Грамотин Иван Тарасьевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Грамотин Иван Тарасьевич

-

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Иван Тарасьевич Грамотин

Грамотин Иван Тарасьевич (ум. 1638) - русский дипломат. При Лжедмитрии I с августа 1605 года стал думным дьяком Посольского приказа. При царе Василии Шуйском в 1608 году перешел на сторону Лжедмитрия II. После распада Тушинского лагеря в 1610 году - доверенный агент польского короля Сигизмунда III, по поручению которого управлял Посольским приказом в звании печатника, присутствовал в Поместном приказе и Боярской думе. В 1612 году был послан боярами-изменниками в Польшу, чтобы ускорить воцарение в Москве Владислава; участвовал в походе Сигизмунда III на Москву. Находясь в Польше (1612-1617), видимо, сблизился с Филаретом; поэтому по возвращении в Россию (около 1618 года) сохранил звания печатника и думного дьяка. Интриги Грамотина вызвали недовольство Филарета; обвиненный по делу о волшебстве, Грамотин был сослан в Алатырь (1626-1634). В 1634-1638 годы - в Москве, пользовался влиянием при царском дворе. Грамотин был крупным землевладельцем.

С. М. Каштанов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.


Грамотин Иван Тарасьевич - подьячий, затем думный дьяк. В 1595 упом. подьячим в посольстве к герм. имп. Рудольфу II, позднее - в Новгородской четверти. Умный, начитанный и красноречивый, Г. принадлежал к видным деятелям Смутного времени. В 1603 назначен в дьяки Поместного приказа, где служил по февр. 1604. В нояб. 1604 отправлен в большом полку против Лжедмитрия I в северск. земли, но изменил Борису Годунову и был пожалован самозванцем в дум. дьяки. В 1606 вёл переговоры с польск. послами. Изменив Лжедмитриию I в пользу Василия Шуйского, пытался при нём занять высокое положение, но неудачно, т. к. Шуйский отправил его дьяком в Псков (1606-1608). В 1608 изменил Шуйскому и бежал в Тушино к Лжедмитрию II, который послал его в Троице-Сергиеву лавру уговаривать монахов сдаться. В 1609/10 стал агентом польск. кор. Сигизмунда III и участвовал в боярском посольстве к Сигизмунду для приглашения на престол королевича Владислава: «21 января 1610 года под Смоленском Сигизмунд принимал Русских послов из Тушина; в числе их, между прочим, были: беглый воевода из Орешка Михаил Глебович Салтыков с сыном Иваном; дьяк Грамотин, ловкий, но гнусный человек, который вместе с Михаилом Салтыковым за несколько времени до этого, по просьбе Сапеги, склонял к сдаче защитников Троицко-Сергиевской лавры; убийца семьи Годуновых и выдававший себя одно время за Лжедмитрия, битый кнутом дворянин Михаил Молчанов; старый изменник князь Василий Рубец-Мосальский, князь Юрий Хворостинин, торговый мужик-кожевник Федька Андронов и некоторые другие». Вскоре после низложения Василия Шуйского (1610) пожалован Сигизмундом в печатники и поставлен во главе Поместного и Посольского приказов. В сентябре того же года вместе с М. Салтыковым, Шереметевым и кн. В. Голицыным уговаривал москвичей не противиться вступлению в столицу польского отряда во главе с коронным гетманом С. Жолкевским, что, по словам исследователей, стало «крупнейшей из всех ошибок, содеянных седмибоярской думой». С 1612 - снова в Польше, куда был послан для ускорения приезда Владислава; в связи с изменением обстановки в России задержался там до 1617, проживая в Варшаве. За это время сумел сблизиться с тушин. патриархом Филаретом. В нач. 1618 появился в Москве и добился подтверждения звания думного дьяка и продолжил службу в Посольском приказе и в Новгородской чети. После возвращения в Москву Филарета (1618) ему поручалось вести важные дела: в 1621 и в 1622 вёл переговоры с тур. и англ. послами; в 1625 участвовал в деле о Ризе Господней, которую прислал в Москву в подарок перс. шах Аббас I Великий. В 1626, вероятно за происки и интриги, по настоянию Филарета, был сослан в г. Алатырь и возвращён лишь после смерти патриарха (1633). С этого времени Г. снова жил в Москве, был пожалован в дворяне, а в 1634 - в печатники с правом писаться с «вичем»; он участвовал почти во всех пepeгoвopaх с иностр. послами. Умер ок. 1638, оставив сына Ивана. По словам С. Ф. Платонова, Г. «еще в Тушине при втором Самозванце привык к общению с поляками и усвоил польский язык; при Гонсевском он обратился в «милостивого пана», весьма влиятельного среди ополяченной московской администрации. Его сближению с поляками помогло и то, что в молодости он простым подьячим ездил два раза в посольствах в Германию, побывал в Чехии, в Гамбурге и Любеке, в Лейпциге, Дрездене, Нюрнберге и других городах. Это знал Масса, ведший с Грамотиным деловые переговоры, и дал о нем такой отзыв: Грамотин “бывший послом при Римском императоре, похож на немецкого уроженца, умен и рассудителен во всем и многому научился в плену у поляков и пруссаков”. Надо только помнить, что “плен” Грамотина был не военным, а, так сказать, духовным и добровольным. Он сам тянулся к иностранцам и без принуждения усвоил немецкое обличье и польский язык…».

Вот выдержка из письма Г. литовскому канцлеру Л. Сапеге (сент. 1610):

«Его интимные письма к знатным полякам в 1610- 1611 годах говорят о том, что он открыто держал сторону Сигизмунда против Москвы и был изменником своей родине: “...Ознаймую вашей милости, жем до Москвы доехал здорово, и по росказанью [приказу] короля его милости и вашей милости вшитко добро справили... а на Москве патриарх и все духовные, так теж бояре и всехстанов люди королевича... обрали государем и крест целовали: сподсваемся вперед вшекого добра. А о иных наших справах молвилом шире с его милостью с паном старостою Вслижским [Гонсевским]. Прошу вашей милости, росскаж [прикажи] ми себе, ваша милость, служити, а я барзо рад…” Когда же обстоятельства переменились и родина сбросила с себя польскую диктатуру, Грамотин сумел обратиться в патриота, вернулся в Москву из польского лагеря и, как человек способный и опытный, сделал там карьеру. Он много лет держался у дел и дожил до глубокой старости. Во всем поведении Грамотина всегда сквозило одно - стремление к житейскому успеху, которого он ищет хотя бы ценою потери личного достоинства и чести. В нем и ему подобных нет ничего принципиального и идейного. Иноземное новшество для него - удобное и приятное житейское средство; старые устои - нечто, не имеющее цены».

Владимир Богуславский

Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

Славянская энциклопедия


Литература:

Пуцилло М. (П.), Думный дьяк И. Т. Грамотин, "Древняя и новая Россия", 1878..No 6;

Богоявленский С. К., Приказные судьи XVII в., М.-Л., 1946.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС