Конфуций, Кун Фу-Цзы
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Конфуций, Кун Фу-Цзы

551-479 до н. э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Конфуций

Конфуций (Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжун-ни) (552/551 год до н. э., Цзоу, царство Лу (современный город Цюйфу провинции Шаньдун) — 479 год до н. э., Цзоу, царство Лу) — первый китайский философ, личность которого исторически достоверна, создатель конфуцианства. Латинизированная (итальянским миссионером-иезуитом М. Риччи) форма имени Конфуция происходит от китийского Кун-фу-цзы — «Учитель Кун». Каноническая биография Конфуция изложена на рубеже II—I веков до н. э. Сыма Цянем в «Ши цзи» (гл. 47), позднее в «Кун-цзы цзя юй» («Семейные речи Конфуция»), а на Западе впервые французским миссионером и ученым Ж. Ж.-М. Амио в 1787-1789 годы. Конфуций происходил из родовитой, но обедневшей семьи, генеалогически восходившей к правившей в эпоху Шан-Инь династии, свергнутой в XII/XI веках до н. э., появился на свет в результате «непристойного союза» (е хэ), т. е. женитьбы его старого отца на слишком юной матери или добрачного зачатия, и очень рано остался без отца. Уже в молодости Конфуций стал первым в истории Китая профессиональным преподавателем и организатором сообщества ученых-интеллектуалов (имел более 3 тысяч учеников). Его педагогическая доктрина легла в основу образовательной и экзаменационной систем всего имперского периода. Она строилась на эгалитарно-демократическом принципе равных возможностей («обучение вне зависимости от рода» обучаемого) с минимальной (символической) платой («связка сушеного мяса») и предполагала единство заучивания и размышления, теории и практики. Сам Конфуций в 15 лет «обрел волю» к классическому образованию, основанному на «шести искусствах» (лю и): этико-ритуальной «благопристойности» (ли); «музыке» (юэ), включающей танцы и поэзию; стрельбе из лука (шэ); управлении колесницей (юй); грамотности (шу), включающей каллиграфию; математике (шу), связанной с нумерологией (сян шу чжи сюэ); в 30 лет начал преподавать, а в 68 полностью отдался педагогике в кругу ближайших учеников (числом от 70 до 100). Теоретической и текстологической базой образования Конфуций сделал «шесть канонов» (лю цзин), которые также назывались «шестью искусствами». В 50 лет, «познав небесное предопределение (тянь мин)», он попытался сделать карьеру государственного деятеля для практической реализации своей социально-политической теории. В 496 году до н. э. достиг поста первого советника в царстве Лу, но вскоре был вынужден покинуть родину и 13 лет путешествовал с ближайшими учениками по древним царствам Китая, безуспешно внушая их правителям свои идеи. Последние годы жизни Конфуций провел в Лу, занимаясь развитием своего учения, преподаванием и текстологической работой над каноническими произведениями древности. Собственную историческую миссию он видел в сохранении и передаче потомкам древней «культуры/литературы/ письменности» (вэнь), поэтому не занимался сочинительством, а редактировал и комментировал письменное наследие прошлого, основу которого составляли тексты, сложившиеся позднее в « Пятиканоние» («У цзин»). Творцами культуры Конфуций считал «святомудрых» (шэн) правителей идеализированной «древности» (гу), что позволило ему трактовать культурность и правильное общественное устройство как две стороны одной медали — разные проявления единого Пути (дао) человека. В условиях как торжества, так и неосуществленности в Поднебесной этот Путь поддерживается учеными-интеллектуалами (в идеале — чиновниками), чье наименование — жу — стало обозначением самих конфуцианцев. В эпоху Хань во II веке до н. э. подобный подход к культуре был высоко оценен государственной властью: конфуцианство получило статус официальной идеологии, а Конфуций приравнен к «святомудрым».

Взгляды Конфуция нашли аутентичное выражение в составленном в V—IV веках до н. э. и обретшем современную форму на рубеже нашей эры сборнике высказываний самого Конфуция, его учеников и их учеников, их диалогов, исторических описаний и бытовых сцен «Лунь юй» («Теоретические/Обсужденные речи», «Суждения и беседы» / «Ана-лекты»). Ему также приписывается авторство философских комментариев, входящих в «И цзин», составление первой поэтической антологии «Ши цзин» и первой летописи «Чунь цю» («Весны и осени»).

Конфуций воздерживался от суждений о сверхъестественном, полагая высшей мироуправляющей силой «безмолвное» Небо (тянь). Ниспосылаемое им «предопределение» (мин) может и должно быть познано человеком, который только в таком случае способен стать свободным («без-орудийным» — бу ци) «благородным мужем» (цзюнь цзы), сочетающим в себе идеальные духовно-моральные качества с правом на высокий социальный статус. Его антагонист — «маленький (ничтожный) человек» (сяо жэнь), руководствующийся «пользой/выгодой» (ли), а не «долгом/справедливостью» (и), низкопоставленный, привязанный к конкретному делу («орудийный») и подчиняющийся «благодати/добродетели» (дэ) «благородного мужа», как трава — ветру. Для формирования личности необходимо «преодоление себя и возвращение к благопристойности (ли)», результатом чего становится торжество «гуманности» (жэнь) в Поднебесной. Этика Конфуция подчинена принципам «срединности» (чжун юн — «золотая середина») и «взаимности» (шу — «золотое правило морали»), что определило концепцию «правильного [употребления] имен» (чжэн мин), требующую соответствия между «словом и делом», необходимого для политико-административного управления. Конфуций настаивал на приоритете моральных ценностей и норм перед любыми иными видами регуляции общественной жизни.

Победа конфуцианства над всеми конкурировавшими учениями обеспечила его создателю особый, сопряженный с религиозным культом статус культурного героя, духовного вождя нации, «некоронованного царя» (су ван) и «таинственного святомудрого» (сюань шэн), поддерживавшийся при дворе и в посвященных ему храмах Конфуция (Кун мяо), что сохранялось в Китае до начала XX века. Развившийся после падения империи в 1911 году негативизм по отношению к Конфуцию как главному символу консерватизма и традиционализма, приведший к отмене в 1928 году официальных жертвоприношений ему и обязательного изучения «Лунь юя», достиг апогея в кампании «критики Линь Бяо и Конфуция», развернувшейся в КНР в 1970-х годах. Однако в 1980-х годах эта тенденция сменилась на противоположную, стало усиливаться внимание к Конфуцию как родоначальнику национальной идеи. В 1985 году в КНР был создан научно-исследовательский институт Конфуция (Кун-цзы яньцзюсо), а затем в Цюйфу — Академия Конфуция (Кун-цзы яньцзююань). С 1986 года Китайским фондом Конфуция, учрежденным в 1984 году, издается ежеквартальник «Исследования Конфуция» («Кунцзы яньцзю», Цзинань).

А. И. Кобзев.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 9. М., 2020, с. 312-314.

Сочинения:

Беседы и суждения Конфуция. СПб., 1999; Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу»), М., 2004; Архив российской китаистики. Т. III. М., 2016. С. 49-306.

Литература:

Кобзев А. И. К раскрытию тайн Конфуция и «Лунь-юя» // Архив российской китаистики. Т. III. М., 2016. С. 3-44; Мартынов А. С. Конфуцианство. «Лунь юй». Т. 1,2. СПб., 2001; Переломов Л. С. Конфуций. «Лунь юй». М., 1998.


Вернуться на главную страницу Конфуция

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС