Иоанн V Палеолог
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Иоанн V Палеолог

1332-1391

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Иоанн V Палеолог

Иоанн V Палеолог ('Ioannns Palaiologos) (нояб. 1331 - 16. II. 1391) - византийский император с 1341 года. С 22 ноября 1354 года (по другим данным, с 1355 года) правил самостоятельно (в его малолетство власть была у регентского совета, затем у Иоанна Кантакузина). При Иоанне V Палеологе государство распалось на феодальные уделы, важнейшие из которых принадлежали Кантакузиным, позднее Палеологам. На проливах фактически господствовали венецианцы. Византию теснили турки, принудив Иоанна V Палеолога платить дань и участвовать в военных предприятиях султана. Иоанн V Палеолог просил о помощи Венгрию и римского папу, в 1369 году посетил Италию и принял католичество. На обратном пути был задержан венецианцами за неуплату долгов; выкуплен сыном Мануилом II в 1371 году. В 1376-1379 годы престол узурпировал сын Иоанна V Палеолога Андроник IV, в 1390 году (апрель - сентябрь) - сын Андроника Иоанн VII.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 6. ИНДРА - КАРАКАС. 1965.

Литература: Васильев А. A., Падение Византии, Л., 1925, с. 42-55; Ostrogorski G., History of the Byzantine state, Oxf., 1956, p. 454-87; Loenertz R.-J., Jean V Paléologue а Venise (1370-1371), "Revue des études Byzantines", 1958, (No) 16.


Иоанн V Палеолог — византийский император в 1341-1391 гг. Сын императора Андроника III. Родился в 1332 г., умер 16 февраля 1391 г. В год смерти отца Иоанну шел только 9-й год, и до 20 лет его правление было номинально. Вместо него, оспаривая власть друг у друга, распоряжались делами его мать Анна Савойская и регент Иоанн Кантакузин, ставший в 1347 г. императором Иоанном VI, тестем и соправителем Иоанна V. В 1352 г. Иоанн V поднял против тестя восстание, попытался захватить Адрианополь, но потерпел поражение и бежал на о. Тенедос. В 1354 г. с 2000 наемников Иоанн внезапно возвратился в Константинополь. Народ поддержал его, а Кантакузин, во избежание кровопролития, принужден был отречься от престола и принять монашеский постриг. Однако деспот Морей Мануил Кантакузин отбился от Иоанна V и сохранил за собой власть на византийской части Пелопоннеса. За следующие 36 лет своего самостоятельного царствования Иоанн ничем себя не проявил. Он был весьма легкомысленным человеком и не интересовался ничем, кроме красивых женщин. Между тем турки прочно утвердились в Европе. В 1359 г. они в первый раз приступили к Константинополю, но не смогли его взять, зато в 1361 г. овладели Дидимотикой, а в 1362 г. — Адрианополем. В 1365 г. султан Мурад сделал Адрианополь своей столицей. Перед лицом турецкой угрозы, весной 1366 г. Иоанн V отправился к венгерскому королю Лайошу (Людовику) I и безуспешно просил военной поддержки. На обратном пути его захватили в плен болгары. Спас Палеолога его дядя по матери — Амадей Савойский. Во главе крестоносного войска он не только освободил василевса из плена, но и выбил османов с полуострова Галлиполи. В 1369 г. Иоанн V отправился в Рим, где официально признал филиокве и умолял папу о поддержке своей империи. Но никто из западных королей, несмотря на призывы папы, не проявил интереса к судьбе Константинополя. На обратном пути Иоанна задержали венецианцы, требовавшие от императора возвращения огромных долгов своим банкирам. Старший сын Иоанна, Андроник, исполнявший в Константинополе обязанности регента, отнесся к несчастью отца с полным равнодушием, и только вмешательство среднего сына, Мануила, который продал все, что имел, спасло Иоанна от долговой тюрьмы. Возвратившись домой, разгневанный император отстранил Андроника от престолонаследия, сделал своим наследником Мануила, а также отрекся от католичества. Между тем Османская держава набирала силу, и весной 1373 г. Иоанну V пришлось признать себя вассалом султана Мурада I. Он вместе со своим крохотным войском был вынужден принимать участие в походах султана. В 1376 г. Андроник с помощью генуэзцев и турок сверг отца с престола и заключил его в темницу вместе с братом Мануилом, а сам сделался императором. Спустя три года узники сумели бежать, получили помощь у султана и осадили Константинополь. Несмотря на то что империи уже фактически не существовало, борьба двух партий протекала с большим ожесточением: целый месяц на улицах города шли бои, а штурм Влахернского дворца растянулся на неделю. Наконец Иоанн изгнал сына из столицы и вновь утвердился на престоле. Затем, в результате очередного дворцового переворота, в апреле — сентябре 1390 г. Иоанн V разделял престол с сыном Андроника IV   Иоанном VII. Умер Иоанн V Палеолог в 1391 г.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 373-374.


Иоанн V Палеолог - Византийский император, правивший в 1341-1376 и 1379-1391 гг. Сын Андроника III. Род. в 1332 г. + 16 февр. 1391 г.

+ + +

В год смерти отца Иоанну шел только девятый год. До двадцати лет правление его было номинально. Вместо него, оспаривая власть друг у друга, распоряжались делами мать, Анна Савойская, и регент, Иоанн Кантакузин (с 1347 г. его тесть и соправитель Иоанн VI). В 1352 г. Иоанн поднял против тестя восстание, попытался захватить Адрианополь, но потерпел поражение и бежал на Тенедос. В 1354 г. с двумя тысячами наемников Иоанн внезапно возвратился в Константинополь. Народ поддержал его, а Кантакузин, во избежание кровопролития, принужден был отречься от престола и постричься в монахи (Гиббон: 63). За следующие 36 лет своего самостоятельного царствования Иоанн ничем не проявил себя. По свидетельству Дуки, император был весьма легкомысленным человеком и не интересовался ничем, кроме хорошеньких и красивых женщин. Между тем турки прочно утвердились в Европе. В 1359 г. они в первый раз приступили к Константинополю, но не смогли его взять, зато в 1361 г. овладели Дидимотикой, а в 1362 г. — Адрианополем. В 1365 г. султан Мурад сделал Адрианополь своей второй столицей (Дашков: «Иоанн V»).

В этой крайности Иоанн в 1369 г. решил отправиться в Рим и молить папу о поддержке. Он был первым императором ромеев, который посетил западные страны. В Ватикане он был подвергнут предварительному испытанию и в присутствии четырех кардиналов признал в качестве истинного католика верховенство папы и двойное исхождение Святого Духа. Допущенный наконец к первосвященнику, он сначала поцеловал у него ногу, потом — руку и наконец — уста. Но все эти унижения оказались напрасны — никто из западных королей, несмотря на призывы папы, не проявил интереса к судьбе Константинополя (по сути, это было все, что осталось от империи ромеев). В довершении несчастий на обратном пути Иоанна задержали венецианцы; В первый раз проезжая через Венецию, он занял у тамошних банкиров много денег за огромные проценты. Теперь кредиторы не отпускали его и требовали уплаты по счетам. Старший сын Иоанна, Андроник, исполнявший в Константинополе обязанности регента, отнесся к несчастью отца с полным равнодушием. Только вмешательство младшего сына, Мануила, который продал все, что имел, спасло Иоанна от долговой тюрьмы (Гиббон: 66).

Возвратившись домой, разгневанный император отстранил Андроника от престола и сделал своим наследником Мануила. В 1376 г. Андроник с помощью генуэзцев и турок сверг отца с престола и заключил его в темницу вместе с братом Мануилом. Три года спустя узники сумели бежать, получили помощь у султана и осадили Константинополь. Несмотря на то, что империи уже фактически не существовало, борьба двух партий протекала с большим ожесточением: целый месяц на улицах города шли бои, а штурм Влахернского дворца растянулся на неделю. Наконец, Иоанн изгнал сына из столицы и вновь утвердился на престоле (Дашков: «Андроник Четвертый»).

Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия. Константин Рыжов. Москва, 2001 г.


Иоанн V Палеолог (1332 - 1391, имп. в 1341 – 1376 и 1379 - 1391)

Окончив изнурительную борьбу с Кантакузинами, ИоаннУ Палеолог занял долгожданный престол. Правда, деспот Морей Мануил Кантакузин отбился от Палеолога и сохранил за собой власть на византийской части Пелопоннеса.

Безрадостную картину представляла собой империя после гражданской войны двух Иоаннов. Фракия, вдоль и поперек исхоженная наемными отрядами, превратилась в пустыню, казна иссякла, армии не существовало, Константинополь лежал в руинах.

Положение самого Иоанна V на троне было в достаточной степени двусмысленным. Очень скоро после его воцарения в Константинополе сложилась ситуация, для средневековья удивительная. Дело в том, что Иоанн-Иоасаф Кантакузин, несмотря на постриг, фактически остался у руля правления. Если светскую власть в империи олицетворял Иоанн V Палеолог, то умами ромеев (используя в первую очередь такую могущественную силу, как церковь) владел Иоасаф Кантакузин. "Став монахом, Кантакузин вовсе не порвал с двором... Он по-прежнему продолжал свою политическую деятельность, сменив лишь ее методы. Если прежде его политика служила богословию, то теперь посредством богословия он проводил свою политику" (Г. М.Прохоров, [38, с. 322]). Более того, Палеолог, женатый на дочери Кантакузина Елене, официально признал за тестем титул василевса-отца и свои письма Иоасаф подписывал как "Иоанн, во Христе Боге верный император и самодержец ромеев, ради божественного монашеского чина переименованный в монаха Иоасафа" ([38, с. 341]). По словам патриарха Филофея Коккина, Кантакузин после отречения обладал едва ли не большим авторитетом, нежели во времена своей светской автократии. Иоанн V, в отличие от Иоасафа, этим авторитетом не обладал. "Был он весьма легкомысленный человек и не глубоко интересовался иными делами кроме хорошеньких и красивых женщин и [вопроса], которую из них и как поймать в свою сеть" (Дука, [200, с. 62]).

В 1359 г. турки напали на столицу империи. Этот натиск был отбит - древние стены города были еще способны внушать варварам почтение, но зато вскоре из-за чудовищной неспособности начальников крепостей османы с промежутком менее года овладели Дидимотикой и Адрианополем (1361 и 1362). В 1365 г. Мурад I, принявший титул султана, сделал Адрианополь своей второй (первой была Бруса) столицей. Захват оставшихся земель турками стал отныне лишь делом времени.

Нужен был какой-то выход, и окруженный врагами Иоанн V решил вымолить помощь у Запада. Весной 1366 г. он прибыл ко двору венгерского короля Лайоша (Людовика) I. Ничего существенного император выпросить не сумел (католики-венгры отказались помогать "схизматикам"), а на обратном пути его захватили в плен болгары. Спас Палеолога из беды его дядя по матери - Амадей, герцог Савойский. Во главе крестоносного войска он не только освободил василевса из плена, но и выбил османов с полуострова Галлиполи. Большего герцог делать не стал и ушел восвояси.

Вместе с войском Амадея в Константинополь прибыл папский легат Павел. Он во всеуслышание объявил грекам, что до тех пор, пока церкви Рима и Константинополя разобщены, западных войск Византия не получит. Нужна была уния. А как раз по поводу унии мнения Иоанна V и Иоасафа оказались диаметрально противоположны. Палеолог считал, что Константинополь "стоит мессы", и чтобы получить солдат и отстоять империю, нужно заключить унию любой ценой, в том числе подчиниться всем требованиям папы. Кантакузин с такой постановкой вопроса согласен не был. Он полагал недопустимой измену истине - православию - и заявил, что единственный путь к объединению церквей - созыв вселенского собора в Константинополе. Если собор докажет правоту латинян, говорил Иоасаф Павлу на переговорах в июне 1367 г., он сам первый подпишет хартию унии. Легат, быстро разобравшись, от кого зависит решение проблемы, обращался только к Кантакузину: "Ибо ты [Иоасаф] подобен вертелу, на котором все, как куски мяса, висят; и если ты сдвинешься, они вместе с тобой повернутся" [38, с. 331]. Иоанну V слышать это было нелегко, но ничего поделать с существующим положением вещей он не мог.

Надо сказать, что в позиции православного течения, интересы которого отстаивал Кантакузин, несправедливо видеть (как часто это делают наши современники) политическую близорукость и предательство интересов Византии. Признание супрематии папы могло стать гибельным для православия, которое Кантакузин рассчитывал спасти, так как, во-первых, "в последний период Византии церковь унаследовала престиж исчезающей империи" (Мейендорф, [183, с. 302]), а во-вторых, согласно Писанию, для верующего страшнее погубить душу, нежели тело, и потому существование церкви (и чистота ее от "латинской ереси") для большинства византийцев было гораздо важнее, чем бытие или небытие преходящего государства. Турки, конечно, были злом, но навряд ли худшим, нежели латиняне, так как при всей своей дикости и хищности на веру (то есть душу) христиан мусульманские захватчики не посягали (по крайней мере, в XIV в.). Выяснив точку зрения ромеев на унию, Павел уехал в Рим.

Стараниями Кантакузина большую часть епископских и митрополичьих кафедр занимали его единомышленники-исихасты, а патриархом тогда был его давний друг Филофей Коккин. В апреле 1368 г. в Константинополе собрался поместный собор, который канонизировал Григория Паламу и осудил как сопричастного ереси Варлаама и его ученика Акиндина иеромонаха Прохора Кидониса. А ведь братом Прохора был Дмитрий Кидонис – первый советник и друг Иоанна V. Помешать этому император не смог (кстати, и сам собор Иоасаф и патриарх Филофей созвали если не вопреки воле василевса, то, по крайней мере, без его одобрения). Иоанну V ясно дали понять что его латинофильскую политику церковь не поддержит. Однако Палеолога это не остановило.

Турки продолжали теснить византийцев, и Иоанн V в сопровождении Дмитрия Кидониса, такого же латинофила, как и он сам, вторично отправился в Европу, на сей раз - в Италию. Летом 1369 г. он посетил Рим, куда перебрался из Авиньона папа Урбан V. 18 октября Иоанн V принял католичество и подписал решение об объединении двух церквей под властью римского первосвященника. Однако ни одного греческого иерея при подписании не было! Пользуясь как предлогом поступком автократора, папа наотрез от казался принять участие во вселенском соборе.

Отчаянный шаг Палеолога не принес ромеям добра - кроме обещаний и незначительных денежных субсидий император не получил ничего. По пути домой он подвергся неслыханному позору - византийского государя задержали венецианцы и стали требовать от него уплаты долгов, угрожая как последнему нищему долговой тюрьмой. Остававшийся регентом престола Андроник IV не приложил никаких усилий для избавления отца. Несчастного самодержца выручили средний сын Мануил, деспот Фессалоники, и Иоасаф Кантакузин - они набрали требуемую сумму, и в октябре 1371 г. Иоанна V отпустили.

Заключенная "дефенсором церкви" без согласия последней уния умерла по сути дела, сразу после рождения. Не желая неприятностей, Палеолог по возвращении отрекся от своего перехода в католичество. В отличие от Лионской унии, акт 1369 г. не вызвал в Константинополе бурной реакции, к действиям государя там отнеслись равнодушно: во-первых, потому что он, несмотря на прозападные симпатии, в общем был достаточно лоялен к православию, а во-вторых, возможно, по причине вмешательства Иоасафа, который, будучи "в дружеских отношениях как с Иоанном V, так и с непоколебимым приверженцем православия патриархом Филофеем, способствовал тому что этот эпизод предали забвению" (Мейендорф, [182, с. 211]).

26 сентября 1371 г. при Черномене турки разбили ополчение сербского деспота Ивана Углеша. Османская держава набирала силу, и наконец весной 1373 г. Иоанн V признал себя вассалом султана Мурада I. Титул "автократор ромеев" отныне стал фикцией даже юридически - какой же самодержец дает вассальную присягу чужеземцу! Василевсу пришлось теперь вместе со своим войском принимать участие в походах султана. В Малой Азии под властью империи оставались лишь отдельные города, которые турки по мере надобности захватывали.

С 1376 по 1379 г. ИоаннУ, свергнутый сыном (см. "Андроник IV'), то милея в заключении.

15 июня 1389 г. в кровавой битве на Косовом поле погибло войско сербского князя Лазаря. Перед боем серб Милош Обилич под видом перебежчика проник в ставку султана и зарезал Мурада I. Однако христиан это не спасло - сражение возглавил и выиграл наследник турецкого престола, ставший в тот день султаном - Баязид I. Новый повелитель османов был талантливым воином и носил прозвище Йиллырдым - Молниеносный. Баязид вообще перестал церемониться с ромеями, и в 1390 г. наследник трона Юстиниана и Василия Болгаробойцы Мануил Палеолог вынужден был вместе с султаном штурмовать последний византийский город в Малой Азии - Филадельфию.

В конце 1390 г. император приказал возвести у Золотых ворот столицы новые укрепления, употребив на них мрамор обветшавших церквей города. По окончании работ Баязид, грозя войной, потребовал их срыть. Палеолог подчинился распоряжению сюзерена, но не вынес такого унижения и, по свидетельству историков, от нервного потрясения умер 16 февраля 1391 г.

При Иоанне V начал свою деятельность в Мистре неоплатоник   Георгий Гемист Плифон (ум. в 1452), последний крупный философ Византии. С него и дипломата Мануила Хрисолора, отправившегося в начале 90-х гг. XIV столетия на Запад, началась активная передача туда сокровищ греческой философской мысли.

Использованы материалы кн.: Дашков С.Б. Императоры Византии. М., 1997, с. 304-307.


Литература:

[38]. Иоанн Кантакузин//Г.М.Прохоров. Публи-цистика Иоанна Кантакузина 1367-1371 ГГ.//ВВ. Т. 29. 1968.

[182]. Мейендорф И. Византия и Московская Русь. Париж, 1990.

[200]. Прохоров Г.М. Повесть о Митяе. Л., 19

Далее читайте:

Византия (краткая справка).

Хронологические таблицы и по векам - | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV |  

Константинопольские патриархи (биографический справочник).

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС