> XPOHOC > БИОГРАФИИ > ЧЕРНОСОТЕНЦЫ >
ссылка на XPOHOC

Исидор (Колоколов)

1866-1918

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
РЕЛИГИИ МИРА
ЭТНОНИМЫ
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Исидор (в миру Колоколов Петр Александрович), еп. Михайловский, вик. Рязанской епархии (3.04.1866—18.09[1.10]. 1918), церковный и общественный деятель, один из организаторов монархического движения в Н. Новгороде, друг Г.Е. Распутина.

Родился в Петербурге в семье учителя гимназии. Образование получил в С.-Петербургской ДС (1887) и С.-Петербургской ДА (1891) со степенью кандидата богословия. 28 сент. 1888 пострижен в монашество, а 17 окт. рукоположен во иеродиакона, 28 апр. 1891 рукоположен во иеромонаха и по окончании академии назначен преподавателем Тифлисской ДС, затем инспектор той же семинарии. В 1893 возведен в сан архимандрита, утвержден инспектором С.-Петербургской ДА, но затем назначен епархиальным миссионером в Ставрополь. С 1894 управляющий Кавказским миссионерским монастырем. С 1896 настоятель Переяславского Никитского монастыря Владимирской епархии. С 1900 настоятель Московского Златоустовского монастыря. 12 мая 1902 хиротонисан во еп. Новгород-Северского, вик. Черниговской епархии. С 4 ноября 1903 еп. Балахнинский, вик. Нижегородской епархии.

В Н. Новгороде владыка встретил революционные годы, приняв самое активное участие в формировании право-монархических организаций. По сообщению А. А. Фоменкова, еп. Исидор был одним из организаторов Союза «Белое Знамя». Он возглавлял первые монархические манифестации в окт. 1905, освящал хоругвь Союза. Под его влиянием белознаменцы декларировали своей целью умиротворение России.

10 ноября 1906 переведен в Рязанскую епархию, еп. Михайловский, вик. Рязанской епархии. В 1910—1911 обвинен газетами в тяжком грехе, 26 мая 1911 уволен от должности еп. Михайловского и 19 окт. откомандирован в распоряжение преосвященного Омского с назначением местопребывания в Покровском общежительном монастыре (9 дек. назначен управляющим монастырем). Владыке довелось испить горькую чашу клеветы, лжи, доносов. В июне 1913 он был освобожден от управления монастырем с назначением местопребывания в Александро-Невском Фигейском монастыре Вятской епархии. В дек. этого года он был перемещен в Трифоновский Успенский монастырь, той же епархии, в котором он прожил три года и где по ложному доносу возникло «дело епископа Исидора». В результате в 1916 указом Св. Синода он был направлен в Спасо-Каменный монастырь Вологодской епархии, где с него были сняты мантия и панагия и ему было запрещено служить. Его мольба о справедливости, наконец, была услышана, и, благодаря заступничеству митр. Питирима (Окнова) он был назначен настоятелем Тюменского Свято-Троицкого монастыря, где познакомился и сблизился с Г. Е. Распутиным, а через него познакомился с Императрицей Александрой Федоровной и Императором Николаем II Александровичем. Государыня писала своему Царственному супругу: «Провела чудный вечер с нашим Другом [Г. Е. Распутиным] и Исидором». И в другом месте: «Он несравненно выше митрополита [Питирима] по духу, с Гр[игорием] один продолжает то, что начинает другой, — этот епископ держится с Григорием] с большим почтением. Царило мирное настроение... — это была чудная беседа!» Именно еп. Исидору выпало исполнить печальную миссию отпевания убитого в результате заговора 17 дек. 1916 Г. Е. Распутина. 21 дек. по желанию Царицы он совершил заупокойную литургию и отпел Г. Е. Распутина в Чесменской богадельне.

По некоторым данным в к. 1916 предполагалось назначение еп. Исидора вик. Новгородской епархии. Но 8 марта 1917 он был уволен от управления Тюменским Свято-Троицким монастырем и перемещен в число братии Свияжского монастыря Казанской епархии. В 1918 он оказался в Вятке, где 6 авг. был арестован Уральской ЧК, 19 авг. ему предъявили обвинение в «монархизме и контрреволюции» и приговорили к расстрелу. Согласно др. данным он принял мученическую кончину в Самаре, будучи посажен на кол. Клеветнические обвинения до сих пор тяготеют над его именем, они помешали и решению о его церковном прославлении.

А. Степанов

Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.


Литература:

Бовкало А. А., Здравомыслов К.Я. Биографический словарь иерархов русской православной церкви с введения на Руси христианства до 1918 года // Христианское чтение. 1998. № 16; Польский, о. М. Новые мученики Российские: Собр. матер, в 2-х тт. Репринт, изд. М., 1993; Святители земли Нижегородской /Авторы-сост.: иг. Тихон (Затекин), О.В.Дегтева Н. Новгород, 2003; Die Russischen Orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965. Bio-Bibliographe von Manuil (Lemesevskij). T. 4. Erlangen, 1986.

Здесь читайте:

Черносотенцы в лицах (биографический указатель).

Правые организации в России. Начало XX века.

Вадим Кожинов "Россия век XX" Кто такие черносотенцы?

Погромы еврейские, организация которых приписывается черносотенцам.

Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).

 

 

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах:
www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru,

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС