Катенин, Павел Александрович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Катенин, Павел Александрович

1792 - 1853

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Павел Александрович Катенин

П.А. Катенин. Неизвестный художник. Первая четверть XIX в.

Член Союза спасения

Катенин Павел Александрович (11.12.1792 — 23.5.1853). Отставной полковник л.-гв. Преображенского полка.

Родился в с. Шаёво Кологривского уезда Костромской губернии. Отец — генерал-лейтенант Александр Федорович Катенин, мать — Дарья Андреевна Парпура. В службу вступил в департамент Министерства народного просвещения — 4.7.1806, коллегии-юнкер — 31.12.1806, титулярный советник — 31.12.1808, портупей-прапорщик л.-гв. Преображенского полка — 12.3.1810, прапорщик — 1.2.1811, участник Отечественной войны 1812 года (Бородино) и заграничных походов (Люцен, Бауцен, Кульм, Лейпциг, Париж), полковник — 5.7.1820, уволен в отставку — 14.9.1820. За демонстративную обструкцию актрисе Семеновой на представлении «Поликсены» выслан из Петербурга с запрещением въезда в обе столицы — 20.10.1822. В 1822 — 1832 жил в своем имении Шаёво, хотя в августе 1825 получил разрешение на въезд в Петербург.
Член Союза спасения (с 1816), один из организаторов Военного общества (1818). Высочайше повелено оставить без внимания.

Определен в Эриванский карабинерный полк — 8.8.1833, комендант крепости Кизляр — 24.7.1836, уволен от службы с чином генерал-майора — 20.11.1838. Поэт, критик, драматург, член Российской академии — 7.1.1833, почетный член отделения русского языка и словесности Академии наук — 21.11.1841. Был похоронен в д. Бареево, в советское время прах перенесен на городское кладбище г. Чухломы.

ГАРФ, ф. 48, оп. 1, д. 28, 243.

Цитируется по изд.: Декабристы. Биографический справочник. Под ред. М.В. Нечкиной. М., 1988.

Переводчик, критик и режиссер

Катенин Павел Александрович (1792 - 1853), поэт, критик.

Родился 11 декабря (22 н.с.) в имении Шаёво Костромской губернии в дворянской семье. Получил домашнее образование. Детские годы прошли в родительском имении.

Поэтическая деятельность Катенина началась перед Отечественной войной 1812 стихотворениями, связанными с гражданской темой: "Отечество наше страдает...", "Рассказ Цинны" и др.

С началом войны уходит воевать, с русской армией вступает в Париж. В 1814 - 15 Катенин написал баллады "Певец", "Наташа", "Убийца", "Леший". В 1816 опубликовал балладу "Ольга", противопоставленную поэтическим принципам В. Жуковского (школе Карамзина-Жуковского). В возникшей полемике с поддержкой позиции Катенина выступил А. Грибоедов. Катенин оказал влияние на литературные взгляды Грибоедова, Кюхельбекера, А. Одоевского, а в 1818 - 1819 годы и на Пушкина. Боевой офицер, Катенин становится членом "Союза спасения", а в 1817 году - одним из руководителей Военного общества - тайной декабристской организации. В 1820, будучи полковником лейб-гвардии Преображенского полка, по политическим мотивам отправлен в отставку, в 1822 выслан из Петербурга.

Долгие годы он провел в деревне, оторванный от литературной и общественной жизни, после разгрома декабристов лишенный единомышленников. В начале 1830-х Катенин пытался при содействии Пушкина вновь вернуться к литературной деятельности; писал стихи и статьи, стремясь решить проблемы народной жизни (идиллии "Дура", "Инвалид Горев").

Значительную роль Катенин сыграл в развитии русского театра, выступая как драматург, переводчик, критик и режиссер.

Умер в родном имении Шаёво 23 мая (4 июня н.с.) 1853 года.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

"Должны мы во всем обезьянить?.."

Катенин Павел Александрович (11[22].12.1792—23.05 [4.06]. 1853), поэт, переводчик, драматург, критик. Родился в усадьбе Шаёво Кологривского у. Костромской губ. Отец Катенина Александр Федорович — отставной генерал, мать Дарья Андреевна (урожд. Пурпур) — полугреческого происхождения.

Получил домашнее образование. Знал латынь и с полдюжины европейских языков. По воспоминаниям актера В. А. Каратыгина, «…не было всемирно-исторического факта, который бы он не смог объяснить со всеми подробностями, в хронологии он никогда не затруднялся — это просто была живая энциклопедия».

С 1806 Катенин на службе в Петербургском министерстве народного просвещения. В 1808—09 посещал салон А. Н. Оленина, где познакомился с К. Н. Батюшковым, Н. И. Гнедичем, А. А. Шаховским и др. деятелями литературы и театра. Опубликовал первые стихи в «Цветнике» (1810); играл в любительских спектаклях. В 1810 поступил на службу в лейб-гвардейский Преображенский полк. Известность пришла в Катенину, когда в февр. 1811 в Петербурге в бенефис актрисы Е. С. Семеновой была поставлена в его переводе трагедия Корнеля «Ариадна».

В 1812—14 Катенин — участник Отечественной войны и заграничного похода, был под Бородином, Лютценом, Баутценом, Кульмом, Лейпцигом. Удостоен ордена св. Владимира 4-й степени с бантом и Кульмским крестом. В Париже посещал французский театр. Много писал для театра (в 1810—20-е), поставляя для сцены гл. обр. переводные пьесы. По возвращении в Россию пользовавшийся репутацией «большого вольнодумца» штабс-капитан Катенин вступил в Союз спасения, но позже отошел от движения и членом тайных организаций заговорщиков не стал.

1815—22 — период наиболее активного участия Катенина в литературной жизни. Он заявил о себе, как поэт, стихами и балладами в народном духе. В балладе «Наташа» девушка говорит любимому: «…прости мне укоризну: // Не сражаться за отчизну, // Одному отстать от всех — // Русским, нам, и стыд и грех». Жених Наташи вступает в народное ополчение и погибает под Бородином. Во сне она видит его и поспешает на свадьбу в небеса: «Тут Наташа помолилась, // Тут во сне перекрестилась: // Как сидела, как спала, // К жизни с милым умерла». Катенин воспевает в «Наташе» патриотизм и верность — чувства, издревле свойственные русской женщине. Деревенские реалии, простонародный язык — отличительные черты др. известной баллады Катенина — «Убийца». Повествуя о преступлении, о муках душегуба (свидетель — «месяц плешивый»), Катенин говорит о неминуемом возмездии: «Казнь Божья вслед злодею рыщет; // Обманет пусть злодей, // Но виноватого Бог сыщет — // Вот песни склад моей». Баллады Катенина написаны в противовес переводным романтическим балладам В. А. Жуковского, в них все свое, русское.

Летом 1818 Катенин познакомился с А. С. Пушкиным, и с этого времени литературная деятельность его прослеживается во взаимосвязи с гениальным собратом по перу. Пушкин всегда ценил ум и талант Катенина, хотя он и не принадлежал к кругу его ближайших друзей. В 1818—20 они часто виделись: Пушкин читал Катенину новые песни из «Руслана и Людмилы», которые Катенин подвергал критическому разбору.

В сент. 1820 полковник Преображенского полка Катенин за «сознательное противоречие» вел. кн. Михаилу Павловичу был уволен в отставку. Пушкин писал ему из ссылки: «Для малого числа избранных желаю еще увидеть Петербург. Ты, конечно, в этом числе…» Но в нояб. 1822 Катенин оказался в центре скандала на представлении «Поликсены» В. А. Озерова в театре, где саркастично отозвался о петербургском генерал-губернаторе гр. М. А. Милорадовиче. Катенина выслали из Петербурга в родовое имение Шаёво без права жить в столицах. «Правда ли, чту говорят о Катенине?» — с беспокойством запрашивал Пушкин у П. А. Вяземского из Кишинева.

В Шаёво Катенину пришлось нелегко (тяжба, хлопоты, нездоровье), и вдруг его посетила нечаянная радость: ему прислали выпуск первой главы «Евгения Онегина», где он прочел о себе: «Там наш Катенин воскресил // Корнеля гений величавый». В письме Пушкину он признавался: «…с отменным удовольствием проглотил господина Евгения (как по отчеству?) Онегина. Кроме прелестных стихов, я нашел тут тебя самого, твой разговор, твою веселость…».

На берега Невы, выхлопотав разрешение, Катенин вернулся в авг. 1825. У него большие творческие планы: издать книгу стихов, поставить на сцене свою пьесу «Андромаха». Встретившись с приехавшим в Петербург Пушкиным, Катенин засвидетельствовал: «Я заметил в нем одну только перемену: исчезли замашки либерализма. Правду сказать, они всегда казались угождением моде, нежели собственным увлечением; еще прежде из тех стихов его, которые по рукам ходили, он всегда упорно отказывал мне что-нибудь прочесть, отзываясь, что они не про меня написаны и показать знающему стыдно…».

В 1827 трагедия «Андромаха», которую Катенин считал главным своим произведением (Пушкин назвал ее «едва ли не лучшим произведением нашей Мельпомены по силе истинных чувств, по духу истинно трагическому»), на сцене провалилась. Ученица Катенина актриса Колосова в главной роли симпатий зрителей не снискала, пьесу исключили из репертуара.

В 1828 отношения между Катениным и Пушкиным вылились в скрытую стихотворную дуэль, вызванную балладой Катенина «Старая быль», на которую Пушкин ответил ироническими стихами «Ответ Катенину», но охлаждения между ними не произошло. Пушкин высоко ценил критический дар Катенина, его способность избегать «всех пристрастных и односторонних суждений». Пушкин писал ему: «Голос истинной критики необходим у нас; кому же, как не тебе, забрать в руки общее мнение и дать нашей словесности новое, истинное направление? Покамест, кроме тебя, нет у нас критика. Многие (в том числе и я) много тебе обязаны; ты отучил меня от односторонности в литературных мнениях, а односторонность есть пагуба мысли. Если б согласился ты сложить разговоры твои на бумагу, то великую пользу принес бы ты русской словесности…». Живя в деревне, Катенин внял совету Пушкина и приступил к написанию книги «Размышления и разборы».

С большой эрудицией Катенин пишет о древней поэзии, о греческой трагедии, непрерывно полемизируя с признанным теоретиком романтической школы А. В. Шлегелем. Считая романтизм чуждым русской литературе, Катенин делает важное признание: «Россия искони не имела ничего общего с Европой западной; первые свои познания, художества и науки получила она вместе с верою православною от Цареграда… Правда Петр Первый много ввел к нам немецкого; но неужели, перенимая полезное, должны мы во всем обезьянить и утратить все родовые свойства и обычаи? По счастию, это невозможно, и одна вера своя предостережет нас от ничтожности».

После того как родовое имение Шаёво было взято в опеку, нужда заставила Катенина приехать в Петербург в поисках военной службы. В июле 1832 возобновились его встречи с Пушкиным. Катенин поздравил его с завершением «Евгения Онегина»: «Спи спокойно с Онегиным в изголовье; он передаст имя твое поздним векам, а конец увенчал все дело, последняя глава лучше всего».

В 1832 вышли в свет «Сочинения и переводы Павла Катенина» в 2 частях. Ф. Булгарин их высмеял, а Н. Полевой отвел им место в прошлом российской словесности. Пушкин думал иначе, в рецензии на издание он выделил независимость Катенина: «Никогда не старался он угождать господствующему вкусу в публике… первый введши в круг возвышенной поэзии язык и предметы простонародные, он первый отрекся от романтизма и обратился к классическим идолам…» С похвалой отозвался Пушкин о балладах «Ольга» и «Убийца». Отметил «Мстислава Мстиславича», «стихотворение, исполненное огня и движения», и «Старую быль», «где столько простодушия и истинной поэзии». Но вердикты Булгарина и Полевого о Катенине как поэте возобладали у современников над пушкинским.

В 1833—36 Катенин служит на Кавказе, участвует в военных экспедициях. В 1836 назначается комендантом крепости Кизляр. В 1838 уходит в отставку с производством в чин генерал-майора.

Возвращается в Шаёво, где живет последние 15 лет. Имя его исчезло из театральных репертуаров, стихи появлялись в журналах крайне редко. Как писателя его забыли. Одна из последних публикаций появилась в «Москвитянине» (1841, № 4) — басня «Охотник до птиц», в которой изображена аллегорическая картина собственной изоляции. В сказке «Княжна Милуша», получившей одобрение еще Пушкина, Катенин так сказал о своем закате: «Что ж делать? Петь, пока еще поется… // Власть — слушать, власть — не слушать; я пою».

По просьбе П. В. Анненкова Катенин написал в н. 1850-х «Воспоминания о Пушкине».

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Катенин и Пушкин

Катенин Павел Александрович (1792-1853).  Поэт, драматург, переводчик, литературный критик, знаток театра. Пушкин познакомился с Катениным вскоре после окончания Лицея. Личность Катенина была интересна и во многом привлекательна для Пушкина. Молодой полковник лейб-гвардии Преображенского полка, участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов, Катенин был человеком энциклопедических знаний, оригинального ума и независимых политических убеждений. Он являлся членом Союза спасения и одним из руководителей «Военного общества» — ранней преддекабристской организации. Еще в конце 1810-х годов он перевел французский революционный гимн:

Отечество наше страдает
Под игом твоим, о элодей!
Коль нас деспотизм угнетает,
То свергнем мы трон и царей!

Пушкин и Катенин встречались в петербургских литературных и театральных кругах (1817—1820). Их многое сближало, но многое и разделяло, Катенин был безапелляционен в суждениях и сектантски непримирим в своих литературных отношениях. Он был «архаистом» (подобно А. С. Грибоедову) и,  ратуя за национальную самостоятельность русской литературы, решительно отрицал литературные заслуги Карамзина и «арзамасцев». Пушкин прислушивался к его критике, но далеко не во всем принимал ее.

Отсюда его двойственное отношение к Катенину — заинтересованное и критическое одновременно. Стихи его он оценивает как «полные силы и огня, но отверженные вкусом и гармонией».

О самом Катенине он иногда пишет еще резче: «Он опоздал родиться — и своим характером и образом мыслей весь принадлежит 18 столетию» (письмо Вяземскому в апреле 1820 года). Общение с Катениным, однако, сыграло известную роль в эстетическом развитии Пушкина.

В 1822 году за дерзкую выходку в театре Катенин был выслан из Петербурга в свое костромское имение, где находился до 1832 года. Сосланный ранее Пушкин узнал об этом в Бессарабии. В первой главе «Онегина» появилась строфа о русском театре:

Там наш Катенин воскресил Корнеля гений величавый...

В столицу оба опальных поэта вернулись почти одновременно летом 1827 года. Катенин — ненадолго, и в этот свой приезд помирил Пушкина с актрисой А. М. Колосовой, с которой у поэта произошла размолвка. В 1828 году Катенин написал балладу «Старая быль» и послание, в которых осторожно, намеками укорял Пушкина за «Стансы» и некоторые другие, по его мнению, верноподданнические стихи. Пушкинский «Ответ Катенину» насмешлив:

Напрасно, пламенный поэт,
Свой чудный кубок мне подносишь
И выпить за здоровье просишь:
Не пью, любезный мой сосед!
Товарищ милый, но лукавый,
Твой кубок полон не вином,
 Но упоительной отравой...
Он заманит меня потом
Тебе вослед опять за славой.
Не так ли опытный гусар,
Вербуя рекрута, подносит
Ему веселый Вакха дар,
Пока воинственный угар
Его на месте не подкосит?
Я сам служивый: мне домой
Пора убраться на покой.
Останься ты в строях Парнаса;
Пред делом кубок наливай
 И лавр Корнеля или Тасса
Один с похмелья пожинай.

Пушкин в 1830 году пригласил Катенина участвовать в «Литературной газете», в 1832 году содействовал изданию книги «Стихотворения и переводы Павла Катенина», годом позже подарил ему экземпляр «Онегина».

Личное общение Пушкина и Катенина возобновилось в 1832—1834 годах во время приездов последнего в Петербург.

В январе 1833 года оба они были избраны членами Российской академии и посещали ее заседания. «Одолжи меня своим посещением в понедельник вечером; во вторник поутру я отправляюсь в далекий путь: в Грузию»,— писал Катенин Пушкину в субботу 10 марта 1834 года.

Это была их последняя встреча.

Катенин оставил содержательные воспоминания о Пушкине, творчество которого расценивал в соответствии со своим причудливо-догматическим вкусом: восхищаясь «Евгением Онегиным», «Графом Нулиным», «Капитанской дочкой», отвергал «Бориса Годунова», «Бахчисарайский фонтан», «Моцарта и Сальери».

Л.А. Черейский. Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 87-89.

Сочинения:

Стихотворения. Л., 1937 (БП, м. с.), 2-е изд. Л., 1954;

Избранные произведения. М.; Л., 1956 (БП, б. с.);

Размышления и разборы. М., 1981;

Избранное. М., 1989.

Далее читайте:

Письмо А.С. Грибоедова П. А. Катенину. 19 октября (1817. Петербург).

Письмо А.С. Грибоедова П. А. Катенину. 26 марта 1819. Тегеран.

Письмо А.С. Грибоедова П. А. Катенину. Февраль 1820. Тавриз.

Письмо А.С. Грибоедова П. А. Катенину. 17 октября (1824. Петербург).

Письмо А.С. Грибоедова П. А. Катенину. (Первая половина января — 14 февраля 1825).

Павел Катенин. Ответ господину Полевому на критику, помещенную в «Московском телеграфе», 1833-го года, апрель,  № 8-й.

Ксенофонт Полевой. О направлениях и партиях в литературе (Ответ г-ну Катенину).

Декабристы (биографический справочник).

Нечкина М.В. Декабристы.

Движение декабристов (Список литературы).

Румянцев В.Б. И вышли на площадь...  (Взгляд из XXI века).

Рудацкая Л. Н., студентка 2 курса истор. ф–та КГУ (Кострома). П.А. Вяземский и П.А. Катенин в Костромской губернии: исследования историков и краеведов.

Отечественная война 1812 года (хронологическая таблица).

Участники наполеоновских войн (биографический справочник).

Литература по наполеоновским войнам (список литературы)

Россия в XIX веке (хронологическая таблица).

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС