Канишка
       > НА ГЛАВНУЮ > ДИНАСТИИ ПРАВИТЕЛЕЙ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Канишка

78-123 гг.

ДИНАСТИИ ПРАВИТЕЛЕЙ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Канишка

Канишка I. Монета II в.
Изображение перепечатывается с сайта http://slovari.yandex.ru/

Канишка (78-123 гг.), кушанский царь. В годы его правления Кушанское царство переживало период наивысшего расцвета. Канишка вел успешные войны с Парфией и расширил свои владения в Индии. При нем политический центр кушанско-го государства переместился в Индию. Канишка покровительствовал буддизму; с его именем связывают сооружение буддийских храмов возле Пешавара и расцвет одного из направлений буддизма - махаяны. Однако наиболее важным событием его царствования была многолетняя война с Китаем. В 90-е гг. I в. Канишка отправился в поход в Восточный Туркестан, но потерпел поражение от китайской армии под командованием Бань Чао и попал в плен. В обмен на свободу он вынужден был признать верховную власть китайского императора и уступить ему Фергану и Хорезм. Оправившись от поражения, Канишка возобновил войну с Китаем и к 105 г. отвоевал у китайцев Фергану и Хорезм, а также захватил города-государства Восточного Туркестана - Кашгар, Ярпенд и Хотан.

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.


Канишка - царь Кушанского царства (78-123). Подчинил всю Северную Индию до Бенареса (по мнению некоторых ученых - до Магадхи) на Востоке и реки Нарбада на Юге. После изгнания из Восточного Туркестана китайских войск, нанесших ему в 90-х годы поражение, присоединил эту территорию к своим владениям. Канишка перенес политический центр государства в Индию (в Пурушапуру, современный Пешавар). При Канишке начинается процесс индианизации завоевателей - кушан, сам Канишка известен как покровитель буддизма. Его правление совпадает с расцветом экономики и культуры Северной Индии и Средней Азии. Широкое развитие получает торговля с Китаем и Римской империей ("Великий шелковый путь", Морская торговля).

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 6. ИНДРА - КАРАКАС. 1965.


Кушанская империя при Канишке

Наибольшего могущества Кушанская империя достигла при Канишке — одном из самых известных правителей древней Индии. За исключением монет и небольшого числа эпиграфических документов, датированных и синхронных источников периода Канишки не сохранилось, хотя о нем и его деятельности рассказывается во многих поздних буддийских легендах и сказаниях. При Канишке власть кушан распространилась на области Бихара, на территории Центральной Индии вплоть до Нарбады.

В правление Канишки Кушанам удалось, очевидно, утвердить свою власть в Саураштре и Катхиаваре, хотя Западные Кшатрапы (правители областей Западной Индии) не были полностью под властью Кушан. Китайские хроники рассказывают о борьбе Кушан с Китаем за области Восточного Туркестана. Некоторые данные говорят о том, что кушанской армии удалось даже продвинуться в глубь этих территорий, но мы не знаем, как долго продержалась там власть кушанских царей. Ясно лишь, что при Канишке Кушанская держава стала одной из сильнейших держав древнего мира, конкурируя уже с Китаем, Римом и Парфией. В этот период связи с Римом стали весьма оживленными. Возможно, что к Кушанам относится сообщение античных авторов об индийском посольстве в Риме в правление императора Траяна (99 г. н. э.).

Многие китайские и индийские источники рисуют Канишку верным последователем буддизма и с его именем связывают созыв буддийского собора в Кашмире (так называемый IV буддийский собор). Возможно, что Канишка действительно поддерживал буддизм, но в принципе он проводил политику религиозной терпимости. Об этом свидетельствуют его монеты, на которых изображены индийские, эллинистические и зороастрийские божества. Буддизм не был при Канишке государственной религией, и изображение Будды всего несколько раз встречается на его многочисленных монетах.

Все большее значение в этот период приобретает бактрийский язык (он становится общегосударственным), развивается бактрийская письменность (на основе греческого письма). Бактрийское письмо вытесняет письмо кхароштхи и на монетах. Несколько лет назад в Северном Афганистане (в Сурх-Котале) была обнаружена значительная по размеру надпись на бактрийском языке, относящаяся к периоду Канишки. В надписи рассказывается о сооружении святилища, возможно династийного акрополя Кушан.

Одним из самых сложных до сих пор остается вопрос о кушанской хронологии, в том числе об установлении даты правления Канишки. Исследователи называли разные даты: 78 г. н. э., 103 г. н. э., 110 г. н. э., 144 г. н. э., 248 г. н. э. и даже 278 г. н. э., т. е. разрыв достигал двух столетий. В настоящее время наиболее убедительной представляется точка зрения о датировке «эры Канишки» первой четвертью II века н. э.

Цитируется по изд.: К.А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. История Индии. Издание второе исправленное и дополненное. М., 1979, с. 111-112.


Кушанское царство при Кадфисе II и Канишке

Преемником Кадфиса I был Кадфис II, правивший в середине I века н. э. Кадфис II завоёвывает Индию до Бенареса. Последние грекоиндийские цари, потомки Эвтидема и Эвкратида, либо теряют свои царства, либо признают себя подданными Кадфиса. Индопарфянские князья сохраняют до конца I в. лишь остатки своих владений на Нижнем Инде. К концу правления Кадфиса II Кушанское царство охватывало огромную территорию — от Аральского моря до Ганга.

В период складывания Кушанского царства центр его продолжал оставаться на территории Средней Азии, в Согдиане (в Кушании на Зарафшане). Однако при третьем кушанском царе — Канишке * — политический центр государства переместился в Индию.

Канишка расширил владения кушанов в Индии и успешно воевал с Парфией; наиболее важным из внешних событий его царствования была многолетняя борьба с Китаем. В ходе этой борьбы кушанское войско вторглось в Восточный Туркестан. Однако оно потерпело поражение от китайского наместника Западного края Бань Чао, который подчинил Китаю Фергану и Хорезм и даже заставил Канишку признать (вероятно, только номинально) верховную власть китайского императора.

Однако вскоре после смерти Бань Чао Китай стал терять одно за другим свои владения на западе. Хорезм снова подчиняется Канишке (во II веке здесь безраздельно господствуют монеты кушанской чеканки). Переходит под власть кушанов и Фер гана. Эмиссары Канишки возбуждают против Китая правителей городов-государств Восточного Туркестана, и в 105 году здесь начинается вооружённая борьба против Китая. Китайский наместник Западного края был осаждён восставшими в своей резиденции. К концу правления Канишки важнейшие города-государства Восточного Туркестана — Кашгар, Яркенд и Хотан — вошли в состав Кушанской державы. Только на крайнем востоке Восточного Туркестана, который был ближе к Китаю, чем к государству кушанов, остался небольшой китайский гарнизон в 300 человек. Держава кушанов достигла наибольшего территориального расширения.

Примечания

* Хронология кушанского периода в значительной степени условна. Так, по вопросу о времени царствования Канишки существуют значительные разногласия: одни считают, что царствование Канишки начинается в 78 году н. э., другие относят начало правления этого. царя к 128 и даже к 144 году н. э.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том II. М., 1956, с. 670-671.


Далее читайте:

Кушана цари, царская династия, правившая в нач. I в. - сер. III в. в Кушане (Средняя Азия, Афганистан и Северо-Западная Индия).

Литература:

Бичурин Н. Я. (Иакинф), Собрание сведений о народах, обитавших в Ср. Азии в древние времена, т. 2, М.-Л., 1950;

The history and culture of Indian people, v. 2, (2ed.), Bombay, (1953).

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС