Иван Данилович Калита
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Иван Данилович Калита

1283 -1341

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Иван I Данилович Калита

Св. Петр и Иоанн Калита.
(С иконы Симона Ушакова).

Иван I Данилович Калита (ок. 1283-1340) — князь московский (1325), великий князь владимирский (ярлык от хана в 1331 г.). Согласно [Льву] Гумилёву, Иван Калита был полной противоположностью своему брату Юрию — тихим, богобоязненным и хозяйственным. Основой политики Ивана Калиты было стремление использовать в интересах Москвы союз с татарами. Кроме того, князь Ивана старался покупать у обедневших удельных князей их владения, а тем ничего не оставалось, как продавать свои вотчины: мелкие княжества не могли соперничать с богатой Москвой, которую создал Даниил и унаследовал Иван Калита. За годы своего княжения Иван Калита существенно расширил пределы княжества, в частности, приобрел большой старинный город Ростов. Но основная заслуга Ивана Калиты, как считает ученый, до сих пор не оценена традиционной историографией. При нем получил свое окончательное воплощение новый принцип строительства государства — принцип этнической терпимости отличие от Литвы, где предпочтение от отдавалось католикам, в отличие от Орды, где после переворота Узбека стали преобладать мусульмане, в Москве подбор служилых людей осуществлялся исключительно по деловым качествам. Иван Калита и его наследники принимали на службу и татар (христиан и язычников, бежавших из Орды по после победы ислама и не желавших поступаться религиозными убеждениями), и православных литовцев, покидавших Литву из-за нестерпимого католического давления, и простых русских людей. При этом обязательным условием поступления на московскую службу было добровольное крещение. Так по всей Северо-Восточной земле восторжествовало православие, хотя и сохранились некоторые языческие обычаи. Именно в эпоху Ивана Калиты, как отмечает Гумилёв, Русь получила название «Святая». Таким образом, совершившийся на московской земле этнический синтез в фазе пассионарного подъема оказался решающим фактором. Сложившаяся на московской земле новая этническая общность московитов уже при Иване Калите начала противопоставлять себя населению других городов и княжеств, претендовать на роль третейского судьи в общерусских спорах.

Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков,  сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 268.

Вернуться на главную страницу Ивана Калиты

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС