Харузины
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Х >

ссылка на XPOHOC

Харузины

-

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Харузины

Харузины - семья русских этнографов, много сделавших для развития этнографической науки в России. По своим теоретическим взглядам Харузины были последователями эволюционизма.

Николай Николаевич Харузин (1865-25.III(7.IV).1900) первым в России (с 1898 года) начал читать курс этнографии в Московском университете и Лазаревском институте восточных языков. Один из основателей журнала «Этнографическое обозрение». Проводил обширные экспедиционные работы (1886-1896) в Крыму, на Кавказе, в Архангельской и Олонецкой губернии, Прибалтике и Сибири. Систематизировал многие материалы по этнографии России, собранные исследователями 18-19 веков. В своих работах применял метод комплексного изучения данных этнографии и смежных дисциплин, составляющий особенность русской этнографической школы. Основные науч. исследования посвящены обычному праву, развитию семьи и рода, религиозным верованиям, истории жилища. Наиболее важные работы: «Русские лопари. Очерки прошлого и современного быта» (М., 1890), «Очерк истории развития жилища у финнов» (М., 1895), «История развития жилища у кочевых и полукочевых тюркских и монгольских народностей России» (М., 1896), «Этнография» (Курс лекций, в. 1-4, СПБ, 1901-05).

Вера Николаевна Харузина (17(29).IX.1866 - 17.V.1931) - первая женщина - профессор этнографии в России. В 1907-1923 годы в Москве читала курс этнографии на Высших женских курсах, в Археологическом институте, а затем в университете. Вела большую работу по популяризации этнографических знаний. Вместе с братом H. H. Харузиным вела полевые работы в Архангельской и Олонецкой губерниях, на Алтае, в Барабинской степи, Прибалтике, Крыму, на Кавказе. Свои научные исследования посвятила главным образом религиозным верованиям и фольклору. В этнографических исследованиях использовала методы смежных наук - филологии, истории, картографии и др. Главные сочинения: «На Севере. Путевые воспоминания» (М., 1890), «Сказки русских инородцев» (М., 1898), «Введение в этнографию. Описание и классификация народов земного шара» (М., 1941).

Алексей Николаевич Харузин (29.II(12.III).1864 - 1933) исследования вел как в области этнографии, так и в области археологии и антропологии. Изучал русских, народы Кавказа и Крыма, казахов, прибалтийские народы, зарубежных славян. Главные сочинения: «Древние могилы Гурзуфа и Гугуша (на Южном берегу Крыма)» (М., 1890), «Жилище словинца Верхней Крайны» («Живая старина», 1902, в. 3-4), «Киргизы Букеевской орды» (в. 1-2, М., 1889-91), «Славянское жилище в Северо-Западном крае» (Вильнюс, 1907) и др.

Михаил Николаевич Харузин (4(16).VI.1860 - 25.IX.(7.X).1888). Основные исследования посвящены обычному праву народов России. Главные работы: «Очерки юридического быта народностей Сарапульского уезда, Вятской губернии» (М., 1883); «Сведения о казацких общинах на Дону» (в. 1, М., 1885); «Программа для собирания сведений об юридических обычаях» (М., 1887).

Р. С. Липец. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ - ЧЖАЛАЙНОР. 1974.


Далее читайте:

Историки (биографический указатель).

Литература:

Токарев С. A., История рус. этнографии. (Дооктябрьский период), М., 1966.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС