Кареев Николай Иванович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Кареев Николай Иванович

1850-1931

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Николай Иванович Кареев

Кареев Николай Иванович (1850-1931), российский историк, член-корреспондент АН СССР (1925; член-корреспондент Петербургской АН с 1910 года, член-корреспондент РАН с 1917 года), почетный член АН СССР (1929). Труды по аграрной истории Франции 2-й половины XVIII века, истории Французской революции конца XVIII века; курс по новой истории Западной Европы.

+ + +

Кареев Николай Иванович (1850–1931). Русский историк и социолог-позитивист, один из основателей научной социологии в России. Последовательный сторонник О. Конта, популяризатор и критик его учения. На формирование взглядов Кареева большое влияние оказали антропологические идеи Л. Фейербаха и Н.Г. Чернышевского. Как социолог Кареев был близок к субъективной школе. Основатель русскойтрадиции в философии истории. Разрабатывал теорию личности, вопросы методологии социальных наук, истории социологии. Подвергал критике с позиций позитивизма марксистскую социологию. Разработал концепцию социологического образования. Автор первого систематического лекционного курса социологии (1897), фундаментальных трудов по теории и истории социологии.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.


Кареев Николай Иванович [24 ноября (6 декабря) 1850, Москва — 18 февраля 1931, Ленинград] — русский историк и философ, социолог. Профессор европейской истории Петербургского университета. Вслед за П. Л. Лавровым и Н. К. Михайловским — сторонник т. н. «субъективного метода в социологии». Основные идеи Кареева связаны с интерпретацией взглядов представителей «первого позитивизма» (Конта, Спенсера, Милля): «разум, мысль, идея принадлежат не миру в целом, но миру в границах человеческого познания» («Основные вопросы философии истории». СПб., 1883, т. 1, с. 326), поэтому смысл истории заключается не в некоем абсолютном значении, но в ее значении для человека. Вместе с тем Кареев отказывается от идеи Конта (и Гегеля) о закономерности исторического процесса. Кареев считает, что история никоим образом не может мыслиться как линейный процесс; она — «живая ткань линий, неправильных и извилистых, переплетающихся самым разнообразным и неожиданным образом» (там же, с. 153). История как совокупность случайных событий приобретает смысл только в аспекте субъективной ее оценки (прежде всего моральной), идея прогресса значима для Кареева лишь в применении к судьбам человечества. Основные вопросы философии истории раскрываются через философское осмысление конкретного исторического процесса. Пытаясь построить непротиворечивую систему социальных наук, Кареев выделяет теоретическую и конкретно-историческую философию истории; общая теория истории подразделяется на историческую гносеологию, или историку, и социологию, включающую в себя социальную статику и социальную динамику. История и социология выступают как взаимодополняющие дисциплины, предмет и метод которых не сводимы друг к другу. Труды Кареева в области истории и социологии имели большой общественный резонанс в академической среде на рубеже 19 — 20 столетий.

А. И. Резниченко

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 217.


Кареев Николай Иванович (24.11 (6.12). 1850, Москва - 18.02.1931, Ленинград) - историк, социолог, гимназический товарищ и биограф В. С. Соловьева. Кареев сочетал в себе способности конкретного историка и теоретика. В этих областях его соч. включают античную, средневековую, новую и новейшую истории. Его магистерскую диссертацию «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII в.» (1879) К. Маркс назвал превосходной. «История Западной Европы в новое время» в 7 т. (1892-1917), по мнению академика В. П. Бузескула, для своего времени - труд беспрецедентный по обширности и всесторонности освещения. Весом его вклад в проблематику исторической теории. Здесь на первое место надо поставить «Основные вопросы философии истории» (В 3 т., 1883-1890, 3-й т. был издан как дополнение под названием «Сущность исторического процесса и роль личности в истории») и сборник статей против марксизма «Старые и новые этюды об экономическом материализме» (1896). Его перу принадлежит также множество статей, связанных с оценкой современных ему направлений в философии истории и социологии. Как теоретик истории Кареев - сторонник «первого позитивизма» (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. С. Милль, Э. Литтре), той его ветви, которая в России была связана с народнической субъективной социологией. Кареев придерживается идеи о сложной структуре исторического знания. Философия истории подразделяется, по Карееву,  на две части: теоретическую а конкретно-историческую и представляет собой философское рассмотрение конкретного хода всеобщей истории. Далее идет общая теория истории, которая, в свою очередь, подразделяется на социальную гносеологию (теорию исторического знания, или историку) и социологию, традиционно состоящую из социальной статики и социальной динамики. Последняя включает социальную морфологию, имеющую дело с результатами движения, и теорию исторического процесса (или историологию), т. е. учение о самом механизме развития общества. Если Конт растворял конкретную историю в социологии, то для Кареева они взаимозависимые, но особые науки. Как и некоторые другие позитивисты, Кареев отрицал «Систему позитивной политики» Конта, считавшего исторический процесс закономерным. Кареев отрицает его закон трех стадий в развитии общества как целого, полагая, что он относится только к сфере мышления. Кареев не согласен с отождествлением Контом всякой абстракции с закономерностью. Конт не различает эволюцию и прогресс, не видит их разную природу, у Кареева же прогресс связан с субъективной этической оценкой, а эволюция - объективный процесс. Конт не разделяет теорию и метод, Кареев на таком разделении настаивает. Критические оценки современных социальных теорий у Кареева связаны с идеей их преодоления как односторонних. Он выступает за их синтез, стремится к соединению прагматической и социально-культурной теорий, философии истории и социологии, психологических и экономических концепций. Его целью было также преодоление концепций, отрицающих закономерности исторического процесса и, наоборот, все сводящих только к ним, и равным образом отказ от теорий, переоценивающих роль исторических героев и тех, которые решающую роль отводят массам. Кареев принадлежал к первому поколению позитивистов в российской академической среде, которое было подготовлено социологической публицистикой (Писарев, Михайловский, Лавров и др.). Он пережил все этапы становления социологии в России, принимая активное участие в этом процессе, и был его историографом. Долгие годы оставалась неопубликованной его большая работа «Основы русской социологии». Издана в 1996 году.

Б. Г. Сафронов. Н. Г Самсонова

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 266-267.


Сочинения: Историко-философские и социологические этюды. М., 1895; Введение в изучение социологии. М., 1897; Собр. соч. Спб.. 1912-1913. Т. 1: История с философской точки зрения; Т. 2: Философия истории в русской литературе; Т. 3: Сущность исторического процесса и роль личности в истории; Историка (Теория исторического знания). Спб., 1913 (2-е изд. Пг., 1916); Общие основы социологии. Пг., 1919 (М., 2010); Основы русской социологии. Спб., 1996; Прошлое и пережитое. М., 1990; Историология. Теория исторического процесса. М., 2011.

Литература: Бузескул В. П. Всеобщая история и ее представители в России в XIX и начале XX в. Ч. 1-2. Л., 1929- 1931; Могильницкий Б. Г. Политические и методологические идеи в русской медиевистике. Томск, 1960; Мягков ГII Русская историческая школа. Методологические и идейно-политические позиции. Казань, 1988; Золотарев В. П. Историческая концепция Н. И. Кареева. Л., 1988; Сафролов Б. Г. Н. И. Кареев о структуре исторического знания. М., 1994; Погодин С. Н. Русская школа историков: Н. И. Кареев. И. В. Лучицкий, М. М. Ковалевский. Спб., 1998: Социология истории Н. И. Кареева. Спб., 2000; Н. И. Кареев: человек, ученый, общественный деятель. Сыктывкар, 2002; Поздеева Г Г. Историософские взгляды Н. И. Кареева. Глазов. 2010.

Кареев Николай Иванович (24.XI (6.XII).1850 - 18.II.1931) - русский историк нового времени. Из небогатой дворянской семьи. В 1879-1885 годы - профессор Варшавского, затем Петербургского университетов. С 1910 года - чл.-корр. Российской АН, с 1929 года - почетный член АН СССР. Окончил в 1873 году Московский университет, где под руководством В. И. Герье изучал французскую буржуазную революцию конца 18 века. В юности подвергся воздействию революционных просветителей, в частности идей Д. И. Писарева. В дальнейшем испытал сильное влияние идеологов народничества П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского. Уже в 70-х годах Кареев ознакомился с "Капиталом" К. Маркса, что отразилось на его первом крупном исследовании. Оставался, однако, типичным эклектиком-идеалистом, разделяя позитивистско-эволюционистские взгляды своих либеральных сверстников. В политическом отношении также примыкал к либералам пореформенного поколения - конституционалистам и сторонникам социальных реформ.

В обстановке демократического подъема конца 70-х годов, когда, по словам Кареева, "крестьянский вопрос... в сознании русского общества был центральным социальным вопросом", Кареев выпустил лучший свой труд (магистерскую дисс.) - "Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII в." (М., 1879, переведен в 1899 на франц. яз.), за которым последовал в 1881 году "Очерк истории французский крестьян с древнейшего времени до 1789 г.". До Кареева основной - крестьянский - вопрос французской буржуазной революции не подвергался серьезному анализу даже во Франции, и Кареев, таким образом, закрепил своей книгой за русской наукой приоритет в конкретном его изучении. Оперируя богатым печатным и архивным материалом, в том числе избирательными наказами 1789 года, он первым из историков показал, что над французским крестьянством вплоть до конца 18 века тяготел не только не ослабевавший, но еще более усиливавшийся феодальный гнет (позднее назван феодальной реакцией). Тем самым был опровергнут широко распространенный во французской историографии 2-й половины 19 века тенденциозный тезис А. Токвиля, будто уже и до революции феодальные отношения постепенно отмирали и крестьяне стали в своей массе свободными земельными собственниками. Одновременно Кареев нарисовал яркую картину еще, впрочем, не завершившегося ко времени революции раскола франц. "...полусредневекового крестьянства на деревенскую буржуазию и пролетариат" (Ленин В. И., Соч., т. 1, с. 231). При всей своей либерально-буржуазной ограниченности Кареев уделял известное внимание борьбе народных масс за ликвидацию феодальных отношений в период революции. Маркс назвал сочинение Кареева превосходным (см. Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с рус. политич. деятелями, 1951, с. 232-233), Энгельс - "лучшей работой о крестьянах" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Избр. письма, 1953, с. 407). Вслед за Кареевым этот же круг проблем разрабатывали, начиная с 90-х годов, с разных точек зрения М. М. Ковалевский и И. В. Лучицкий, которых нередко объединяют с Кареевым общим термином "русская школа" в изучении аграрного вопроса в период французской буржуазной революции конца 18 века.

В условиях споров 80-х годов о путях дальнейшего развития России и обострившегося в связи с этим интереса широких кругов к общим проблемам исторической науки Кареев написал труд (докторскую дисс.) "Основные вопросы философии истории" (т. 1-3, М., 1883-90), пронизанную эклектизмом. Здесь и в других многочисленных историко-философских и социологических работах он противопоставлял историю социологии, отрицая фактически ее подлинно научный характер. Становясь на позиции крайнего субъективизма, Кареев объявлял, подобно Михайловскому, содержанием философии истории "идеальный мир норм, мир должного, мир истинного и справедливого, с которым будет сравниваться действительная история". С тех же субъективно-идеалистических позиций Кареева с 90-х годов упорно боролся против марксизма, отождествляя его с "экономическим материализмом". Был за это наряду с Михайловским справедливо раскритикован и достаточно осмеян, по выражению В. И. Ленина (см. Соч., т. 5, с. 365), Г. В. Плехановым в его книге "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю", написанной как "ответ гг. Михайловскому, Карееву и комп.".

При всей умеренности своего либерализма Кареев в 1899 года был уволен в связи со студенческими волнениями из Петербургского университета, куда вернулся лишь в 1906 году. В годы первой русской революции вошел в ряды кадетской партии и был избран членом 1-й Государственной думы.

С периодом профессуры Кареева в Варшаве связан ряд его книг и статей по истории Польши (""Падение Польши" в ист. лит-ре", СПБ, 1888; "Ист. очерк польского сейма", М., 1888, и др.). После перехода Кареев в Петербургский университет начал выходить его также эклектический по своей методологии, но ценный по богатству материала курс - "История Западной Европы в новое время" (т. 1-7, СПБ, 1892-1917). В этом курсе, доведенном до начала 1-й мировой войны, отводилось существенное место, в отличие от других современных ему русских и иностранных руководств, не только политической и культурной истории, но и социально-экономическим процессам. Кареев не прекращал и своих занятий французской революцией 18 века, систематически откликаясь на посвященные ей работы в русской и зарубежной литературе ("Что сделано в ист. науке по вопросу о положении франц. "рабочих перед революцией 1789 г."", СПБ, 1911; "Беглые заметки по экономической истории Франции в эпоху революции", СПБ, 1911, и др.). В 1910 году Кареев приступил к разработке важного, но тогда еще слабо изученного материала по истории парижских революционных секций (Неизд. док-ты по истории парижских секций 1790-1795 гг., СПБ, 1912; Неизд. протоколы парижских секций 9 термидора II года, СПБ, 1914; Парижские секции времен Франц. революции (1790-1795), СПБ, 1911; Политич. выступления парижских секций во время Великой революции, "Рус. богатство", 1912, No 11, и др.). Уже после Великой Октябрьской социалистической революции Кареев опубликовал в 1924-1925 годы работу "Историки Французской революции" в 3 томах - непревзойденный пока по полноте историографический обзор основных трудов в этой области, рассматриваемых, однако, автором с его прежней либерально-буржуазной точки зрения.

Б. Г. Вебер. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.

Сочинения: Список трудов К. в сб.: Из далекого и близкого прошлого, П.-М., 1923, с. 7-18, а также в его труде: Историки Франц. революции, т. 3, Л., 1925, с. 298-300 (работы по Франц. революции).

Литература: Маркс К., (Письмо) M. M. Ковалевскому. Апрель 1879 г., в кн.: Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с рус. политич. деятелями, 2 изд., М., 1951, с. 232-33; Энгельс Ф., (Письмо) К. Каутскому. 20 февраля 1889 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, М., 1953, с. 407-11; Бузескул В., Всеобщая история и ее представители в России в XIX и нач. XX века, ч. 1, Л., 1929, с. 153-68; Вебер Б. Г., Первое рус. исследование франц. бурж. революции XVIII в., в сб.: Из истории социально-политич. идей, М., 1955, с. 642-63; Фролова И. И., Значение исследований Н. И. Кареева для разработки истории франц. крестьянства в эпоху феодализма, в сб.: Ср. века, вып. 7, 1955, с. 315-34; Очерки истории ист. науки в СССР, (т.) 2, М., 1960, с. 461-83, 503.


Далее читайте:

Историки (биографический указатель).

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Историко-философские и социологические этюды. М., 1895;

Старые и новые этюды об экономическом материализме. СПб., 1896;

Историка (Теория исторического знания). СПб., 1916;

Общие основы социологии. Пг., 1919.

Литература:

Бузескул В. П. Всеобщая история и ее представители в России в XIX и начале XX в. Ч. 1-2. Л., 1929- 1931;

Могильницкий Б. Г. Политические и методологические идеи в русской медиевистике. Томск, 1960;

Мягков Г.П. Русская историческая школа. Методологические и идейно-политические позиции. Казань, 1988;

Золотарев В. П. Историческая концепция Н. И. Кареева. Л., 1988;

Сафролов Б. Г. Н. И. Кареев о структуре исторического знания. М., 1994;

Погодин С. Н. Русская школа историков: Н. И. Кареев. И. В. Лучицкий, М. М. Ковалевский. Спб., 1998:

Социология истории Н. И. Кареева. Спб., 2000;

Н. И. Кареев: человек, ученый, общественный деятель. Сыктывкар, 2002;

Поздеева Г Г. Историософские взгляды Н. И. Кареева. Глазов. 2010.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС