Голвалкар, Мадхав Садашив
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Голвалкар, Мадхав Садашив

1906—1973

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Голвалкар, Мадхав Садашив

Голвалкар, Мадхав Садашив (1906—1973) — верховный руководитель (сарсангхачала) коммуналистской организации РСС (Раштрия сваямсевак сангх) с 1940 по 1973 годы. Родился в Нагпуре, окончил Бенаресский индусский университет. В 1931 году, будучи преподавателем этого университета, вступил в РСС, а через два года стал кадровым деятелем этой организации, возглавив ее местное отделение. Еще через два года, по настоянию тогдашнего вождя РСС Н. Б. Хедгевара, возвращается к академической карьере, но уже в стенах Нагпурского университета, а затем в его карьере происходит зигзаг, не вполне согласующийся с его предстоящим в 1937 году избранием в качестве преемника Хедгевара. Голвалкар внезапно выходит из рядов РСС и переезжает в Бенгалию, где становится учеником почтенного гуру Свами Акхандананды, одного из последних прямых учеников Рамакришны. Выбор гуру был несколько странным для будущего вождя РСС, ибо Свами, верный заветам своего учителя, не делал различий в своем отношении к последователям различных религий и даже более того — воспитывал в своем ашраме мусульманских юношей в полном соблюдении правил ислама. Впрочем, может быть, и Голвалкара, и стоявшего за ним Хедгевара привлекала возможность использовать близость со Свами для более тесного контакта РСС с «Миссией Рамакришны», президентом которой Свами Акхандананда стал в 1934 году. Планы эти, если они и были, осуществиться не могли, поскольку Свами вскоре умер; Голвалкар возвратился в Нагпур и был по-прежнему ласково принят и приближен Хедгеваром. «Измена» Голвалкара РСС была прощена подозрительно быстро. Всего через три дня, минуя многих куда более последовательных и верных членов РСС, Хедгевар из рук в руки передал Голвалкару письменное назначение его своим преемником. Тенденция роста рядов РСС, так ярко проявившаяся в последние годы правления Хедгевара, не только не угасла с приходом нового, 34-летнего вождя, но и сохранилась на протяжении всего его долгого пребывания во главе организации. К 1973 году число отделений РСС выросло с 50 при Хедгеваре до более чем 10 000, а число членов превысило 1 миллион человек. Голвалкар продолжал линию Хедгевара, не желавшего превращать тщательно выпестованную им организацию в молодежное крыло той или иной политической партии. Но, в отличие от Хедгевара, не чуравшегося политики, Голвалкар задолго до запрещения РСС (1948) и до завоевания Индией независимости стал настаивать на неполитическом характере возглавляемой им организации, что хотя и не соответствовало действительности, учитывая явно коммуналистский характер ее деятельности, но вполне устраивало англичан, считавших, что РСС «как правило, вполне соблюдает законы и избегает каких-либо столкновений с властями». После завоевания независимости руководимая Голвалкаром организация продолжала практику разжигания межобщинной ненависти. Эта политика особенно усилилась в связи с вооруженным конфликтом с Пакистаном. Следует отметить, что при Голвалкара РСС приобретает также значительно более выраженный антикоммунистический характер, чем при его предшественнике. Это ярко проявилось в период ухудшения индийско-китайских отношений, которое, кстати, дало возможность Голвалкару с новой энергией обрушиться на внешнеполитический курс Дж. Неру. Голвалкар — автор многих книг, лекций, статей, в которых развиваются идеи индусского коммунализма. Наиболее полно эти идеи представлены в его книгах «Наш национализм» и «Сокровищница мыслей», где теоретически обоснованы требования «хинду раштра» (индусского государства).

Р. Рыбаков

Использованы материалы изд.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996.


Далее читайте:

Исторические лица Индии (биографический справочник).

Всё об Индии и индусах (справочник ХРОНОСа)

Индия (сборник материалов по истории Индии в проекте "Историческая география")

Индия в XX веке (хронологическая таблица).

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС