Флавиан, Городецкий
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ф >

ссылка на XPOHOC

Флавиан, Городецкий

1840-1915

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Флавиан (Городецкий)

Флавиан (в миру Городецкий Николай Николаевич), митрополит Киевский и Галицкий (26.07.1840—5.11.1915), церковный и общественный деятель.

Представитель старинного дворянского рода Симбирской губ. Отец, выйдя в отставку, поселился в Орловской губ. Будущий митрополит в 12-летнем возрасте остался круглым сиротой и воспитывался в доме глубоко религиозной тетки, получив хорошее домашнее образование. В 1853 он был зачислен сразу в IV класс Орловской гимназии, по окончании которой в 1857 поступил на юридический факультет Императорского Московского университета. Религиозная настроенность и возвышенное стремление послужить просвещению народа побудили юного студента, при мысли о своем будущем, отдать преимущество иночеству перед мирской жизнью. В 1861 на последнем курсе университета неожиданно для многих Н. Городецкий оставил высшую школу и решил принять монашеский чин. В качестве послушника он поступил в Николаевский Песношский монастырь Московской епархии, а 10 дек. 1863 был принят в число штатных послушников Симонова монастыря Москвы, где выполнял все самые тяжелые работы. В 1866 архимандрит Симонова монастыря Гурий (Карпов) был назначен настоятелем Русской Посольской церкви в Риме и предложил послушнику Николаю сопровождать его в качестве частного секретаря. И 17 февр. 1866 он принял монашество с именем Флавиан, а на следующий день был рукоположен во иеродиаконы. Через 1,5 мес. архим. Гурий был вызван в Россию и хиротонисан во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. Вместе с ним в Казань отправился и Флавиан с причислением к братству Спасского Казанского монастыря, где 9 апр. 1867 был рукоположен во иеромонахи. В 1868 иеромонах Флавиан по желанию преосвящ. Гурия, в связи с переводом последнего на Симферопольскую кафедру, был причислен к составу братства Таврического архиерейского дома, где он выполнял обязанности духовника, а затем эконома. Он также совершал богослужения и требы в Феодоро-Стратилатовской церкви Алушты, состоял инспектором классов и законоучителем Таврического епархиального женского училища (с 23 марта 1871). 16 окт. 1873 Флавиан получил в управление Бахчисарайский скит Таврической епархии.

6 июня 1873 он был включен в состав Православной Пекинской Духовной миссии. Деятельность Флавиана в Китае была весьма плодотворной. Он овладел не только устной речью, но и китайской письменностью. По поручению начальника миссии он занялся переводом на китайский язык книг религиозно-нравственного содержания, исполняя при этом обязанности священнослужителя Миссии. Иеромонах Флавиан перевел «Указание пути в Царство небесное» митрополита Московского Иннокентия, «Краткое изложение христианской веры» прот. Н. Волобуева и др. книги. Им было написано немало самостоятельных сочинений, в т. ч. «Объяснение православного богослужения для китайцев». Значительным его достижением было приведение в порядок материалов для китайско-русского словаря, подготовленных архим. Палладием (Кафаровым), для чего потребовался год кропотливой работы. Впоследствии словарь был издан. Успеху проповеди Флавиана содействовало отличное знание китайских верований, обычаев и нравов, продолжительные беседы с местными жителями. 2 окт. 1879 по синодальному определению иеромонах Флавиан был назначен на должность начальника Пекинской миссии с возведением в сан архимандрита. Благодаря стараниям Флавиана богослужение стало совершаться на китайском языке. Для большего успеха миссионерской деятельности архимандрит хотел иметь в числе своих сотрудников духовных лиц из местных уроженцев, и в 1882 он отправился в Японию к преосвящ. Николаю (Касаткину) для представления китайцев к рукоположению в сан. 25 окт. 1883 ввиду ослабленного здоровья Флавиан был уволен от службы с причислением в число братии Александро-Невской лавры.

20 янв. 1885 состоялось наречение, 2 февр. хиротония Флавиана во епископа Аксайского, викария Донской епархии. 29 июня того же года преосвящ. Флавиан был перемещен на кафедру епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии. Хорошо узнавший и по достоинству оценивший его член Св. Синода архиепископ Холмский и Варшавский Леонтий получил в лице еп. Флавиана деятельного и энергичного помощника. В 1891 архиеп. Леонтий был назначен митрополитом Московским, а 14 дек. того же года последовало назначение Флавиана епископом Холмским и Варшавским. Его архипастырские труды и личные качества обратили на себя внимание Верховной власти. 15 мая 1892 Флавиан стал архиепископом, в 1895 награжден орденом св. Владимира II степени, дважды он был почтен вызовом в С.-Петербург для присутствия в заседаниях Синода (в 1892 и 1894). 21 февр. 1898 преосвящ. Флавиан был назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским со званием экзарха Грузии и члена Св. Синода. В Грузии Флавиан проявил опытность в решении трудных вопросов епархиального управления, доступность и умение выслушать просителя. Высшей оценкой его деятельности в Грузии явилась Высочайшая грамота, пожалованная 6 мая 1900 вместе с орденом св. Александра Невского. Позднее, в 1910, Флавиан был награжден и высшей наградой России  орденом св. Андрея Первозванного. Ранее по достоинству были оценены его ученые труды: в 1898—99 он был избран в почетные члены Казанской и Петербургской Духовных академий, а в 1902  Киевской. 10 нояб. 1901 Флавиан был назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским с оставлением в звании члена Св. Синода. Во главе Харьковской епархии Владыка находился всего 14 мес. 3 февр. 1903 последовало его назначение митрополитом Киевским и Галицким.

В высокопреосвящ. Флавиане гармонично сочетался образ крупного государственного деятеля и властного иерарха Церкви. Как один из старейших членов Синода, он твердой рукой направлял духовную жизнь страны. В дни смуты и анархии 1905 митрополит всю свою нравственную силу обратил на борьбу с разрушителями государственности. Он стал свидетелем той политической вакханалии, которая имела место на улицах Киева в октябрьские дни 1905. В это время к Владыке явились «общественные» деятели, желавшие узаконить эксцессы уличной жизни авторитетом Флавиана. «В этот же момент сердце Владыки мучилось проявлениями либеральных увлечений духовенства, обнаружившихся (под влиянием тех же «общественных» деятелей) на октябрьском съезде духовенства (в 1905). Наряду с духовенством волновалась Духовная академия, выражая свои увлечения в самой резкой форме, Духовная семинария. Многие знают, как искренне, как глубоко печалилось сердце Владыки, который уже приходил к мысли об организации пастырской школы на собственные средства», — так описывались те события в «Херсонских епархиальных ведомостях» 1 дек. 1915. Чтобы вразумить духовенство, зачастую шедшее на поводу у бунтовщиков, Флавиан обнародовал свое знаменитое послание «Пастырям Киевской епархии», где писал: «Нужно и даже должно сказать, что для нашей нелицемерной преданности Церкви Православной предстоит теперь испытание, равно как предстоит испытание и для всех православных в крепости их веры. Теперь нет преград, удерживающих немощных верою в ограде церковной, и нам, пастырям нельзя закрывать глаз своих от напряженной деятельности врагов Церкви Православной. По местам они ведут уже против нее усиленную и открытую борьбу, стараясь путем воззваний, подговоров, угроз и даже насилий отторгнуть от нее возможно большее число ее чад… Пастыри Киевской Церкви! Исполняйтесь духом святой Христовой веры! Никогда не забывайте того, что внутренняя сила нашего православия велика и неисчерпаема. Этой силы достанет на все времена. Исполнившись сами духом и силою православия, вносите теплоту и свет его и в среду вверенной вам от Бога паствы. Больше теплоты, больше сердечности, больше убежденности в вере, пастыри!». В телеграмме от духовенства Киева по случаю 25-летия служения Флавиана отмечалось: «Заколебались основы Руси и вместе Православной Церкви. Настало лихолетье. Смущение объяло умы и сердца людей. В это поистине трагическое время Вы явились истинным пастырем своего словестного стада. В своем известном обращении к сопастырям Вы преподали мудрые руководственные указания образа действования, в своей же жизни дали пример деятельности. Как всегда Вы твердо стояли под знаменем: “за Веру, Царя и Отечество” и, выполняя то, что требовалось им, собрали вокруг него и подле себя своих сопастырей, и через них и всю свою паству. При этом не было места колебанию, путь указан был прямой, точный и верный».

Владыка занимался общественной деятельностью и благотворительностью. На свои средства в Киево-Печерской лавре он построил Благовещенскую церковь с тремя престолами, больничный комплекс, создал огромную братскую библиотеку-читальню и завещал ей свою книжную коллекцию. В Китаевской пустыни Флавиан построил больничный корпус с домовым храмом прп. Серафима Саровского. Созданный в 1902 в Киеве Миссионерский Комитет был преобразован Флавианом в Епархиальный Миссионерский Совет, который под его руководством содействовал приходскому духовенству путем издания и рассылки брошюр, листков религиозно-нравственного содержания. Совет содержался за счет личных средств митрополита. Флавиан являлся членом Предсоборного Присутствия в 1906, Комиссии по бракоразводному вопросу 1907, Комиссии по коренной реформе церковного управления в Грузинском экзархате 1908, Комиссии по устройству внутренней миссии 1909.

Митр. Флавиан, будучи сам по своим убеждениям твердым монархистом, оказывал содействие патриотическому движению. Он не только приветствовал открытие Третьего Всероссийского Съезда Русских Людей в Киеве 1—7 окт. 1906, но и лично совершил торжественный молебен перед его открытием, а также произнес напутственное слово: «Православные Русские Люди! Горячая любовь к дорогой нашей родине и искреннее желание прийти ей на помощь в переживаемую нами тяжелую годину, подвергли нас собраться со всех концов России, в наш богоспасаемый Киев, на Третий Всероссийский Съезд Русских Людей. Как предстоятель церкви Киевской, я сердечно приветствую собрание ваше и от всей души желаю, чтобы оно еще теснее объединило всех нас между собой и еще сильнее укрепило союз наш во благо единой неделимой России и православного Русского Народа с Самодержавным Царем. Господь да поможет вам в вашей деятельности, направленной на пользу Отечества и Церкви Православной, и да увенчает полным успехом все благие намерения и стремления ваши». В 1908 в дни юбилейных торжеств в честь вмц. Варвары, всецело стараниями и влиянием митрополита был организован Всероссийский миссионерский съезд. Флавиан объединил для обсуждения церковных и богословских вопросов едва ли не всех выдающихся деятелей Русской Церкви. Владыка внимательно следил за расследованием обстоятельств убийства отрока А. Ющинского и за ходом дела Бейлиса, оказывал поддержку монархистам, стремившимся довести дело до суда. Так, 8 нояб. 1913 он не устрашился присутствовать на торжественном обеде у Б. В. Никольского в честь героев Киевского процесса. В годы первой мировой войны по инициативе Флавиана в Киево-Софийском митрополичьем доме был открыт госпиталь им. церквей и духовенства Киевской епархии на 100 кроватей. Киево-Печерская лавра отвела помещение в странноприимнице для 1000 раненых, 500 больных и 1000 чел., изготовлявших обмундирование, содержала на свои средства лазарет на 120 мест.

Осенью 1915 владыка Флавиан тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, он обратился с письмом к архиепископу Харьковскому Антонию (Храповицкому) с просьбой приехать и совершить обряд погребения. Умирал митрополит в полном сознании. За 2 дня до смерти он созвал викарных епископов и сделал все распоряжения. Дата его кончины пришлась на день памяти свт. Павла Тобольского, о канонизации которого он хлопотал в Синоде. Погребен в Крестовоздвиженской церкви Ближних Пещер Киево-Печерской лавры в том месте, которое он сам выбрал для себя. Один из его почитателей писал: «В лице митрополита Флавиана Россия похоронила искреннего, благородного и горячего Патриота. Он всей своей душой любил Россию. Он искренне, безраздельно, по-детски радовался ее радостям и болел ее страданиями».

Кальченко Т.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.


Литература:

25-летие Архипастырского Служения Высокопреосвященного Флавиана, митрополита Киевского и Галицкого. Киев, 1910;

Манова Н. Л. Митрополит Киевский и Галицкий Флавиан // Віра і Розум. 2000. № 1;

Третий Всероссийский Съезд Русских Людей в Киеве. Киев, 1906.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС