеркнуть свое родство с прежними греко-бактрийскими правителями, Антимах выпустил серию монет, на лицевой стороне которых помещены портреты Диодота и Евтидема, а на оборотной — легенда с титулом Антимаха. Выпуск Антимахом монет квадратной формы (подражание местному чекану Гандхары) был, видимо, обусловлен его попытками продвинуться на юг от Гиндукуша  44. Идея Антимаха I о выпуске посвятительной серии монет была подхвачена правителем, носившим имя Агафокл и правившим, видимо, где-то в пределах Гандхары. Во всяком случае бесспорно, что монеты Агафокла чеканены в Таксиле 45.

Одним из эфемерных правителей был некто Платон. Его изображение в боевом шлеме весьма напоминает портрет Евкратида, современником которого он, видимо, являлся. Уникальная тетрадрахма Платона составляет счастливое исключение в греко-бактрийской нумизматике — на ней проставлена дата выпуска по селевкидской эре: 166 год до н. э. Монеты Платона имеют только греческую легенду, но где они были выпущены — в Бактрии, Дрангиане или Арахосии, сказать трудно.

Ко второй половине II века до н. э. следует относить правление Архебия, Антиалкида и Антимаха II Никефора. Все они выпускали монеты с греческими и индийскими легендами. Поскольку в коллекции Мир-Закаха довольно много монет всех трех правителей (97 монет Архебия, 124— Антиалкида и 133 — Антимаха II), то можно предположить, что Арахосия входила в сферу их политического влияния. Но особенно много в Мир-Закахе монет Аполлодота Сотера (587 штук) и Менандра (524 штуки). Имена этих правителей упоминаются и в письменных источниках. Так, индийские цари Аполлодот и Менандр упоминаются в оглавлении несохранившейся сорок первой книги истории Помпея Трога. В «Перипле Эритрейского моря», составленном в конце I века н. э. египетским купцом, сообщается, что в Баригазах — крупной торговой га-

_____

44. О монетах квадратной формы, выпускаемых Антимахом I, см. прим. 41. Известна также круглая медная монета Антимаха I с (изображением на аверсе идущего слона (Gardner, The coins of the Greek and Scythia kings, p. 164), что обычно считается характерной особенностью гандхарского, или даже, более узко, таксильского чекана. Обел Антимаха I найден в Белуджистане (Rapson, Ancient silver coins, PL 320).

45. Едва ли во владения Агафокла входила какая-либо часть Арахосия — в Мир-Закахе найден всего семь монет этого правителя.

[117]

вани в низовьях Инда — еще были в обращении «драхмы с вычеканенными греческими буквами именами царствовавших после Александра Аполлодота и Менандра» (Peripl., § 47). Наконец, как отмечалось выше, и Страбон, цитирующий в данном случае Аполлодора, считает Менандра правителем, совершившим наибольшие завоевания в Индии.

На основании того, что в источниках Аполлодот и Менандр упоминаются только вместе, В. Тарн предположил, что они были как-то связаны между собой; скорее всего это два полководца царя Деметрия, которые после его смерти создали большие независимые владения. Однако эта гипотеза не подтверждена какими-либо материалами.

Источники ничего не сообщают о первых этапах деятельности Аполлодота и Менандра. Судя по многочисленности монет с именами этих правителей, территории их владений и время пребывания у власти были достаточно велики. Трудно что-либо сказать о государстве Аполлодота, кроме того что в него, видимо, входили Гандхара и Арахосия. Не установлены также и хронологические рамки его правления 46.

Несколько больше сведений сохранилось о Менандре. Согласно буддийской исторической традиции. Менандр родился в селении недалеко от Александрии Кавказской (таким образом, он принадлежал по крайней мере ко второму поколению эллинских колонистов). Менандр был дальновидным политиком. Объединив под своей властью значительную территорию, он попытался укрепить социальную базу нового государства, опираясь не только на греко-бактрийские вооруженные силы, но и на определенные слои населения покоренных им стран. С этой целью он. видимо, и принял буддизм 47, который еще императоры Маурья возвели в ранг государственной религии. Запись его беседы с мудрецом Нагасеной стала одним из классических памятников буддийской литературы. Столицей Менандра был крупный город Сагала, соответствующий, видимо, современному Сиалкоту 48. Основой его

_____

46. Большинстве исследователей откосит Аполлодота к середине II века до н. э., о чем свидетельствует как будто и тот факт, что его монеты перечеканивались Евкратидом. А. Нарайн на основании наличия монеты индо-сакского правителя Мауэса, перечеканенной Апэллодотом (Narain, The Indo-Greeks, p. 145), предлагает датировать его правление концом II века до н. э. Возможно, что эта перечеканка относится к последним годам царствования Аполлодота.

47. Некоторые исследователи ставят под сомнение сообщение источников о принятии Менандрам буддизма, поскольку на его монетах ломимо буддийских символов встречаются и другие изображения, а частности Афины Паллады. Но эти сомнения едва ли основательны. Достаточно вспомнить широкую веротерпимость Канишки. Реверс его монет — своеобразная галерея божеств различных религий.

48 Различные точки зрения о локализации Сагалы см. у А. Нарайна (Narain, The Indo-Greeks. pp. 172, 473).

[118]

владений была Гандхара, но вероятно, что его власть распространялась и на Арахосию, а также далеко на юг, вплоть до низовий Инда 49.

Правление Менандра скорее всего следует относить к середине II века до н. э. Буддийская традиция повествует о том, что Менандр в конце своей жизни удалился от дел и пере «хал власть овоему сыну. Большего доверия заслуживает сообщение Плутарха о смерти Менандра в походе. Менандр как греко-индийский правитель и Евкратид как греко-бактрийский государь знаменовали период наибольшего политического подъема Греко-Бактрии рассматриваемого времени. Впоследствии на развалинах крупных, но непрочных политических объединений возникает целый ряд владений различной величины, знаменующих закат былой мощи державы.

_____

49. Исследователи отмечают отсутствие ладо-греческих монет в низовьях Инда (Whitehead, Notes, p. 101), на основании чего А. Нарайн склонен ограничивать индо-греческие владения в Индии чуть ли не одной Гандхарой (Narain, The Indo-Greeks, pp. 68, 69, 93). Но едва ли есть основания игнорировать прямое сообщение Страбона о границах завоеваний Деметрия и Менандра (Strabo. XI, М, 1).

[119]

Цитируется по изд.: Массон В.М. Ромодин В.А. История Афганистана в двух томах. Том I. С древнейших времен до начала XVI века. М., 1964, с. 111-119.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС