Фонвизин Денис Иванович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ф >

ссылка на XPOHOC

Фонвизин Денис Иванович

1744-1792

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Денис Иванович Фонвизин

Фонвизин Денис Иванович (3[13].04.1744 или 1745—1[11].12.1792), писатель, драматург. Родился в Москве в богатой дворянской семье. В 1755—60 учился в гимназии при Московском университете, в 1761—62 — на философском факультете того же университета. Еще в студенческие годы начал печататься в московских журналах, сделал свой первый перевод: «Басни нравоучительные» датского просветителя Л. Хольберга. Приступил также к переводу романа Террасона «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя Египетского» (ч. 1—4, 1762—68), трагедии Вольтера «Альзира» (с 1762) и др. произведений. В 1762 Фонвизин определился переводчиком в Коллегию иностранных дел, переехал в Петербург. В 1763—69 служил секретарем кабинет-министра И. П. Елагина (который ведал разбором челобитных на высочайшее имя, а с 1766 — и императорскими театрами). Тогда же сблизился с кружком молодых офицеров; видимо, в результате общения с ними Фонвизин создал «Послание к слугам моим…» (опубл. 1769) — сатирическое произведение оригинального жанра, опиравшееся на традиции русской басни и сатиры, а также западноевропейские ироикомические поэмы. В поэтике классицизма послание относилось к «высоким» жанрам; Фонвизин отошел от установившейся нормы, сделав героями своего произведения людей «незначительных» — крепостных. При этом автор во много разделял скептическое отношение своих героев к существующим порядкам. Стремление объяснить характеры героев их бытием позволяет видеть в «Послании…» предвестие рождения русской реалистической сатиры. Фонвизин продолжает переводческую работу. Как просветитель выступает за всеобщее обучение, за постепенное — по мере «просвещения» — освобождение крестьян. Его идеал политического устройства — просвещенная монархия, идеал человека-патриота.

Принадлежность Фонвизина к кружку Елагина, куда входили драматурги В. И. Лукин, Б. Е. Ельчанинов и др., определила его интерес к драме. Поддерживая стремление Лукина сблизить драму с жизнью, опираясь на его опыт «склонения» иностранных комедий «на русские нравы», Фонвизин переделал сентиментальную драму Ж. Б. Л. Грессе «Сидней» в комедию «Корион» (пост. в Петербурге в 1764). В к. 1760-х под влиянием общественного оживления, связанного с политическими спорами вокруг Комиссии для сочинения проекта нового уложения (1767—69), Фонвизин пришел к замыслу оригинальной русской сатирической комедии. Первым образцом в этом роде явилась его комедия «Бригадир» (1766—69, пост. 1770, опубл. 1792—95), в которой высмеивалось невежество, взяточничество, раболепство перед всем иностранным «благородного сословия». Корень зла Фонвизин-просветитель видел в порочности космополитического воспитания молодых дворян.

Создавая «Бригадира», Фонвизин еще следовал традициям классицизма, что сказалось в четком делении персонажей на добродетельных и порочных, в рационалистическом подчеркивании одной черты характера героя, в соблюдении единств времени, места. Однако в комедии по-новому представлен образ жизни, быт героев; если у драматургов классицизма быт обычно изображался как сумма смешных явлений «низменной» жизни, нередко лишенных национальной окраски, то у Фонвизина показаны именно русские нравы и обычаи. С появлением «Бригадира» русская литература и театр включались в то течение европейской культуры, которое противопоставляло себя классицизму; преодолевался барьер между искусством и жизнью, ставились конкретные проблемы реальной жизни людей. При этом Фонвизин принес в литературу не мелкий бытовизм, а значительность характеров, проблемность. Так, в «Бригадире» осмеиваются не отдельные носители абстрактного порока — Фонвизин ставит вопрос о дворянстве в целом, о принципе существования его как сословия, не случайно комедия отразила все главные формы деятельности этого сословия — чиновничью, военную и собственно помещичью: чиновники грабят нацию (Советник), офицеры бьют солдат смертным боем (Бригадир), крестьян гноят на месячине (в имении Советника). Ставя столь важные проблемы, невозможно было оставаться в рамках традиционной комедии «чистого» смеха. В комедии Фонвизина звучат и трагические ноты. Когда Бригадирша рассказывает о своей тяжелой судьбе, образ этой глупой, жадной, но страдающей женщины получает неожиданную объемность. И это открывало литературе путь к новому, лишенному однолинейности пониманию человека. Фонвизин изобразил и «новых людей» — гуманистов, просвещенных дворян, противостоявших бездуховному существованию Советников и Бригадиров.

В 1769 Фонвизин стал секретарем руководителя Коллегии иностранных дел — Н. И. Панина, воспитателя наследника престола. Фонвизина и Панина сближали оппозиционность по отношению к правительству Екатерины II, ненависть к фаворитизму, убежденность, что России нужны «фундаментальные законы». В 1777—78 Фонвизин совершил поездку по Франции и Германии (чтобы поправить здоровье, но возможно, и с какими-то тайными дипломатическими поручениями) и рассказал о ней в «Записках первого путешествия», состоящих из писем П. И. Панину — брату Н. И. Панина (при жизни Фонвизина публикация «Записок…» не была разрешена). Изображая кризисное положение во Франции, Фонвизин давал урок русскому правительству. «Записки…» сыграли важнейшую роль в становлении русской прозы. Резкая критика русских государственных установлений дана в «Рассуждении о непременных государственных законах», написанном Фонвизиным в н. 1780-х и распространявшемся в списках: автор осуждал положение, при котором «люди составляют собственность людей», выступал за предоставление политических прав всем сословиям.

В 1781 Фонвизин создал самое значительное свое произведение — комедию «Недоросль» (пост. 1782; опубл. 1783). В. О. Ключевский назвал «Недоросль» «бесподобным зеркалом» русской действительности. Обличая барский произвол, Фонвизин показал развращающее действие крепостного права, которое уродовало как крестьян, так и помещиков. Проблема воспитания дворянства, поднятая в «Бригадире», получила в «Недоросле» социальное звучание. Фонвизин придерживался просветительской программы нравственного воспитания гражданина и патриота, истинного сына Отечества. Фонвизин оценивает и судит не людские пороки сами по себе, а прежде всего общественные отношения. Положительные герои — просвещенные дворяне-патриоты — не просто осуждают крепостное право, но и борются с ним. Комедия строится на остром социальном конфликте; ее развязка (учреждение опеки над имением Простаковой) содержит в себе призыв к реформам в духе Просвещения. Жизнь в доме Простаковых представлена уже не как суммарная картина нелепых обычаев, а как система отношений, основанных на крепостничестве. Раскрывая воздействие среды на личность, Фонвизин делает одной из главных проблему воспитания: очень точно фиксируется уродующее влияние уклада помещичьей усадьбы на Митрофана. Развитие интриги отступает на второй план. Нарушается и важнейший для классицизма принцип единства действия. Обнажая внутреннюю драму таких отрицательных персонажей, как Еремеевна и Простакова, Фонвизин создает многоплановые характеры. По словам Н. В. Гоголя, «Недоросль» — «…истинно общественная комедия».

Просветительское миросозерцание Фонвизина сказалось в изображении положительных героев «Недоросля» как людей, живущих по вечным законам природы и разума. Историзм в понимании общественного человека не свойствен Фонвизину, воздействие среды на человека он понимает только в смысле искажения его «естественной» природы. Поэтому положительные герои воспринимаются как «слишком идеальные». И тем не менее «Недоросль» — этапное произведение русской литературы. Эту комедию невозможно воспринять как обычный пример «среднего» жанра, подчиненного «высокой» трагедии. Понимание обусловленности характера (хотя — только отрицательного) законами среды подготавливало в литературе реалистическое изображение человека. В образе Стародума современники впервые увидели тип просвещенного русского патриота, борца против крепостничества.

Вскоре после отстранения Панина от дел подал в отставку и Фонвизин (март 1782), решив полностью отдаться литературной деятельности. В 1783 он опубликовал в «Собеседнике любителей русского слова» ряд сатирических произведений: «Опыт российского сословника», «Челобитная российской Минерве от российских писателей», «Поучение, говоренное в Духов день иереем Василием в селе П.», «Повествование мнимого глухого и немого». Особенно острая критика политики Екатерины содержалась в напечатанных анонимно «Нескольких вопросах, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание»; на них с раздражением отвечала Фонвизину сама императрица. В 1784—85 Фонвизин совершил поездку по Германии и Италии. Попытки Фонвизина выступать в печати пресекались Екатериной II: в 1788 ему не разрешили издать ни 5-томное собрание своих сочинений, ни журнал «Друг честных людей, или Стародум» (входившая в него едкая сатира «Всеобщая придворная грамматика» распространялась в списках и пользовалась большой популярностью). Последние годы жизни Фонвизин был тяжело болен (паралич), но писать продолжал до самой смерти. В 1789 он начал работу над автобиографической повестью «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» (неоконч.; опубл. 1830), которая является замечательным произведением русской прозы: в образе автора воссоздан характер человека и писателя — русского по складу ума, юмора, иронии, показано духовное богатство личности, умеющей подняться над своими слабостями и бесстрашно рассказать о них своим соотечественникам. Видимо, к 1790 относится набросок комедии Фонвизина «Выбор гувернера», в центре которой мыслилась проблема воспитания. В тексте наброска есть и отклик на события французской революции, идеи которой Фонвизин отвергал.

Фонвизин — крупнейший русский драматург XVIII века, создатель русской социальной комедии, блестящие образцы которой, после «Недоросля», представляют «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Ревизор» Н. В. Гоголя. С именем Фонвизина связано также формирование русской художественной прозы. Комедия «Недоросль» сыграла важную роль в развитии русского национального театрального искусства, заняв прочное место в его репертуаре.

М. Иванов

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


Вернуться на главную страницу Фонвизина

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС