Кьеркегор Серен
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Кьеркегор Серен

1813—1855

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Сёрен Кьеркегор (Киркегор)

 

Кьеркегор Сёрен.

Либо то, либо другое (Или–Или) [10]

Книга состоит из двух больших разделов. «В первом содержится большое количество крупных и мелких эстетических трактатов, вторая состоит из двух продолжительных расследований…»[11]. Эстетические трактаты, составленные как эссе своих дневников за период своей вольной студенческой жизни, как бы подводит черту под этим периодом. Результатом же расследований, в основе которых лежит сравнение трагических произведений греческих и современных авторов, делается анализ причин упадка в период «эпохи Возрождения» христианской нравственности.

Он приходит к выводу о том, что причина этого смешение на психологическом уровне понятий этики и эстетики христианской и до христианской эпох.

Основой греческих трагедий хоть и является гнев богов, но этот гнев носит для героя как бы внешний, временный характер, который устраняется действиями героев. Даже в более строгом иудаизме гнев Бога связан и также носит временный характер, поскольку действует только до третьего или до десятого поколений[12]. В то время как трагедия жизни и страданий Христа метафизически освобождена от времени.

«…всегда можно говорить, что жизнь Христа трагедия; потому что эстетические впечатление от его жизни неисчерпаемо… <…> …Абсолютные действия и абсолютные страдания выходит за рамки сферы и силы эстетики, и принадлежит к высшей метафизической областях. В жизни Христа это присутствует. Его страдания является абсолютным, где действия происходит постоянно на безоговорочном послушании… <…>  …Трагическая вина больше, чем просто субъективная: она унаследовала вину всех…», а учитывая вину человека за первородный грех, «…страдания только углубились»[13]. Грех в христианстве потерял срок давности.

Поэтому идеи современных трагедий, «…являются идеями, которые только и могли возникнуть в средневековье, и не у одного поэта. Они является отражением внутреннего мира людей, живущих в это время. Христианство внесло в этот мир борьбу между плотью и духом. И в средневековье эта борьба была предметом рассмотрения…»[14].

«Трагический герой как субъект отражается в себе, а не из какого-либо беспристрастного отношения к государству, к полу, отражает судьбу, но иногда даже судьбу его рода. Нас интересует то, что дается определенный момент его собственного поведения…   …Трагедия современная фактически не эпос. Герой стоит или падает исключительно на основании своего собственного дела»[15].

Здесь «…Раскаяние является самостоятельной святостью, в которой эстетическое в тени, так как оно не будет рассматриваться, по крайней мере, аудиторией…  <…>    …Здесь настоящая цель всех концепций семьи и пола, что в церкви и государстве теряется, и они должны полностью оставить лицо для себя самого, так как, строго говоря, создателем вины является он сам»[16].

Но концовка второй части книги, которая посвящена разъяснению возможности перехода от эстетического воззрения на жизнь к этическому; неожиданно заканчивается статьей «Ультиматум», содержащей проповедь сельского священника на тему «о греховности человеческой».

Огромное впечатление, произведенное «Или-или» на датское общество, прекрасно обрисовано Георгом Брандесом в его книге «Sören Kierkegaard». Самый выдающийся представитель современной Кьеркегору датской критики, Гейберг, ограничился кратким сообщением о «феноменальном литературном явлении», уклонившись от всяких разъяснений настоящей цели и значения сочинения. Да и трудно было угадать эту цель во всем ее объеме: «Или-или» было только первым звеном той сложной цепи, которую образовывают все произведения Кьеркегора.

+ + +

 

Кьеркегор Сёрен.

Можно предположить, что окончание книги, является как бы переходом к дальнейшим работам Кьеркегора. Он свой выбор сделал, решив, что должен всю последующую жизнь посвятить поиску сущности христианства, приняв судьбу одинокого мыслителя, наполненную интенсивной теологической, философской и литературной работой.

В апреле 1843 года случайная встреча с Региной на Пасху в церкви вновь поднимает в нем бурю чувств и сомнений. «Его сокрушили не чары возлюбленной, но раскаяние в том, что он вторгся в ее жизнь, смутил ее душу, – вот в чем он считал себя виновным. Он необдуманно сблизился с девушкой, потом убедился, что назначение любви для него неисполнимо, что он может быть счастлив и без девушки, – особенно благодаря открывшемуся дару поэтического творчества, – и он порвал с нею. Но совершив это, он не мог отделаться от мысли о своей виновности…»[17].

И Сёрен – вновь бежит в Берлин. Там он выплескивает свои чувства, написав на одном дыхании две повести. В первой повести ««Виновен?» – «Не виновен?»», созданной летом 1843 и впоследствии включенном в «Стадии на жизненном пути» (вышла в 1845 под псевдонимом Хиларий Бобенэр, т. е. Радостный Переплетчик)., раскрывается фраза Дневника Кьеркегора от 17 мая 1843: «Если бы у меня была вера, я бы не покинул Регину».

Вторая лирическая повесть рассказывает о неординарной любви молодого человека, потерявшему внутреннюю опору в религии и мучающегося поиском своего места в жизни.

Но еще до опубликования книги, полученное в июле 1843 года известие о новой помолвке Регины Ольсен, мгновенно превратило пылкого, страстно влюбленного молодого человека в холодного наблюдателя.


Вернуться: Врачев В. Кьеркегор, Киркегор

Вернуться на главную страницу Кьеркегора

 

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС