Ганди Мохандас Карамчанд
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Ганди Мохандас Карамчанд

1869-1948

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Ганди Мохандас Карамчанд

Ганди Мохандас Карамчанд (2. X. 1869 - 30. I. 1948) - деятель национально-освободительного движения Индии, основоположник гандизма. Родился в гуджаратском княжестве Порбандар, происходил из касты баниа. Отец его был министром в ряде княжеств Катхиавара. Ганди рос в семье, где строго соблюдались обычаи религии, что оказало определенное влияние на формирование его мировоззрения. Получив в 1891 году юридическое образование в Англии, Ганди до 1893 года занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893-1914 года он служил юрисконсультом гуджаратской торговой фирмы в Южной Африке. Здесь Ганди возглавил борьбу против расовой дискриминации и притеснения индийцев, организуя мирные демонстрации, петиции на имя правительства и пр. В результате южноафриканским индийцам удалось добиться отмены некоторых дискриминационных законов. В Южной Африке Ганди выработал тактику ненасильственного сопротивления, названную им сатьяграхой. Во время англо-бурской (1899-1902) и англо-зулусской (1906) войн Ганди создал санитарные отряды из индийцев для помощи англичанам. Хотя, по его признанию, он считал справедливой борьбу буров и зулусов, тем не менее свои действия он рассматривал как доказательство лояльности индийцев к британской империи, что, по мнению Ганди, должно было убедить англичан предоставить Индии самоуправление.

По возвращении в Индию (январь 1915 года) Ганди сблизился с партией Индийский национальный конгресс (в которую вступил в 1919 году). В годы 1-й мировой войны Ганди поддерживал военные усилия Англии, надеясь, что такая поддержка заставит Англию пойти на уступки Индии и предоставить ей самоуправление.

Особенно видную роль в национально-освободительном движении Индии Ганди стал играть с 1917-1918 годов. В это время под воздействием войны и ухудшения положения масс и под влиянием Октябрьской социалистической революции в России, а также в связи с отказом Англии предоставить Индии самоуправление в Индии началось массовое антианглийское движение. Ганди понял, что, не опираясь на массы, нельзя добиться от колонизаторов ни независимости, ни самоуправления. Ганди и его последователи много разъезжали по городам и селам Индии, выступая на многолюдных митингах с призывами к борьбе против английского господства. Однако эту борьбу Ганди стремился ограничить ненасильственными формами и осуждал всякое насилие. Ганди также осуждал классовую борьбу и проповедовал разрешение социальных конфликтов путем арбитража. Эта позиция Ганди была вполне приемлема для буржуазии, и партия Национальный конгресса поддержала его полностью. В 1919-1948 годы Ганди был идейным руководителем и наиболее влиятельным политическим лидером Национального конгресса, который под его руководством превратился в массовую партию, пользовавшуюся поддержкой широких слоев народа. Вовлечение масс в национально-освободительное движение является основной заслугой Ганди и источником его огромной популярности в народе, прозвавшем Ганди Махатмой (великая душа).

В период подъема национально-освободительного движения в Индии (1919-1922) Ганди возглавил кампанию ненасильственного несотрудничества с английскими властями, а также добился соединения халифатского движения с движением индусов, решительно выступая за единение индусов и мусульман. В феврале 1922 года руководство Национального конгресса по предложению Ганди прекратило кампанию несотрудничества ввиду ответных насильственных мер жителей местечка Чаури-Чаура по отношению к английским полицейским. После этого массовое движение в Индии пошло на спад. В 1923-1928 годы Ганди сосредоточил свою политическую деятельность на агитации за возрождение ручного прядения и ткачества (см. в ст. Гандизм) и за ликвидацию института "неприкасаемых".

В годы нового подъема антиимпериалистического движения (1929-1933) Ганди руководил кампанией гражданского неповиновения, направленной против правительственной соляной монополии (см. "Соляной поход"). В 1931 году Ганди заключил соглашение с вице-королем Ирвином, по которому Нацоинальный конгресс свертывал эту кампанию; Ганди соглашался представлять Конгресс на "Круглого стола" конференции, а вице-король обязался освободить арестованных конгрессистов и пойти на некоторые уступки индийской буржуазии.

В сентябре 1934 года Ганди заявил о своем выходе из Национального конгресса, мотивируя это тем, что он хочет посвятить себя "социальной работе": возрождению ручного прядения и ткачества и борьбе против так называемой неприкасаемости, но фактически оставался его вождем до конца жизни.

Ганди неоднократно подвергался арестам и сидел в тюрьмах (например, в 1922-24, 1930-31, 1942-44). В заключении и на свободе Ганди неоднократно объявлял голодовки (с целью оказания давления на британское правительство, достижения единства индусов и мусульман, в знак протеста против института "неприкасаемых" и пр.). Голодовки Ганди вызывали большое возбуждение в рядах его последователей и заставляли правительство иногда идти на уступки.

В 1942 году во время 2-й мировой войны, после провала Криппса миссии, когда английское правительство отказалось сформировать национальное индийское правительство, и в связи с ростом антиимпериалистических настроений, Ганди выдвинул антианглийский лозунг: "Прочь из Индии!", мотивируя это тем, что только независимая Индия сможет оказать сопротивление японским агрессорам.

Во время подъема массового антиколониального движения в 1946-1947 годы Ганди стремился добиться независимости мирным путем и осуждал революционные выступления масс (в т. ч. и восстание индийских моряков в феврале 1946 года). В то же время Ганди выступал против кровопролитных столкновений между индусами и мусульманами, начавшихся в связи с подготовкой и осуществлением расчленения Индии. Он поддерживал деятельность прогрессивных элементов, в т. ч. коммунистов, направленную на защиту рабочих кварталов от погромов. В июне 1947 года при обсуждении Маунтбеттена плана Ганди выступил за его принятие. После расчленения Индии на два государства (август 1947 года) и последовавших за этим погромов Ганди выступал с призывом к единению индусов и мусульман. 30 января 1948 года Ганди пал от руки члена индусской реакционной организации Натхурама Годзе. Индийский народ глубоко чтит память Ганди.

В советской исторической литературе до недавнего времени (50-е годы) допускались ошибочные, односторонние оценки роли Ганди в общественно-политической жизни Индии. См. обзор литературы при статье Гандизм.

А. М. Дьяков. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.

Сочинения: Speeches and writings, 3 ed., Madras,(1922); Young India, 1919-1922, Madras, 1922; Young India, (2 ser., 1924-1926), N. Y., 1927; Basic education, Ahmedabad, (1956); в рус. пер. - Мод жизнь, (М.), 1959.


Вернуться на главную страницу Ганди

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС