Короленко Владимир Галактионович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Короленко Владимир Галактионович

1853-1921

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Владимир Галактионович Короленко

Короленко Владимир Галактионович (1853/ 1921) — русский писатель и публицист. Был редактором (совместно с Н.К. Михайловским) народнического журнала «Русское богатство». В 1879 году по подозрению в связях с революционными деятелями арестован и сослан в Якутию, где отбывал наказание в 1881/1884 годы. Рассказы и повести Короленко проникнуты идеями гуманизма и демократии. Произведения: «Сон Макара» (1883), «Слепой музыкант» (1886), «Без языка» (1895), «Павловские очерки» (1890), «Река играет» (1891). Автобиографическое произведение «История моего современника» посмертно опубликовано в 1922 году.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 137-138.


Короленко Владимир Галактионович (1853, Житомир - 1921, Полтава) - писатель, общественный деятель. Сын уездного судьи. Учась в гимназии, увлекся рус. классической лит-рой, мечтал стать адвокатом, чтобы защищать обездоленных, но, не имея права поступить в ун-т после реальной гимназии и средств, чтобы потратить год на занятия для сдачи экзаменов экстерном, он в 1871 стал учиться в Технологическом ин-те в Петербурге, а в 1874 перешел в Петровскую академию под Москвой. Здесь Короленко увлекся народническими идеями, участвовал в студенческом движении, в 1876 был исключен и выслан в Кронштадт. В 1877 Короленко смог приехать в Петербург и поступить в Горный ин-т, но вскоре оставил мысль о высшем образовании. В 1879 без суда, по подозрению в связях с народниками был сослан в Вятскую губ. Неустанная борьба Короленко с властями за соблюдение ими же установленной законности только усугубляла его положение, но и после 6 лет тюрем и ссылок он боролся за справедливость, живя по своей любимой пословице: "Делай, что должно, и пусть будет, что будет". В 1881 Короленко отказался присягать Александру III и был сослан в Якутию. В 1885 - 1886 жил в Нижнем Новгороде, активно сотрудничал в либеральной прессе, получив известность сроими рассказами, неоднократно переиздаваемыми, Короленко познакомился с Л.Н. Толстым, А.П. Чеховым, Н.К. Михайловским и др. Настроенный к правительству оппозиционно, Короленко выступал со страстными очерками против произвола властей, последовательно развивая демократические и гуманистические взгляды, участвовал в борьбе с голодом в 1891 - 1892. В 1896 Короленко приехал в Петербург, .где стал одним из руководителей журн. "Русское богатство", выступал против национального угнетения, смертной казни, бесправия. В 1914 вышло в свет его 9-томное собрание сочинений. Мечтая создать художественную летопись своего поколения, Короленко до конца жизни работал над "Историей моего современника". Считая себя "беспартийным социалистом", отнесся к Февральской рев. 1917, как к возможности демократического переустройства страны. Короленко в своих очерках "Война, отечество и человечество" выступил против "пораженцев" в войне, полагая, что только после освобождения национальной территории и заключения справедливого мира можно будет избежать "войны всех против всех". В.И. Ленин, прочитав это сочинение Короленко, сказал о нем: "Жалкий мещанин, плененный буржуазными предрассудками". Октябрьскую рев. Короленко не принял, полагая, что "сила большевизма всякого рода в демагогической упрощенности" и "возможная мера социализма может войти только в свободную страну". С началом гражданской войны выступал против "красного" и "белого" террора, ходатайствуя перед любыми властями о спасении жизни людей. Короленко осуждал раскулачивание и продразверстку, как безнравственное и безумное прекращение нормальных экономических отношений. Он требовал свободы слова, считая, что "лучше даже злоупотребления свободой, чем ее отсутствие". Короленко требовал отказа властей от невозможного в отсталой стране осуществления социализма и коммунизма, написав 6 безответных писем А.В. Луначарскому, назвавшему их автора "прекраснодушным Дон-Кихотом". Будучи тяжелобольным, категорически отказался от выезда за границу на лечение. Всей своей жизнью Короленко подтвердил данную ему современниками характеристику "нравственного гения".

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.


Литератор

Короленко Владимир Галактионович (1853 - 1921), прозаик. Родился 15 июля (27 н.с.) в Житомире в семье уездного судьи, честного и неподкупного человека, потому и не сделавшего карьеры. Детские годы Короленко прошли в Житомире, где он начал учиться в гимназии, но закончил гимназический курс уже в Ровно, куда отец был переведен по службе. Проза И.Тургенева, поэзия Н.Некрасова и статьи Н.Добролюбова стали причиной того, что впоследствии Короленко напишет: "Я нашел тогда свою родину, и этой родиной стала прежде всего русская литература".

В 1871 окончил гимназию с серебряной медалью и поступил в Петербургский технологический институт, но тяжелое материальное положение заставляет его уйти из института и искать себе средства к существованию. Работает корректором, чертежником.

В 1874 переезжает в Москву и поступает в Петровскую земледельческую и лесную академию. С большим интересом слушает лекции К.Тимирязева, активно участвует в студенческой жизни, то выступая против действий администрации, то организуя библиотеку запрещенных книг. В 1876 за подачу написанного им коллективного протеста студентов Короленко был исключен из академии и выслан в Вологодскую губернию, но с дороги возвращен и поселен под надзором полиции в Кронштадте.

В 1877 поступил в Петербургский горный институт, который тоже не удалось закончить. В 1879 был арестован по подозрению в связях с революционерами и отправлен в ссылку в город Глазов Вятской губернии, затем в Березовские Починки, откуда в 1880 по ложному обвинению в побеге переведен в Вышневолоцкую политическую тюрьму и выслан в Сибирь. С дороги (по выяснении ложности обвинения) был отправлен на жительство в Пермь. За отказ присягать Александру III был в 1881 сослан в Якутию, где провел три года.

В ссылке занимался крестьянским трудом, изучал быт и людей. Здесь по-настоящему проявился его литературный талант. Записи услышанных в Сибири историй, характерных выражений, наброски рассказов и повестей он обработал уже в Нижнем Новгороде, где с 1885 ему было разрешено поселиться после ссылки.

Первые рассказы были опубликованы в 1879 - 80 - "Эпизоды из жизни искателя", "Яшка", "Чудная". В 1882 - рассказ "Убивец", в 1883 - рассказ "Сон Макара". Впечатления сибирской жизни легли в основу многих рассказов, посвященных бродягам, каторжникам, "гулящим людям": "Соколинец" (1885), "Черкес" (1888) и др. В 1885 написан рассказ "В дурном обществе". Сибирская тема будет продолжена и в рассказах 1890-х годов: "Ат-Даван" (1892), "Марусина заимка" (1899).

Годы, проведенные в провинции после сибирской ссылки, - это годы расцвета его творчества, активной общественной деятельности, счастливой семейной жизни. В 1886 Короленко женился на А.Ивановской, родилась старшая дочь. В столичных журналах регулярно печатаются рассказы и очерки писателя.

Живя в Нижнем Новгороде, Короленко обошел и объездил волжские берега, заволжские леса, изучил и описал жизнь приокских мастеровых ("Павловские очерки", 1890) и керженских сектантов ("В пустынных местах", 1890), жителей маленьких городишек и деревень ("За иконой" и "На затмении", 1887; "Река играет", 1891; "Художник Алымов", 1896).

В 1893 писатель побывал в Америке на Всемирной выставке, а в 1895 написал рассказ "Без языка" о жизни украинского крестьянина-эмигранта в Америке.

В 1896 переехал в Петербург, где вместе с Н.Михайловским стал издавать народнический журнал "Русское богатство". В 1900 Академия наук избрала его почетным академиком по разряду изящной словесности, от чего Короленко отказался в 1902 вместе с Чеховым в знак протеста против отмены выборов Горького в Академию. В 1900-е появляются его уральские, крымские, румынские очерки: "У казаков", "В Крыму", "Наши на Дунае". В течение последних шестнадцати лет (1905 - 21) Короленко работал над мемуарами "История моего современника", опубликованными в 1922.

Литературно-критические взгляды писателя нашли отражение в его статьях и воспоминаниях о писателях: "Воспоминания о Чернышевском" (1890), "О Глебе Ивановиче Успенском" (1902), "А.П.Чехов" (1904), статьи о Л.Толстом (1908) и др.

Не все идеи Октября Короленко смог принять. Живя в Полтаве в годы гражданской войны и наблюдая, как она переходит из рук в руки, Короленко выступал против грабежей и погромов, ходатайствовал за арестованных большевиков, но не находил оправдания и ответному революционному террору.

В последние годы у него прогрессировала болезнь сердца, но он трудится: основывает колонии для сирот и беспризорных, участвует в помощи голодающим.

Смерть наступила от воспаления легких 25 февраля 1921 в Полтаве.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


В годы революции (1917)

Короленко Владимир ГалактионовичКороленко Владимир Галактионович (15 июля 1853, Житомир- 25 дек. 1921, Полтава). Отец - уездный судья, мать - дочь польск, помещика. Учился в Петерб. технологич. ин-те (1871-74), затем в Петровской с.-х. академии (1874-76). В 1876 за участие в студенч. волнениях сослан в Кронштадт. В 1877 поступил в Петерб. горный ин-т. В 1879-81 находился в тюрьмах и ссылках. В 1881 за отказ от присяги Александру III сослан в Якут. обл. В 1885-96 жил под надзором полиции в Н. Новгороде, активно участвовал в либеральной оппозиции, сотрудничал в либеральных периодич. изданиях "Рус. Ведомости", "Сев.Вестник", "Нижегородские Ведомости". В 1895-1917 Короленко - один из офиц. издателей ж. "Рус. Богатство". В публицистике Короленко проводятся идеи правового гос-ва, последовательно осуждается пр-во за разжигание сословной ("диктатура дворянства" - очерки "В Голодный год", 1891-92) и нац. (статьи о "Мултанском деле". 1895-96, деле Бейлиса, 1911-13) розни. Участвовал в либеральном движении, считая себя "беспарт. социалистом". В период 1-й мир. войны Короленко занимал "патриотич." позицию, хотя и разошёлся с кадетской газ. "Речь" по вопросам аннексий и не одобрял "кадетскую воинственность".

Отношение к Февр. рев-ции 1917 выразил в выступлении 6 марта на митинге в Полтаве: "Монарх уходит - Россия остаётся... Будем же едины... враг ещё на нашей земле"; предостерегал от "насилий и" мести" (ПСС, т. 32, с. 99). 11 марта избран пред. митинга солдат Полтав. гарнизона и призвал их к единению с народом и сохранению спокойствия и дисциплины ("Рус. Ведомости", 1917, 14 марта). Депутаты от Нар.-соц. партии на проходившем в Полтаве 17 апр. съезде крестьян предложили Короленко выдвинуть его депутатом в Учред. Собр., он отказался, ссылаясь на нездоровье. 2-4 мая в газ. "Рус. Ведомости" напечатана его ст. "Падение царской власти. (Речь простым людям о событиях в России)", где Короленко указывал, что "царской власти уже нет места" в будущей России, и Учред. Собр., как некогда Земский собор, "установит будущую форму правления рус. гос-вом". подчёркивал, что "нужно много мудрости, чтобы прекратить внутри страны разногласия, опасные споры о власти и междоусобия". "пока родине грозит нашествие и гибель его молодой свободы". Статья выдержала в 1917 ок. 40 отд. изданий общим тиражом 600 тыс. экз. (см.: Негретов П.И., В.Г. Короленко. Летопись жизни и творчества. 1917-1921. М.. 1990, с. 20). В ст. "Война, отечество и человечество" ("Рус. Ведомости". 1917, 15-27 авг.) выступил против "пораженцев" и доказывал, что распространение убеждения, "что Родина не нужна, что она не дело всего народа. а только дело каких-нибудь классов", приведёт к анархии и "войне всех против всех".

Позиция Короленко по отношению к Окт. перевороту определялась его убеждением, что "сила большевизма всякого рода в демагогич. упрощённости" (Негретов, с. 29). 2 нояб. обратился с воззванием "Граждане, члены Совета рабочих и содд. деп.",в к-ром писал: "Я заявляю, что не признаю вашей власти, и обращаюсь к вам с братским призывом: остановитесь!.. Не обманывайте же граждан, солдат и народ. Никто кроме вас не покушается на свободу в нашем крае. Откажитесь от поддержки междоусобия и распада, и пусть дальше идёт братская работа над сложным делом созидания нового строя" (там же, с. 35). В раде статей протестовал против ограничения свободы печати, призывал "поставить интересы всего населения выше парт. борьбы". В ст. "Торжество победителей" Короленко, обращаясь к А.В. Луначарскому, писал: "Вы торжествуете победу, но эта победа гибельная для победившей с вами части народа, гибельная, быть может, и для всего русского народа в целом", поскольку "власть, основанная на ложной идее, обречена на гибель от собственного произвола" ("Рус. Ведомости", 1917, 3 дек.). 22 нояб. 1917 избран почётным пред. Полтав. к-та полит. Кр. Креста.

В период занятия Полтавы войсками укр. Центр. Рады и А.И. Деникина Короленко также выступал против террора и мести. 22 июня 1919 в интервью корреспонденту РосТА утверждал: "Основная ошибка Советской власти - это попытка ввести социализм без свободы... Социализм придёт вместе со свободой или не придёт вовсе" (Негретов, с. 111). В 1919-21, не имея возможности выступать в печати. Короленко обратился с серией писем к Луначарскому и пред. СНК УССР Х.Г. Раковскому, осн. содержание к-рых - протест против бессудных расправ ЧК.

Использованы материалы статьи Н.П. Соколова в кн.: Политические деятели России 1917.  биографический словарь. Москва,  1993.


Короленко о Пугачеве

КОРОЛЕНКО Владимир Галактионович (1853 - 1921) - русский прозаик и публицист.

В течение длительного времени Короленко готовился к созданию повести о Пугачевском восстании, все решительнее отвергая официальную историографию с ее тенденциозным, искаженным освещением Крестьянской войны 1773-1775гг. Признавая заслуги А.С.Пушкина, впервые воссоздавшего исторически верный и художественно полнокровный образ Пугачева, он намеревался противопоставить гениальному предшественнику во многом свое видение событий и лиц. С интересом изучал архивные материалы, путешествовал по местам событий, слушал и записывал народные предания. Историческое повествование "Набеглый царь"осталось неосуществленным, однако собранные для него материалы легли в основу цикла очерков "У казаков". История ненаписанной повести обстоятельна рассмотрено в исследовании Н.Г.Евстратова "Набеглый царь" В.Г.Короленко" (сб. "Под знаменами Пугачева", Челябинск,1973, с.76-95).

Биографическая справка перепечатывается с сайта
http://www.orenburg.ru/culture/encyclop/tom2/tom2_fr.html
 
(Авторы и составители энциклопедии: доктор исторических наук Овчинников Реджинальд Васильевич, академик Международной академии гуманизации образования Большаков Леонид Наумович
)


Писатель XX века

Короленко Владимир Галактионович [15(27)7.1853, Житомир — 25.12.1921, Полтава] — прозаик, публицист, критик, общественный деятель.

Отец писателя, Галактион Афанасьевич, был уездным судьей, известным кристальной честностью. Короленко унаследовал от него юридическую жилку, заметную во всех его общественных выступлениях. Отец умер в 1868, оставив семью без средств к существованию. Влиянию матери, Эвелины Иосифовны (урожденная Скуревич), дочери польского шляхтича, Короленко был обязан впечатлительностью и религиозным чувством.

Детство писателя прошло в Житомире и Ровно, куда семья переехала в 1866. Юго-Западный край отличался национальной и конфессиональной пестротой населения. В семье Короленко «мирно уживались, <...> две религии, две национальности и три языка» (Мякотин В.А. В.Г.Короленко. М., 1922. С.4). Дети знали русский, польский и украинский язык, посещали православный и католический храмы и часто затруднялись с ответом на вопрос о национальности. Веротерпимость и абсолютная корректность Короленко в отношении к национальному вопросу были заложены в детстве.

Одним из важнейших гимназических впечатлений Короленко стала встреча с В.В.Авдиевым, определенным в 1869 в ровенскую гимназию преподавателем русского языка и словесности. Короленко отмечал впоследствии, что след этого человека остался в его душе «переплетенным почти со всеми элементами <...> умственного и духовного роста» (РБ. 1908. №2. С.189). Во многом благодаря Авдиеву Короленко нашел свою настоящую родину, «...и то была уже не Польша, не Украина, не Волынь, не Велико-россия, а великая область русской мысли и русской литературы» (Там же).

В 1871, окончив гимназию с серебряной медалью, Короленко приехал в Петербург и подал прошение о приеме в технологический институт. Выбор объяснялся тем, что аттестат реальной гимназии (а классической в Ровно не было) не давал права поступать в университет. Короленко намеревался подготовиться за год к экзамену по классическим языкам и перейти на юридический факультет. Нужда заставляла перебиваться случайными заработками: рисованием географических карт, раскрашиванием ботанических атласов, корректурой и переводами. Материальные трудности вынудили Короленко в 1874 перебраться в Москву, где он был принят на первый курс лесного отделения Петровской академии. Там по совету В.Н.Григорьева он впервые познакомился со статьями идеологов народничества П.Л.Лаврова и Н.К.Михайловского. В Москве Короленко посещал собрания революционно настроенной молодежи. Весной 1876 за подачу коллективного прошения от имени 79 студентов (речь шла о недовольстве полицейскими порядками в академии) Короленко был исключен на год и выслан в Вологодскую губ., но уже в дороге получил разрешение проживать с родственниками в Кронштадте под надзором полиции.

В 1877 Короленко вновь становится студентом — и опять безуспешно.

7 июня 1878 состоялся скромный публицистический дебют Короленко: в газете «Новости», гдеон работал корректором, была напечатаназаметка «Драка у Апраксина двора». В февр. 1879 Короленко передал в «Отечественные записки» свое первое художественное произведение — рассказ «Эпизоды из жизни искателя», отвергнутый М.Е.Салтыковым-Щедриным с формулировкой «...зелено очень». Г.А.Вялый отметил в «Эпизодах...» влияние«сентиментального» народничества в духе Н.Н.Златовратского (Вялый Г. — С.25).

Приобретенная однажды репутация «опасного агитатора и революционера» осталась у Короленко на всю жизнь. В марте 1879 Короленко вместе с братом Илларионом был арестован по ложному подозрению в связях с подпольным изданием «Земли и воли» и выслан в Вятскую губ. В октябре — новая ссылка, в Березовские Починки «за сближение с крестьянским населением и за вредное вообще влияние». Знакомство с реальной жизнью починковских обитателей заставило Короленко усомниться в романтических представлениях о народе: «Я понял,— писал Короленко в "Истории моего современника",— что судьба занесла меня не в чудесную страну какого-то особенного духа и особой народной правды, а просто я попал в глубину прошлого на несколько столетий».

8 марте 1880 в Вышневолоцкой политической тюрьме, по пути в очередную ссылку, Короленко написал очерк «Чудная» (впервые Прогресс. 1892. 19 февр.-18 марта (Нью-Йорк); в России: РБ. 1905. №9; под заглавием «Командировка»). Произведение еще в рукописи было высоко оценено Г.И.Успенским. В «Чудной» Короленко впервые создал ситуацию, повторившуюся затем во многих его произведениях: столкновение героев, обладающихразличными, порой враждебными позициями — политическими, конфессиональными, культурными, социальными (в данном случае жандарма Гаврилова и революционерки Морозовой). Герой в такой ситуации оценивается писателем по его способности понять другого, найти возможность контакта, поставить человеческие (в основе христианские) ценности выше всего остального.

Проблемы, поднятые в «Чудной», свидетельствовали о начале серьезного мировоззренческого кризиса, разрешение которого произойдет уже в следующей, самой длительной и тяжелой ссылке — в якутской слободе Амга, где Короленко оказался в 1881 за отказ от присяги на верноподданство новому императору. Приведение ссыльных к присяге было формальностью. Но Короленко, как во многих других случаях, не смог поступить против совести: «Я испытал лично и видел столько неправды от существующего строя, что дать обещание в верности самодержавию не могу»,— написал он в заявлении об отказе от присяги.

3 года последней ссылки были заполнены активной деятельностью, в т.ч. и литературной. Здесь был собран материал для многих позднейших произведений, написаны рассказы «Убивец» (1885), «В дурном обществе» (1885), более известный в сокращенном варианте для детского чтения как «Дети подземелья», а также святочный рассказ «Сон Макара» (1885), в котором отразилось новое «настроение» Короленко, сознательный отказ от революционной карьеры и отход от иллюзий «романтического» народничества. Позитивный вывод амгинского кризиса: «Любить этот народ — не в этом ли наша задача?» — отразился в сюжете произведения. Потерявший человеческий облик Макар преображается и обретает дар речи на Высшем суде, когда появляется сын старого Тойона (Тойон — по-якутски Бог), т.е. Христос, и обращается к крестьянину со словами любви.

В конце 1884, по окончании срока ссылки, Короленко приехал в Нижний Новгород, где провел самый счастливый и плодотворный период жизни (1884-96). Он становится популярным писателем, сотрудничает со многих периодическими изданий: журнал «Северный вестник», «Русская мысль», «РБ», газета «Русские ведомости», «Волжский вестник».

В 1886 и 1892 выходят сборник его «Очерков и рассказов».

На сибирских впечатлениях основаны рассказы «Соколинец» (1885), «Федор Бесприютный» (в 1-й ред.: «По пути», 1888), «Черкес» (1888), в которых Короленко продолжил разработку народной темы. Глубокий интерес Короленко к духовной жизни народа, к его религиозным верованиям нашел отражение в рассказах: «За иконой» (1887), «Птицы небесные» (1889), очерках «На Волге» (1889), «На затмении» (1887) и «В пустынных местах» (1890). В этом ряду стоит и рассказ «Река играет» (1892), герой которого безалаберный, но добродушный и искренний перевозчик Тюлин оказывается ближе и понятнее автору, чем надменные сектанты «уреневцы». В художественном творчестве появилась и новая проблематика. Углубился интерес к философским вопросам. Герой повести «Слепой музыкант» (1886) испытывает неодолимую тягу к свету, которого никогда не видел. Символика произведения строится на «потемках души» (Батюшков Ф.— С.50), на извечном стремлении человека к непознанному. В рассказе «Ночью» (1888) ребенок, чувствующий тайну рождения и смерти, оказывается, по мнению Короленко, мудрее и ближе к истине, чем логично рассуждающий студент-медик. В «фантазии» «Тени» (1891) нерассуждающая вера Елпидия, скептицизм Сократа и мистические прозрения Ктезиппа представлены как последовательные, бесконечно повторяющиеся этапы движения человека к Истине.

В июле-сент. 1893 Короленко вместе с С.Д.Протопоповым совершил путешествие в Америку на Всемирную выставку в Чикаго, посетив по дороге Швецию, Данию, Великобританию и Францию. Америка еще в 1870-х была идеалом революционеров, страной будущего, где решены проблемы, стоящие перед Россией, поэтому поездка была особенно интересна писателю. Впечатления отразились в очерках «Драка в доме (Парламент в Англии)» (1894), «В борьбе с дьяволом (Армия спасения)» (1895), «Фабрика смерти (Бойня в Чикаго)» (1896) и др. На американском материале был написан рассказ «Без языка» (1895), где Короленко ставит героев произведения, попавших в Америку, в свою излюбленную ситуацию, когда от способности человека к адаптации, к пониманию чужого языка и чужой культуры зависит не только его судьба, но и жизнь др. людей. Американская тема в творчестве Короленко имеет прежде всего «русское содержание»: «Только здесь чувствуешь сердцем и сознаешь умом, что наш народ, темный и несвободный,— все-таки лучший по натуре из всех народов!» — писал он из Чикаго 15/27 авг. 1893 (Избранные письма. Т.1. С.109).

Нижегородский период был временем активной общественной и публицистической деятельности Короленко. Этой деятельностью Короленко «утверждал особое значение интеллигента в жизни: <...> интеллигента-гражданина, ведущего борьбу с разного рода злоупотреблениями и неправдами» (Батюшков Ф.— С.53). К. начал с попыток ввести в обыкновение посещение публикой земских дворянских и городских собраний, а также их огласку в прессе. Используя печатное слово, Короленко вынес на суд общественного мнения злоупотребления акционерного общества «Дружина». Сильный общественный резонанс в России получило дело Александровского дворянского банка, начатое благодаря частному расследованию Короленко и Н.Ф.Анненского.

В 1891 Короленко принял активное участие в организации бесплатных столовых для голодающих. Впечатления этого времени легли в основу книги очерков «В голодный год» (1893). Одной из самых громких общественных акций писателя стала защита мултанских вотяков, обвиненных в ритуальном убийстве. В мултаиском процессе участвовали многие видные русские юристы, такие, как А.Ф.Кони и Н.П.Карабчевский, но основная заслуга в оправдании вотяков приписывалась общественным мнением именно Короленко. Ему было предоставлено последнее слово на заключительном судебном заседании в Мамадыше. Вотяки были оправданы. Несмотря на это, в прессе долго еще обсуждались детали процесса, высказывались сомнения относительно справедливости окончательного решения. Полностью правота Короленко подтвердилась в 1927, когда были установлены имена истинных убийц.

В 1895 Короленко стал соиздателем журнала «РБ», идейное направление которого определялось прежде всего Н.К.Михайловским.

В 1896 Короленко переехал в Петербург и стал основным редактором отдела беллетристики. Ежегодно ему приходилось прочитывать и обрабатывать от 100 до 500 рукописей. В отделе «Хроника внутренней жизни» появились его обширные обзоры на внутриполитические темы, написанные совместно с Анненским под криптонимом О.Б.А. Много хлопот было связано с участием в заседаниях Литературного фонда и другими общественными функциями. На собственное литературное творчество оставалось слишком мало времени. Тем не менее летом 1900 Короленко совершил длительную поездку в Уральск, где собирал материал для давно задуманного романа «Набеглый царь» о Емельяне Пугачеве. Результатом стал цикл очерков «У казаков» (1901).

В сент. 1900 Короленко переехал в Полтаву, где уже обосновалась его семья. За ним была сохранена должность члена редколлегии и руководителя беллетристического отдела «РБ». Более спокойный образ жизни писателя в Полтаве не замедлил сказаться на творчестве: в 1901 в «РБ» были опубликованы рассказы «Мороз» — о человеке, казнившем в себе подлую человеческую природу, а также «Последний луч» и «Государевы ямщики», основанные еще на сибирских впечатлениях, а в 1903 — «Не страшное», в котором К. затронул неожиданную для себя тему о роковом переплетении трагического и обыденного.

Полтавский покой длился недолго. В 1905 Короленко начал тесно сотрудничать с либеральной газетой «Полтавщина». В окт.-нояб. здесь вышел цикл его статей «Письма к жителю городской окраины», в котором выразился основной пафос публицистики писателя: «...нужно стремиться стать гражданами и своего города и, главное, также всего своего отечества».

В 1906 Короленко встал на защиту крестьян с.Сорочинцы, в котором свирепствовала карательная экспедиция Филонова. В статье «Сорочинская трагедия» (1907) Короленко не защищал бунтарей и не призывал к революционным потрясениям — он требовал лишь соблюдения законности.

Одним из ярчайших образцов публицистики Короленко стал очерк «Бытовое явление» (1910), направленный против смертной казни. Произведение вызвало сочувственный отклик Л.Н.Толстого.

В 1905 Короленко начал работу над главной книгой своей жизни «История моего современника» (впервые полностью: Полное посмертное СС. Т.1-5). Автобиографичность «Истории...» не помешала ей стать летописью целого поколения. «Со стороны художественно-публицистического анализа души ребенка и юноши <...> воспоминания Короленко могут быть поставлены рядом с "Детством" и "Отрочеством" Л.Н.Толстого. Яркостью изображения эпохи, а равно глубиной и значительностью ретроспективных размышлений они напоминают "Былое и думы" Герцена»,— писал Д.Н.Овсянико-Куликовский (Вестник Европы. 11910. №9. С.59).

Короленко известен и как литературный критик. В воспоминаниях и статьях о писателях: «О Глебе Ивановиче Успенском» (1901), «Антон Павлович Чехов» (1904), «Лев Николаевич Толстой: Статьи первая и вторая» (1908), «Всеволод Михайлович Гаршин» (1910) и др. первостепенен психологический анализ личности автора, который во многом определяет отношение к его творчеству.

В статьях 1917 «Падение царской власти: Речь к простым людям о событиях в России» (май) и «Война, отечество и человечество: Письма о вопросах нашего времени» (авг.) Короленко выступил как популяризатор демократических идей и понятий о патриотизме. Отношение писателя к событиям 1917 определенно выразилось в статье «Торжество победителей» (дек.), изобличающей лицемерие и нравственную несостоятельность представителей новой власти.

Во время Гражданской войны Короленко пришлось защищать не идеи и принципы, а отдельные человеческие жизни. Он проводил дни и ночи в хождениях по карательным учреждениям воюющих сторон, призывая к соблюдению хотя бы элементарных норм права, протестуя против широко распространившейся практики бессудных расстрелов и казней в административном порядке.

Короленко неоднократно выступал с острой критикой большевизма, однако и к попыткам реставрации самодержавия относился скептически: «...теперь на русской почве стоят лицом к лицу две утопии. <...> Утопии реакционной противостоит другая утопия — большевистского максимализма» (Из дневников 1917-1921 гг. // Память. М., 1977; Париж, 1979. С.395). Собственные представления Короленко о началах, на которых могла бы возродиться Россия, изложены в крупных публицистических циклах 1919-20.

В 1919 был закончен очерковый цикл «Земли! Земли!» (1922), посвященный основному вопросу российских реформ и революций. Напоминая об истории земельного вопроса в России, Короленко предостерегал от «неразумных крайностей» при его решении.

В 1920, после встречи с наркомом народного просвещения А.В.Луначарским, Короленко по просьбе последнего написал 6 писем, в которых выразил свое отношение к происходящему. «Письма к Луначарскому» (1922) стали духовным завещанием писателя. Настаивая на постепенном, «органическом» характере общественного развития, Короленко утверждал, что в России не было предпосылок для социальной революции, а происшедший политический переворот не имел с ней ничего общего. Он призывал уйти с пути насилия, объективно оценить ситуацию в стране и приступить к тяжелой и долгой работе по созданию условий для реального эволюционного развития общества. «Правительства погибают от лжи...— писал Короленко — Может быть, есть еще время вернуться к правде». В России «Письма к Луначарскому» были впервые опубликованы в 1988 и вызвали огромный общественный резонанс.

Современники не раз отмечали уникальность моральной личности Короленко, называя его «нравственным гением», праведником русской литературы. Однако и творческая индивидуальность писателя по-своему уникальна. В творчестве Короленко соединил вещи, казалось бы, несовместимые: сильное религиозное чувство и пытливый интерес к естественным наукам, страстность публициста и сдержанность бытописателя, темперамент поэта и аскетизм фактографа. «Междуполярность» характеризует авторскую точку зрения в большинстве произведений писателя. Не утверждение какой-либо идеи, но стремление найти пути к гармонии разных идей и представлений определяет специфику позиции писателя.

С.Я.Гуськов

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 269-273.


Далее читайте:

И.М. Майский - В.Г. Короленко. 22 (9) июля 1912 г.

И.М. Майский - В.Г. Короленко. 4 сентября 1921 г.

Мурат РАХИМКУЛОВ. Уфимские страницы Короленко. К 150-летию со дня рождения.

Шуб Д.Н. Политические деятели России (1850-ых—1920-ых гг.). Сборник статей. Издание  «Нового журнала». Нью-Йорк 1969. ГЛАВА X. Владимир Короленко и Советская власть.

Николай ЯРЕМЕНКО. Полтавское подземелье Короленко. 28.05.2009

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Полное посмертное СС: в 50 т. Харьков; Полтава, 1922-29. Т. 1-5, 7, 8, 13, 15-22, 24, 50-51;

СС: в 10 т. М., 1954;

СС: в 5 т. Л., 1989-91;

История моего современника. М., 1965;

Избранные письма: в 3 т. М., 1932-36;

Была бы жива Россия! Неизвестная публицистика 1917-1921 М, 2002.

Воспоминания. Статьи. Письма. М.. 1988:

Письма A.3. Луначарскому, "Новый мир". 1988, N 10;

Письма Х.Г. Раковскому. "Вопросы истории", 1990, N 10.

Литература:

Иванов И.И. Поэзия и правда мировой любви. СПб., 1900;

Шаховская Н.Д. В.Г.Короленко. М., 1912;

Батюшков Ф.Д. В.Г.Короленко как человек и писатель. М., 1922;

Беренштам В.В. В.Г.Короленко как общественный деятель и в домашнем кругу. Берлин, 1922;

Вялый Г.А. В.Г.Короленко. 2-е изд, перераб., доп. Л., 1983,

Негретов П.И. Летопись жизни и творчества В.Г.Короленко. 1917-1921. М., 1990.

Негретов П.И. В.Г.Короленко: Летопись жизни и творчества. 1917-1921. М., 1990.

Comtet M. Vladimir Galactionovic Korolenko (1853-1921): L'homme et I'oevre: En 2 v. Lille-Paris, 1975.

Короленко В.Г., Книга об отце, Ижевск. 1968;

В.Г. Короленко в воспоминаниях современников, М., 1962.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС