Киреевский Иван Васильевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Киреевский Иван Васильевич

1806-1856

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Иван Васильевич Киреевский

 

И.В. Киреевский. Дагерротип 1840-х годов.

Писатель и публицист

КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (1806 - 1856), прозаик, критик, публицист, философ.

Родился 22 марта (3 апреля н.с.) в Москве в старинной дворянской семье. Получил отличное домашнее образование, вырос среди талантливых, увлекающихся литературой, философией и искусством людей.

В 1824 поступил на службу в Московский архив иностранной коллегии и вступил в Общество любомудров, которое вскоре было распущено после поражения декабристов. Киреевский оставляет службу, решив посвятить себя общественному служению: "...содействовать просвещению народа не есть ли величайшее благодеяние, которое можно ему сделать?", - пишет он своему единомышленнику.

В 1828 в "Московском вестнике" появляется его статья "Нечто о характере поэзии Пушкина", в которой Киреевский первым обращает внимание на народность и самобытность пушкинской поэтической музы. В статье "Обозрение русской словесности за 1829 год" указывает на значение для русской литературы деятельности Н.Новикова, имя которого в то время находилось под запретом. В 1830 едет в Германию, встречается с Шеллингом и Гегелем, слушает лекции Л.Окена и Ф.Шлейермахера, Риттера и Шорна. Вернувшись в Россию в 1832, предпринимает издание журнала "Европеец", призванного связать русскую культуру с европейской. Эту идею поддержали лучшие русские литераторы, в частности сам А.Пушкин. Однако уже после второго номера журнал был запрещен, поводом к чему послужили статьи Киреевского "„Горе от ума" - в Московском театре" и "XIX век". Автор был объявлен неблагонадежным, и от ссылки его спасло только заступничество Жуковского.

В 1839 начинается второй период его деятельности, связанный со становлением и развитием славянофильства. Принял участие в дискуссии между славянофилами и западниками, осуждая крайние позиции К.Аксакова и А.Хомякова (статья "В ответ А.С.Хомякову"). В эти годы Киреевский пробует силы в прозе (рассказ "Царицынская ночь", роман "Две жизни", повесть "Остров").

В 1845 становится неофициальным редактором журнала "Москвитянин", издававшегося М. Погодиным, но из-за разногласий с ним выпустил только три номера. Продолжая разрабатывать проблему национальной самобытности русской культуры, публикует в славянофильском "Московском сборнике" статью "О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России" (185/).

В "Русской беседе" (1856) была напечатана последняя статья Киреевского "О необходимости и возможности новых начал для философии". Н.Чернышевский в 1860-е сказал о Киреевском, что в нем "...была жажда истины, он пробуждал в других деятельность мысли. Потому он был полезен и нужен у нас".

Умер И.Киреевский 11 июня (23-го н.с.) 1856 в Петербурге.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


Вернуться на главную страницу И.В. Киреевского

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС